В воде не тонут и в огне не горят
Напомню, что в первой публикации рассказ шел о том, как наша группа училась реанимировать людей в тренинг-центре ТОО YKK, используя при этом специальный манекен «Маленькую Энни». Наступили второй и третий дни курса по выживанию. Этап № 2: Helicopter Underwater Escape Training, что в переводе означает: подводная эвакуация из тонущего вертолета.
Теория пройдена. Она легка и даже весела, потому что находишься в обычной аудитории, в кресле, слушаешь объяснения и смотришь на действия инструктора. Записываешь в блокнот, как надо поступать, смеешься над собственными и чужими ошибками при повторении пройденного материала, подшучиваешь, над тобой тоже подшучивают. Но ни один из нас не подозревает, что совсем скоро, уже на практике, всех ожидает нешуточная передряга. А еще предстоит тушение разнотипных пожаров, спасение из задымленного лабиринта при нулевой видимости и тесноте, плюс, выживание на море, при минусовой температуре.
Беспокойство перед стартом
До начала практических занятий остается час — обеденный перерыв, перекур. В специально отведенном для этого месте разговоры. Уже чувствуется некая напряженность.
— Что-то я немного нервничаю, — говорит участник BOSIET Леонид Павлов из города Актау. — Как думаешь, справимся? Мне от этого вертолета не по себе как-то.
Он в первой группе эвакуации, их четверо. А я-то что могу ответить, — да, справитесь, конечно, а у самого какое-то недоброе предчувствие. Даже улыбка, ощущаю, немного натянутая. Сам переживаю, но пока еще не в полную силу. Про себя повторяю инструкцию — ухватиться за опору, подождать 7 секунд (давление, остановка винтов), наклониться вперед для натяга ремня, выбить стекло в окне, и, не отпуская опоры, отстегнув стропы, выплыть в иллюминатор. И ни в коем случае не дергать веревочку спуска спасательного жилета в модуле до всплытия! Повторяю, повторяю, повторяю. Остальные, подсобные действия уже успели вылететь из головы. Ладно, там разберемся. Нет, ребята, справитесь. Часть из вашей команды в прошлом уже проходила это. Срок действия сертификата уже закончился, теперь по-новому необходимо — четырехгодичный стандарт аннулирован, ныряй опять, ибо работа такая, на море.
И вот, время «Х» настало: шагом марш в специально оборудованный бассейн в габаритном ангаре. Там нам придется тонуть в вертолетном модуле, который по размерам и обустройству посадочных мест внутри идентичен настоящему. Такие пассажирские «вертушки» летают с Атырауского международного аэропорта на оффшор — кашаганский остров D на Каспии. Кстати, нашим военным «не везет» в этом плане, им опаснее, поскольку у вертолетов моделей «МИ», находящихся на вооружении отечественных вооруженных сил, иллюминаторы маленькие, не под размеры человеческого тела, выдавить их рукой практически невозможно, если заклинит открывающий замок, в случае аварии в наличии лишь выходной люк для эвакуации. Одна дверь, попросту говоря. Перевернется, будет тонуть — мало не покажется.
Так вот, боюсь показаться нескромным, но я достаточно хорошо плаваю. По крайней мере, чтобы продолжительно держаться на плаву — есть опыт, научил Урал, который с друзьями мы неоднократно переплывали по нескольку раз. И под водой чувствуешь себя, как рыба, столько лет ныряя в реку. Да не тут-то было. Только не с дыхательным аппаратом в зубах. И не тогда, когда ты погружаешься в замкнутом пространстве, наглухо пристегнутый ремнями к сиденью, в тесном гидрокостюме, стянутый накрепко лямками спасательного жилета, и тебя переворачивают в кабине вверх тормашками, и нет уже воздуха. Это жутко, несмотря на то, что, вроде бы как, знаешь — ты всего лишь в тренинг-центре. Знание этого, кстати, самым первым и покидает твой мозг, уступая место панике.
Дышать под водой?
Сама мысль об этом претит многим в психологическом плане. Мы всегда, ныряя в воду, задерживаем дыхание. А вот попробуйте, если вы, конечно, не профессионал-аквалангист, дайвер-глубоководник, взять загубник дыхательного аппарата в рот, окунуться и вдохнуть воздух в себя! Каково это впервые? Да, страшно, вот это как. Чувство, что ты сейчас втянешь в легкие жидкость.
В бассейне есть специальные поручни. Как у балерин, за которые они держатся, изучая различные «па». Только в YKK эти поручни под водой почти по всему периметру. В помощь тебе, как говорилось выше, эвакуационный дыхательный аппарат (АВС), расположенный на груди спасательного жилета. Нужно нырнуть, и, дыша через АВС, проплыть какое-то время, хватаясь за эти подводные штанги. Необходимое упражнение, чтобы привыкнуть к дыханию в воде. Это не значит, что ты будешь использовать упомянутый выше баллон, свободно действуя долгое время. А значит, что у тебя всего несколько глотков своего собственного воздуха, который ты вдыхаешь изначально в это устройство для того, чтобы иметь возможность выбраться из вертолета, не нахлебавшись воды.
