ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ НЕЗАМЕНИМ
Коррупция является большой проблемой в мире. Она разрушает доверие общества к государству, снижает эффективность государственной власти, препятствуя социально-экономическому и духовному развитию страны. Для усиления борьбы с коррупцией в Казахстане проведена реорганизация Агентства по делам госслужбы в Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции. О стратегии и приоритетах нового ведомства наша беседа с его руководителем Маратом Ахметжановым.
— Марат Муратович, государственная служба представляет собой связующее звено между властью и народом. В нашей стране принимаются большие усилия по искоренению коррупции и на бытовом уровне, и в сфере государственной службы. Какова будет тактика нового регионального департамента?
— Сразу хочу подчеркнуть, что принципиально важный подход в нашей работе — акцент на устранение причин и условий коррупции, а не на борьбу с ее последствиями.
Последовательно повышается эффективность и прозрачность работы государственного аппарата, оказания государственных услуг, кардинально снижается административная нагрузка на бизнес, совершенствуется антикоррупционное законодательство, расширяется поле общественного контроля. Принята «Антикоррупционная стратегия», важный стратегический документ, в котором изложена концепция правовой политики и разработан комплекс мероприятий, которые будут способствовать уменьшению коррупционных рисков. Впервые заложен фундамент для будущего принятия трех основополагающих законов, направленных на общественный контроль государственных органов. Речь идет о принятии законов «Об общественном контроле», «О доступе к информации», «О всеобщем декларировании доходов и расходов физических лиц». Без этих трех китов, без обратной связи с населением нельзя достичь намеченной цели. Одним из первых шагов данной стратегии стало создание уполномоченного органа, путем слияния финансовой полиции и Агентства по делам государственной службы, в новую структуру. Теперь акцент, как я уже отметил, будет сделан на общественные структуры. Недавно мы создали Общественный совет, и это, как говорится, одна из первых ласточек. Мы постарались охватить все слои общества, в том числе молодежь, ветеранов, представителей общественных организаций, предпринимателей, журналистов, депутатов, а также государственных служащих.
— Должна быть выстроена обратная связь с населением?
— Да. Надо понимать чаяния каждого человека. Поэтому в общественный совет при департаменте мы подобрали таких людей, которые возглавляют, например, молодежные общественные движения, чтобы доступно объяснять те программы и платформы, которые вырабатывает страна. И мы должны знать, что сегодня беспокоит работников сельского хозяйства, нефтяной сферы, молодых людей. Важно быть услышанным. Думаю, когда будут рассматриваться вышеупомянутые три новых закона, мнения представителей общественных советов будут услышаны.
— Казахстан поставил цель вхождения к 2025 году в первую тридцадку стран Глобального индекса конкурентоспособности по показателю «Прозрачность принимаемых решений». Что конкретно подразумевается под общественным контролем?
— Есть три постулата: контроль, учет и прозрачность. Прозрачность и гласность возможны с помощью общественного контроля на законодательном уровне, который будет иметь правовую базу, правовые рычаги для действенного влияния на ситуации.
Еще один актуальный закон — это закон «О доступе к информации», будет помогать народу, налогоплательщику, узнавать, например, что планируется построить в регионе. К примеру, Дворец культуры. А нужен ли сегодня такой объект? Может, в первую очередь, следует построить больницу, детский сад? В законе будет прописан и механизм прозрачности хода строительства. Население получит право организовать вызов застройщика и заслушать информацию о том, как идет строительство, сколько освоено финансовых средств.
Таким образом, развитие института общественного контроля позволит обеспечить ориентацию деятельности объектов общественного контроля на реализацию общественных интересов, а также оградить граждан от бюрократических препонов и коррупционных посягательств, повысить доверие между властью и обществом. Совокупность всех этих мероприятий будет способствовать искоренению коррупции.
— 9 декабря прошлого года департаментом впервые был проведен молодежный антикоррупционный Форум на тему «Борьба с коррупцией — наше общее дело». Подобные мероприятия помогают достичь поставленной цели? Может, надо искать новые методы?
— Коррупция — большое зло, разрушающее любое государство. Важно устранить корни взяточничества и воспитывать жизни без взяток надо именно молодых людей. Без правового воспитания, правовой культуры обойтись нельзя. Мы все должны быть нетерпимы к проявлениям коррупции. Уже с детского сада надо учить детей тому, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Вместе с тем, нетерпимость к коррупции должна формироваться уже в семье. Коррупция негативно влияет на психологию человека, снижает его конкурентоспособность. Сегодня уже дошло до того, что некоторые люди даже хвастаются, каким незаконными спсобами они добились того или иного результата. Но если мы хотим войти в число 30 конкурентоспособных стран мира, то нужно учиться, работать и жить по совести.
С учетом всего этого требуется совершенствовать законодательство, обеспечить защищенность прав и свобод граждан Казахстана. И в то же время необходимо искать свой национальный путь по борьбе с коррупцией, а опыт зарубежных стран применять только положительный.
