ПУСТИТЕ В ВОДУ АКВАБАЙК
Гидроциклы, мини-катера и моторные лодки — вопреки законам логики, этот транспорт в Атырау вынужденно является… сухопутным. Владельцы малогабаритных судов считают себя стесненными в использовании его по назначению на реке Урал. Поэтому дорогостоящая техника в летнее время больше простаивает в гаражах.
Корабль в бутылке
«Обращаемся к Вам с просьбой разобраться в ситуации на водоемах города Атырау и области, а именно в условиях эксплуатации малогабаритных судов, их стоянки и хранения на воде — реке Урал».
Так начинается коллективное письмо от атырауских судовладельцев, адресованное соответствующим органам. Послание, с более сотней подписей, содержит в себе вполне резонные вопросы. В частности, где хранить водный транспорт. Оборудование индивидуальных пирсов у нас запрещено, а коммунального причала для этой цели в области нет. С чем связан этот запрет, владельцам почему-то не объясняют.
По словам одного из составителей письма, хозяева устали от постоянных предписаний надзорных органов убрать с воды плавсредства. Красивые, современные малогабаритные суда никому не мешают, считают судовладельцы.
Приобретя катер, гидроцикл, лодку или какой-то другой водный транспорт, владелец проходит длительную процедуру его регистрации в управлении транспортного контроля. Для сравнения: регистрация автомашины в Дорожной полиции занимает максимум один день, тогда как регистрация водного транспорта растягивается дней на десять. Помимо этого, судовладельцы выплачивают ежемесячный налог в размере от 1,5 до 20 тысяч тенге (в зависимости от объема двигателя). Далее необходимо пройти техосмотр и получить права на управление этим видом транспорта. К слову сказать, обучение правилам водного движения на сегодня стоит около 60 тысяч тенге.
Есть еще одно обстоятельство, смущающее аквабайкеров — права выдаются сроком всего на два года. Как выяснилось, это связано с тем, что пока в этом отношении в некоторой части законодательства нет четкой согласованности. В настоящий период в Минтранскоме и Минсельхозе идет доработка законодательных актов, касающихся маломерного водного транспорта, но на это требуется время.
При спуске лодки или гидроцикла на воду, рыбоохранная инспекция требует предоставить разрешение на режим судоходства, но где получить данный документ, многие судовладельцы не знают. В итоге, на руках у них оказывается транспорт, требующий ухода, вкладывания денег, но который при этом пылится на суше. Владельцев с их судами, как бы, загнали в бутылку. Вот и получился известный сувенир «корабль в бутылке», на который можно только любоваться. А чтобы выйти в море на частном судне, необходимо иметь «пограничный пропуск», который выдается погранслужбой. И получить такой документ не всегда возможно.
Владельцы малых судов сетуют, что, живя на море, практически его не видят. В Актау, например, люди свободно выходят в море, отдыхают, купаются, а атыраусцы, получается, не имеют такой возможности. Какое здесь может быть развитие туризма в таких условиях?
Вообще же, водные прогулки — прибыльный бизнес. Например, в ближней к нам Астрахани прогулочные катера очень популярны и пользуются большим спросом у жителей города и туристов.
Атырауские судовладельцы просят помочь им с разрешением этих вопросов. Они подчеркивают, что все документы у них в порядке — права, регистрационные номера, техпаспорта. Кроме того, аквабайкеры заверяют, что тщательно соблюдают правила поведения на воде.
Дела как они есть
Между тем, чтобы разобраться с ситуацией, мы связались с представителями атырауских ведомств, курирующих водный транспорт. Вот что нам сообщили в межрегиональной инспекции транспортного контроля по Атырауской и Мангистауской областям.
— На самом деле как такового запрета нет. Просто в черте города действуют ограничения на использование маломерного водного транспорта, к которым относятся водные мотоциклы (скутеры), — рассказал главный специалист отдела контроля межрегиональной инспекции транспортного контроля «Каспий» по Атырауской и Мангистауской областям Юрий Жидков. — То есть, по водному законодательству регулируется скорость таких судов — 20 километров в час в обычном режиме и 10 километров в час, если плавсредство используется в районе пляжей. Проблема заключается в том, что владельцы скутеров не придерживаются правил соблюдения скорости, разгоняются и идут по реке со скоростью в несколько раз больше положенной. Оно, конечно, понятно — аквамотоциклы сами по себе в силу мощности двигателя так и просятся на разгон. Но закон есть закон. Из-за ряда несчастных случаев в республике, связанных с наездом на купающихся, Минтранском сейчас ужесточил контроль. Тем более что есть факты вождения водных мотоциклов в нетрезвом состоянии. Поэтому такие меры призваны обеспечить безопасность купающихся. А нарушение законодательства влечет за собой штраф в размере до пяти МРП.
Как отметил Юрий Жидков, владельцы скутеров могут кататься со скоростью за городской чертой. Вверх по течению, где нет пляжей, и лишь небольшое количество населенных пунктов. Правда, непонятно, как выезжать за город — на самом аквамотоцикле по водоему или везти его до места в прицепе на машине? А если машины нет или прицепа? К тому же, как говорят судовладельцы, это ощутимые затраты — чтобы выбраться за пределы городской черты, требуется очень много бензина. Везти его с собой нет возможности, а заправок там нет.