— Сейчас ваша задача, используя эту систему, научиться дышать, привыкнуть, перед тем, как тонуть в вертолетном модуле, — говорит наш инструктор Чингис Айдынбаев. — Главное, не бойтесь, вас будут подстраховывать инструкторы-дайверы. Они следят за вашим поведением под водой и с поверхности.
Легко сказать. В общем, более или менее, все прошли испытание. Скажу сразу, даже просто опустив лицо с загубником в воду и попробовав вдохнуть, я перепугался. И, дрожа всем телом, кое-как проплыл, хватаясь судорожно за поручни. Ощущение, будто на тебя натянули целлофановый пакет, и кислорода осталось на пять секунд. Правда, получилось на довольно большую для новичка, дистанцию. 15 секунд продержался. И тем не менее…
— Не надо обманывать себя, и нас, — подчеркивает Чингис. — Был случай, парень также опустил лицо с загубником в воду, но не дышал, а просто задерживал дыхание. Потом его спросили — ну как? Он говорит — замечательно! А мы-то видели, что он и не пытался, створки АВС-ки не шелохнулись даже.
Маленькое примечание — бросайте курить, дамы и господа, потому как объем легких сокращается, а это напрямую связано в таких случаях с уменьшением возможности более длительного использования системы АВС, да и вообще забора воздуха. Истина проста — чем больше вдохнул, тем больше в подушку выдохнул. Ваш покорный слуга, будучи заядлым курильщиком, испытал большие тяготы, поскольку проигрывал тем, кто не курит в объемах запаса кислорода в легких. Но самое тяжелое нас только ожидало.
«Brace, brace, brace» — «Падаем, падаем, падаем»
Мы в модуле. «Brace for impact», командует инструктор. Приготовиться к падению. Проверить крепления застежек. Перед ударом или аварийной посадкой «вертушки» на воду необходимо сгруппироваться, снять с себя все незакрепленные вещи. Очки, и даже зубные протезы долой, жевательную резинку, все лишнее. Понятно, что при столкновении с водной поверхностью можно пораниться этими предметами. «Brace, brace, brace!». Основная команда за 15 секунд до удара. Освободившись от «болтающихся» вещей, нужно рукой, близкой к иллюминатору, левой или правой, прикрыть локтевым изгибом глаза, другая рука находится на противоположном колене — чтобы оставаться ближе к карабину ремней безопасности (успеть расстегнуть). В теории все, как всегда, ясно. На практике же забываешь себя самого. К слову, плавать умеешь, не умеешь, женского ты пола или мужского — не важно. Никого это не волнует: тонущий вертолет и вода не будут «спрашивать». Главное — выжить, выплыть.
«SOS!»
Шаг первый — модуль просто садится на воду, срабатывают спасательные устройства, на плаву, по приказу командира эвакуируешься в спасательный плот через выходной люк. Второй — тонешь горизонтально, без использования АВС, задерживаешь дыхание, выбираешься через иллюминатор. Все просто, все получилось. Трудности у меня начались с использованием дыхательного аппарата с горизонтальным погружением и выбиванием стекла в окне. Вертолет погружается, вода резко начинает окутывать, пугающее клокотание в ушах. Трубка в загубнике неожиданно потянулась вниз, вдоха не получилось, началась паника, кислорода нет, дышать нечем, забыл про то, что можно отстегнуть ремень, что тренировочный модуль тонет не полностью — остается воздушный купол над головой и можно привстать, высунув голову в него, вдохнуть. Страх, мысль о том, что сейчас захлебнешься, порывистое глотание воды, почти беззвучный крик, где-то на уровне подсознания, интуитивно чувствуешь, как инструктор кричит команду «Up! Up!» («Вверх!»), глаза на выкате чуть выше уровня воды в кабине, но рот еще под водой. Рвешься, не соображая, что все те же стропы тебя еще держат в кресле. Какие там, к черту, инструкции! Паника. И вот долгожданный воздух — модуль поднят. Приходишь в себя. Нервно колотит. Одна мысль в мозгу — «Да что это такое, что со мной, ведь все просто сделать! Сто раз нырял в Урале».
— Вам надо немного освободиться от эмоций, — говорит инструктор Чингис. — Вы пока передохните. Сейчас группа пройдет, со следующей попытаетесь вновь.
Становится неловко. Там девушки, хоть и немного паниковали но, все же, прошли, а тут, как говорится, взрослый дядя, и — на тебе.
— Ничего, бывает и не такое, и закоренелые мужики выкидывали нечто, — подбадривает опытный дайвер-спасатель Руслан. — Справитесь.
И действительно, на деле оказалось, что он был прав. Совладав с внутренними переживаниями, мне удалось пройти весь комплекс упражнений. Особенно, самый сложный, когда с использованием АВС тонешь в модуле, который при помощи специального устройства переворачивают вверх дном. Вот где полнейшая дезориентация наступает. И если потеряешь опору, расстегнешь ремень загодя — придавит тебя к верху, и уже можешь не выплыть. На то и существует четкая методика действий, основанная на реальных примерах. Главное, переработать ее в мыслях и на практике довести до автоматизма.
