Козы Корпеш и Баян Сулу vs святой Валентин

kozy korpesh bayan sulu vs valentin Общество

Ровно десять лет назад в Казахстане появился новый национальный праздник – День Козы Корпеш и Баян Сулу. Тогда, в 2011-м, праздник решено было «внедрить», чтобы поскорее, как мне кажется, избавиться от Дня святого Валентина, который нам был очень даже навязан в свое время.

Только почему-то день влюбленных на зарубежный манер, 14 февраля, у нас всё же, на мой взгляд, более популярен, нежели 15 апреля. Почему?

Не люблю кривить душой, и сейчас не буду: я обрадовалась, когда в Казахстане начали праздновать День святого Валентина. Во-первых, на тот момент у меня у самой был конфетно-букетный-невестовский возраст, а этот день еще раз доказывает любовь (знаю, что не в сердечках и в цветах дело, это не показатель любви, но ведь подобные мелочи девушки так любят). Во-вторых, в то время аналога Дню святого Валентина не было.

В-третьих, не знала истинную историю праздника — поначалу, вообще-то, День святого Валентина был учрежден у католиков в память о священнике, который тайно венчал пары. А чуть позже начали говорить, что венчал он вроде как гомосексуалистов.

Но когда появился наш, национальный, праздник — День влюбленных, да еще и названный в честь Козы Корпеш и Баян Сулу – героев казахской поэмы, которую знают все со школьной скамьи, стало приятно и радостно.

Итак, День влюбленных по-казахстански с 2011 года решено было отмечать 15 апреля. В тот год в Алматы при утверждении годового плана культурных мероприятий в него включили программу «Ұлттық ғашықтар күніне орай» (К национальному Дню влюбленных).

И вот постепенно он начал праздноваться 15 апреля.

Надо продвигать этот День!

Но «постепенно» наблюдается по сей день. Достаточно только привести данные моего опроса. Я задала выпускникам нескольких школ (так как они в теме всех праздников, а уж тем более, когда это касается сердечных вопросов) один-единственный вопрос: «Знаете ли вы, что за праздник отмечается 15 апреля?» Половина ответили: «нет», среди них были и приблизительно отрицательные ответы, например, «15 апреля – день рождения Пугачевой?!». Вторая половина сказала, что это — День влюбленных в Казахстане, был даже такой оригинальный ответ «Это казахский день Валентина» (!).

По мнению краеведа, председателя Атырауского филиала Всемирной ассоциации казахов Утепбергена Алимгереева, все дело в том, что мало популяризируют День Козы Корпеш и Баян Сулу.

— Об этом замечательном празднике надо просто больше рассказывать. Причем, с пропагандой именно чистой любви и, как следствие, созданием семейного очага, тепла отношений, подчеркиваю: отношений на всю жизнь! В мое время, когда я был холостой, никаких Дней влюбленных не существовало. Нравится девушка – зови замуж, и всё. Помню, когда мы с возлюбленной расписались, стали супругами, буквально на следующий день начал думать: мол, всё я семейный, какая жизнь у нас будет, и что нас ждет? Да, любовь, брак — это работа над отношениями. Но в любом случае разводов не должно быть.

Вот и тему Дня Козы Корпеш и Баян Сулу, считаю, надо в этом плане подводить так: рассказывать про любовь, про добрые, разумные супружеские отношения, про семейные ценности.

В принципе, поэма «Козы Корпеш и Баян Сулу» заканчивается трагично, равно как и «Кыз Жибек». Но все равно в этих произведениях есть тема любви.

Что касается Дня святого Валентина, то в моем окружении к нему никак не относятся. Это не наш праздник, — заключил наш собеседник.

Мы – за свой праздник!

Такого же мнения о 15 апреля и руководитель женского объединения «Хиуаз» Шахарман Ерсеитова:

— Хорошую тему вы поднимаете. Да, любовь Козы Корпеш и Баян Сулу закончилась трагедией. Но это наш эпос, наша поэма, и очень здорово, что именами этой романтичной пары назвали такой чудесный весенний день – 15 апреля. Только не надо говорить «День влюбленных», надо как-то иначе назвать, также связать с чистыми отношениями девушки и юноши.

