Официально

«Казахстанский барс» и «Азиатские тигры»

Символично, что в этом году исполняется 15 лет с того дня, когда Президент Н.А. Назарбаев провозгласил Стратегию «Казахстан-2030». Именно в ней впервые был сформулирован образ «Казахстанского барса».

Также в этом году Президент Н.А. Назарбаев совершил плодотворные, насыщенные государственные визиты в Малайзию, Индонезию, Вьетнам, — в те страны, за которыми закрепилось имя «Азиатских тигров».

В отличие от визитов 90 годов, когда Казахстан только становился на ноги, сегодня «Казахстанский барс» в мировой плеяде лидеров занимает особое место и ведет сотрудничество с передовыми странами Юго-Восточной Азии на равных.

Президент Казахстана конструктивно использует опыт модернизации Малайзии, сконцентрированный в книге бывшего Премьер-министра Малайзии Махатхира Мохамада «Путь к себе». Как подчеркнул Н.А. Назарбаев: «Азиатский тигр» стал вдохновляющим примером для многих стран региона».

Казахстан и Малайзия имеют немало общего. В Казахстане, как и в Малайзии, проживают представители многих этносов и конфессий. История возникновения Астаны сравнима с процессом создания города Путраджайя, новой столицы Малайзии. Основные векторы государственной программы Казахстана «Стратегия-2030» нацелены на обеспечение планомерного развития страны, так же, как и малазийская Стратегия «Видение-2020». Именно сегодня, когда происходит реализация Стратегической программы «Казахстан-2030», особенно важно учесть и использовать малазийский модернизационный опыт.

В Малайзии, например, уже сегодня развиваются «кибер-города», «кибер-коридоры», в которых сосредоточены знания, коммуникации и ресурсы завтрашнего дня. Это хороший пример креативного развития.

Казахстан также интересен для Малайзии. Как отметил Премьер-министр Малайзии Наджиб Тун Разак: «Вашу страну отличает наиболее благоприятный инвестиционный климат в регионе. Мы рассматриваем Казахстан как основу выхода на рынок Единого экономического пространства. В свою очередь Малайзия может служить для Казахстана воротами в Юго-Восточную Азию».

Малайзия — успешный представитель «Азиатских тигров» и одна из самых передовых стран Юго-Восточной Азии, прошедшая многие ключевые этапы политического транзита и экономических реформ раньше Казахстана. Управление экономикой Малайзии опирается на модель централизованного стратегического планирования, которая лежит в основе пятилетних планов развития. Здесь присутствует сильное государственное регулирование, и в то же время приветствуется развитие предпринимательства, которое надежно защищено государством от рисков и криминала.

В Республике Казахстан аналогичная модель позволила полноценно развивать инфраструктуру страны и эффективно разрешать социальные конфликты, особенно в моменты экономических кризисов. В Казахстане давно действует индустриально-инновационная программа, которая создает «новую индустриальную экономику» страны. Опыт Казахстана по творческому обогащению малазийской модели взаимодействия между государственным и частным секторами в форме частно-государственного партнерства представляет особый интерес для всех евразийских стран.

Однако, интерес к опыту Малайзии со стороны казахстанских топ-менеджеров не ограничивается одной, сугубо экономической сферой. Во-первых, малазийская концепция политического устройства сделала очень многое для экономического развития страны, при сохранении стабильности и согласия в обществе. Во-вторых, Малайзия за короткий промежуток времени совершила мощный экономический рывок и превратилась из бедной колониальной страны в государство с высоким уровнем жизни. Но важнейшей функцией малазийского современного государства становится прорыв в инновационную стадию экономики.

Казахстанский барс и Азиатские тигры1Малайзия собирается перескочить этап традиционного  индустриального общества, экономика которого основана на извлечении и промышленном использовании природных ресурсов. Для Казахстана, заявившего о необходимости модернизационного, инновационного рывка, этот опыт необычайно важен.

В ходе малазийской модернизации большое значение придавалось проблеме статуса коренного населения страны. Политическому руководству Малайзии удалось справиться с этой проблемой без революций и потрясений. Политическая стабильность, веротерпимость, готовность к модернизации и, вместе с тем, сохранение национальной самобытности — эти составляющие успеха современной Малайзии стали практическим примером для стремительно модернизирующегося Казахстана.

Однако, Республика Казахстана смогла не только творчески повторить, но и заметно превзойти малазийский опыт в такой деликатной сфере, как гармония в межэтнических отношениях. Государствообразующий статус казахского народа и его государственного языка стал краеугольным камнем независимого Казахстана. Вместе с тем, эта ведущая политическая роль достигнута не за счет принижения других этносов республики.

Важнейшим инструментом поддержания межэтнического мира и согласия, при сохранении руководящей роли казахской нации, является уникальный институт Ассамблеи народа Казахстана, созданный Президентом Н.А. Назарбаевым.  Такой опыт бесконфликтного решения этнических проблем и массового привлечения энергетики всех этносов Казахстана для решения проблем модернизации страны представляется исключительно важным и значимым для всего мира.

В целом, опыт самых динамичных стран Востока — Малайзии, Сингапура — пригодился для создания эффективной модели в современном Казахстане, где Президент Н.А. Назарбаев поставил актуальную задачу новой индустриализации и построения инновационной экономики.

«Казахстанский барс» практически использует опыт «Азиатских тигров» и готов в XXI веке его превзойти.

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button