— Опыт какой-то страны уже рассматривался?
— Мы изучали опыт Гонконга. До 1978 года там была тотальная коррупция, что вылилось в массовые студенческие волнения. Коррупцию в финансовом центре Азии начали искоренять почти сорок лет назад, когда взятки стали привычным делом для китайцев. Значительных результатов страна добилась благодаря созданию независимой комиссии, принятием соответствующих законов и изменением отношения общества к этому злу. Победить коррупцию в Гонконге, где когда-то ею было пронизано 94% всего государственного сектора, а сейчас 2-3%, удалось тремя простыми мерами. Например, чиновников заставили доказывать, что все, что ими было куплено, приобретено на законные деньги, иначе конфискация и тюрьма. Во-вторых, была создана независимая комиссия по борьбе с коррупцией, у сотрудников которой очень высокие оклады, и она подчиняется только генерал-губернатору. Комиссия призвана не только выявлять взяточников, но и заниматься профилактикой — предотвращать взятки в сферах, наиболее подверженных коррупции. Также они могут провести проверку в любом ведомстве и министерстве, если есть хотя бы малейшее подозрение во взяточничестве. За работой комиссии следят общественные организации, которые могут уволить специалиста НКБК при документальном подтверждении его нечистоплотности. В Гонконге перестали преследовать тех, кто взятку дает, то есть, виноват всегда чиновник.
— Будут ли изменения в деятельности Дисциплинарного совета?
— Некоторые методы в противодействии коррупции себя уже изжили, но Дисциплинарный совет пока останется. Если раньше решение Диссовета носило рекомендательный характер, то теперь оно стало обязательным для исполнения.
— Прежде в Казахстане правоохранительные органы «гонялись» за показателями в выявлении коррупционных правонарушений и преступлений…
— Так и было. Передовиками становились те, кто больше привлекал коррупционеров к уголовной ответственности, и все потому, что действовали такие критерии оценки деятельности правоохранительных органов. Может быть, существовал даже психологический момент, человек не был заинтересован в выявлении причин таких преступлений. Ведь она давала ему работу. Вспомните, одно время ловили потребителей наркотиков, тогда как все усилия следовало сконцентрировать на задержании наркодельцов, поставляющих наркотики для распространения, что сегодня и делается. Сегодня работа по изменению законодательства идет постепенно, по всем линиям служб. Я являюсь одним из разработчиков новых Уголовного и Уголовно-Процессуального Кодексов республики. Они вступили в силу с нового года. В них заметные новшества, они претерпели значительные изменения по сравнению с предыдущими. Значительно упрощается уголовный процесс, исключены стадии доследственной проверки, возвращения судом дел на дополнительное расследование, институт предъявления обвинения, которые приводили к волоките расследования.
— Что «светит» коррупционеру?
— За коррупционные преступления теперь нет условного наказания. Приговор — до 12 лет лишения свободы. Осужденным коррупционерам навсегда закрыт доступ на занятие должностей на государственную службу. Установлена большая кратность штрафов, взял взятку в размере 1 тыс. долларов США — штраф будет до 70 тысяч долларов США. Обязательна конфискация имущества, добытого преступным путем.
— Ужесточением ответственности коррупцию вряд ли можно победить…
— Будет целый комплекс широких мер, своеобразный метод «кнута и пряника». Стоит вопрос повышения заработной платы государственных служащих, в регионах она особенно низкая. Надо решать.
— Завершен ли процесс конкурсных процедур по вакантным должностям для новых работников департамента? Штат сотрудников укомплектован?
— Еще нет. Более 50 человек подали заявки на вакантные места. Претенденты на работу в новом департаменте проходили тестирование, собеседование, проверки специальными органами, на полиграфе. Мы отобрали только 7 человек.
Хочу акцентировать, что компетенцией нового департамента также является подбор и расстановка кадров государственных служащих. В нынешнем году будет вводиться пилотный проект — постоянное наблюдение за карьерой государственных служащих для того, чтобы иметь возможность планировать ее в дальнейшем. А сама функция «карьерного планирования» должна работать на основе электронной системы «е-қызмет». Информационная система «е-қызмет» станет действенным инструментом в предупреждении коррупции в сфере государственной службы.
Сегодня акцент нашей деятельности смещен на профилактику, оценка работы будет строиться на том, сколько предотвратили нарушений, сколько выявили пробелов в нормативно-правовых актах. Нужно выявлять нормативно-правовые базы, подверженные коррупции. Например, какая-то госуслуга выполняется в течение 15 дней, тогда как ее вполне можно оказать за один день. С прошлой недели мы начали проводить мониторинг деятельности Министерства по инвестициям. Затребовали информацию о функциональных обязанностях ведомства по оказанию государственных услуг населению.
— Новые законы и общественная поддержка — факторы того, что ситуация должна исправляться…
— На это нацелены реформы в борьбе с коррупцией, системная работа в этом направлении. Каждый человек должен жить неприятием коррупции. Тогда можно рассчитывать на успех.
Светлана НОВАК