Теперь о режиме судоходства. Как сообщили нашей газете в Атырауской городской рыбоохране, требования предъявить документ — согласование режима судоходства — вполне законны. Существует специальная система, при которой владелец маломерного плавсредства обязан иметь при себе такое разрешение, рассказали в рыбоохранном ведомстве. «Мы не штрафуем, у нас на то нет полномочий, однако мы можем задержать судно с последующим оформлением и передачей составленного акта в транспортную инспекцию. Они уже будут применять штрафные санкции».
Действия таковы. Судовладелец сначала идет в транспортную инспекцию, где регистрирует скутер или другое маломерное судно, проходит техническую аттестацию. По поводу проволочек с оформлением документов — это болезнь многих госучреждений, и, видимо, неискоренимая. Тут уж, что интересно, сами представители надзорных инстанций разводят руками и никак не комментируют ситуацию. Так вот, после постановки «маломерок» на учет, хозяин, далее, обращается в межобластную бассейновую инспекцию рыбного хозяйства Минсельхоза. Находится она в районе всем известной казтрансойловской «книжки». Именно там выдается согласование режима судоходства. Порядок оформления можно узнать в самом ведомстве. Собственно говоря, это все. Кстати, регистрации подлежит любое судно — как моторное, так и весельное, как заводское, так и изготовленное собственными руками. По поводу взимания налога за 12 месяцев в транспортной инспекции посоветовали следующее.
— Думаю, судовладельцам следует обратиться с коллективным заявлением в налоговый комитет для того, чтобы, скажем, налог взимался только в сезон судоходства, — поделился мнением главный специалист отдела контроля межрегиональной инспекции транспортного контроля «Каспий» по Атырауской и Мангистауской областям Юрий Жидков. — Действительно, непонятная картина — зачем с людей берут оплату за весь год, если пользование плавсредством происходит в течение всего нескольких месяцев? С января по апрель никто не катается на скутерах и других «маломерках», они простаивают во дворах или в гаражах хозяев.
Оборудование же специализированного причала для маломерных и других плавсредств на побережье Урала на сегодняшний день является актуальным. Вот только хлопотно это — по меньшей мере, стройка пирса, проведение освещения, организация охраны, чтобы лодки не украли, требуют больших финансовых затрат.
И в заключение. Как нам пояснили в морском дивизионе кораблей и катеров Атырауского военного гарнизона, в нашей области введен жесткий контроль над всеми судами, включая малогабаритные. Поэтому пограничники и подразделения береговой охраны требуют «проездной» — специальный пропуск в море. Причем, на каждого человека, находящегося на судне. Все это связано, прежде всего, с мероприятиями по пресечению браконьерства. Известно, что по линии надзора за рыбными ресурсами, наша область находится в особом положении. Как прокомментировали в морском гарнизоне, изначально невозможно узнать, отдыхать ли человек выехал в море или проверять, пусть даже используя гидроцикл или мини-катер, рыболовецкие снасти. Бывали случаи, сообщили морские стражи. Видимо, у атырауских аквамотоциклистов выход, получается, все же один — кататься с затратами в верховьях реки Урал, где нет потенциальной возможности наскочить на купающихся людей.
Найля ОСМАНОВА,
Евгений САМАРИН,
фото Амангельды
МУТИГУЛЛИНА
Я купил в этом году красивую пластиковую лодку и столкнулся с рядом проблем ее оформления стоимость такой покупки обошлась мне в 15 000 долларов, а теперь она стоит в гараже, так как у меня нет судоходства по р. Урал. Что за идиотизм токай у нас твориться?, я уже 3 месяца хожу обивая пороги различных инстанций, а мой вопрос не кто не решает. Ведь лодка была куплена чтоб плавать по Уралу, другой то реки у нас нет и почему мне нельзя выехать на ней в море, купаться? если говорить о браконьерстве, то всем уже давно понятно что рыбы в нашей области уже давно не осталось, бурить и качать нефть на море можно, а купаться Атыраусцем нельзя. Ну пусть пограничники досматривают суда, документы проверяют, ищут наконец сетки у нас, ну пустите в море, сделайте ограничение выхода в километрах. И что за чушь такая что комментирует Жидков 20 километров в час в обычном режиме и 10 километров в час, если плавсредство используется в районе пляжей. Каждый день на дорогах города случаются ДТП с автомобилями, где гибнут люди, сбивают пешеходов, почему тогда автомобили не ограничат 10 км. в час????
Уважаемое правительство, прошу Вас разобраться в вышеуказанных проблемах, дайте немного свободы своему народу, не ограничивайте нас от морского отдыха ведь у нас и так очень ужасная экология. Вокруг одни заводы, сера горами лежит, ведь не у всех есть возможность лететь на курорты в Турцию, нам бы хоть на своем море отдыхать по выходным….