Прошли и девчата с нашей группы, которые не умели плавать. Самый интересный случай произошел тогда, когда одна из представительниц прекрасного пола, справившись с подводными упражнениями, выплыв при помощи спасателей на поверхность, вдруг закатила нешуточную истерику. Досталось одному из дайверов, которого беснующаяся девушка сильно пнула, сама не осознавая того. Наконец, ее удалось втащить в спасательный плот и перевести из бассейна на твердую поверхность. Придя в себя, она долго извинялась. Однако ребята-подводники только лишь махнули рукой, поскольку натерпелись разного за время работы.
День третий выдался не менее интересным. Инструктаж о типах огнетушителей и их использовании перешел в дело. Мы облачились в спецодежду и защитные очки. Во дворе тренинг-центра «Ескертыш Кызмет Казахстан» инструкторы попеременно поджигали мангалы с разными типами возгораний, и мы тушили их соответствующими огнетушителями — пенными, водными, порошковыми, углекисолотными, и даже, «кулинарными», приспособлеными для гашения пламени в бытовых условиях, на кухне, к примеру. Также использовали специальное термостойкое огнеподавляющее одеяло. Затем настало время лабиринта. Нам раздали респираторы и по одному начали запускать в конструкцию, сооруженную из металлических грузовых контейнеров. Оттуда на ощупь, по специальной методике, мы выбирались, ничего не видя в напущенном дыму. Атмосфера горящего здания, хлопают двери, где-то падают «обгоревшие доски», глухой гул — это наставники специально нагнетали на нас страх, чтобы дезориентировать. Полиэтиленовое окошко маски запотевает. Трудно дышать. Надо чуть пригнуть голову, полуприсесть — ниже воздуха больше. Ни в коем случае нельзя идти по лестнице наверх — вредные вещества, угарный газ поднимаются туда. Только прямо или вниз. И всегда держаться выбранной стороны — идешь либо по левой стене либо по правой. Не перекидываться. Иначе потеряешься, заблудишься. Тыльной стороной руки шаришь на уровне пояса — нащупываешь дверные ручки, другой мотаешь вверх-вниз перед глазами. Это чтобы что-нибудь не попало в них. И ногой аккуратно водишь впереди по полу — нет ли припятствий, провалов. Конечно, полегче, чем тонуть в «вертушке», но тоже душещипательно. Наконец, работа в группе. Несколько человек, каждый держится друг за друга. Передвигаемся как строй муравьев. Ведущий сообщает о препятствиях, ступеньках, обнаруженных дверях, и каждые несколько секунд переспрашивает — все ли на месте? Все передается по цепочке. Наша группа довольно быстро сориентировалась и нашла выход. Но вот незадача — одного потеряли.
— Ура! Мы справились! — обрадовано воскликнула участница курса Мольдир Сарсенгалиева, когда мы выбрались из лабиринта наружу.
— А где ваш шестой? — улыбаясь, спросил наш куратор Чингис Айдынбаев.
Это инструкторы внутри конструкции специально его отвели в сторону, чтобы посмотреть — заметим ли мы.
— Поэтому всегда в таких ситуациях группа должна быть предельно внимательна и собрана, — рекомендовал Чингис.
Завершающий этап тренинга BOSIET — выживание на море. Вы эвакуируетесь с тонущего танкера или нефтяной платформы. Попросту говоря, прыгаете со специального возвышения в бассейн в спасательном жилете, больше похожем по виду на совершенно сковывающие движение кирпичи. Два — на липучке и затянутом накрепко ремне на груди, один — под головой. Вода совсем не мягкая, как кажется на первый взгляд. Поэтому прыгаешь по специальной методике — внутренней стороной ладони одной руки подпираешь подбородок, двумя пальцами зажав нос, другой рукой внахлест фиксируешь первую, чтобы не соскочила.
— Это для того, чтобы при входе в воду жилет не дал вам в подбородок, — инструктирует Чингис Айдынбаев. — А то можно и челюсть сломать, если с большой высоты. И главное, широкий шаг от края.
После чего мы учились, приняв позу «поплавок», сохранять тепло тела в холодной воде. Она была набрана в бассейн к нашему появлению после тушения пожаров. Стоит отметить, что после пяти минут пребывания в ней, стало действительно зябко, зубы стучали. А каково в реальности? Покончив с этим упражнением, мы стали транспортировать «потерявших сознание», просунув стопы ног подмышки друг друга, и, сильно загребая руками, плыть. Затем следовало взобраться по сетке-лестнице на спасательное судно. Снова в воду — учиться, взявшись крепко за руки, образовывать малый и большой круги, привлекающие внимание. Предпоследняя задача — забраться в специальный спасательный плот на шестнадцать человек и разместиться внутри. И напоследок нас эвакуировали из воды при помощи троса — как бы, спасение с помощью вертолета. К вечеру последнего дня, обессиленные, но довольные, мы окончили весь курс. Состоялось торжественное вручение сертификатов. Приказ редакции «выжить» выполнен.
Евгений САМАРИН
фото автора, а также предоставлены ТОО «Ескертыш Кызмет Казахстан»