Я сама являюсь руководителем женского объединения «Хиуаз», и моя миссия в том, чтобы пропагандировать исконно казахские традиции и обычаи. Поэтому мое мнение – не стоит праздновать День святого Валентина. Но и не запрещать 14 февраля: у нас проживает 130 этносов, если кому хочется, пусть празднуют. Но официально мы должны отмечать свой такой праздник – День Козы Корпеш и Баян Сулу.

Председатель русского этнокультурного объединения «Былина» Андрей ­Кораблев считает, что незачем отмечать чуждые праздники.

— Зачем они нам, когда в Казахстане есть свои замечательные примеры? Тем более в последнее время это так важно — сохранять семейные традиции, семейные ценности, — говорит лидер «Былины», который уже несколько лет подряд на городском уровне проводит яркие мероприятия по случаю русского православного праздника влюбленных – Дня Петра и Февронии – 8 июля. — Я считаю, что свои праздники намного интереснее, намного ярче и ближе, нежели европейские. А то, что День Козы Корпеш и Баян Сулу в Казахстане посвящен любви — так только любовь и созидает и владеет миром. Поэтому он должен отмечаться на более высоком уровне.

Вот и основатель и руководитель модельного агентства и школы Vero modelz и региональный директор «Мисс Атырау» Вероника Кошманова уверена, что такой праздник дает молодежи картину, какая раньше была сильная любовь и что нужно ценить эти отношения.

— Я часто езжу по разным странам и вижу, что везде есть свои праздники, традиции. И также замечаю, как интересна казахская культура. Один только выход конкурсанток «Мисс Атырау», «Мисс Казахстан» в туре «Казахский национальный костюм» заставляет гореть глаза как нас, казахстанцев, так и иностранцев. А вообще, с помощью легенды о Козы Корпеш и Баян Сулу мы можем нынешней молодежи пропагандировать любовь, человеческие ценности, наши традиции.

В. Кошманова признается, что в который раз читает это произведение и понимает: во все времена главным в жизни была Любовь. Она считает, что эта поэма – пример для поколения «Z» чистых отношений девушки и юноши.

— Вот именно, а то взяли моду: чуть что – развод. Я нередко стал слышать в молодежной среде такие выражения: «Ну, поженимся, поживем вместе. Если не понравится – разведемся». Но так не бывает! – восклицает Утепберген Алимгереев. — У казахов есть пословица, которая переводится примерно так: «Ты не мужа выбирай, а очаг! (или дверь)». То есть, если вышла замуж, то домой уже не вернешься, и супруги до конца жизни будут вместе. А как бы вы думали?

Отвечая на вопрос, которым я задаюсь в начале статьи, – почему же у нас никак не приживется День Козы Корпеш и Баян Сулу, думаю, что дело всё-таки в том, что он как-то не организован. «Изобрели» ведь на День святого Валентина письма-валентинки с признаниями, сердечки, причем, касательно и конфет, и туалетной воды, ну в общем, везде они присутствуют.

Надо бы и на казахстанский День влюбленных что-нибудь придумать. Начиная от махаббат-писем (нет, мы не пытаемся копировать кого-то – письма с признаниями были, есть и будут!) и заканчивая стикерами для мессенджеров с изображением Козы Корпеш и Баян Сулу. Вот я, например, своей пассии еле-еле нашла картинку и отправила на WhatsApp. Забила в поисковике «День влюбленных в Казахстане» — и мне вышло лишь несколько трогательных открыток с использованием национального казахского колорита…

А как вы считаете, уважаемые читатели, нам нужен такой праздник? Оставляйте ваши комментарии на страничке «Прикаспийская коммуна» в Facebook или пишите на почту nadine-sh@mail.ru

«Козы Корпеш – Баян Сулу» — казахская лиро-эпическая поэма XIII — XIV веков, записана в середине XIX века. Поэма была известна в устных вариантах в исполнении акынов Сыбанбая, Бекбау, Жанака, Шоже. Из около 20 вариантов наиболее знаком вариант Жанака. В письменном формате наиболее распространены версии, записанные собирателями фольклора Саблуковым, Дербисалиным, Фроловым, Валихановым. На русском языке поэма была издана М. Путинцевым в 1865 году, затем была включена в третий том сборника В. Радлова «Образцы народной литературы тюркских племён» 1870 годов.

Эта старинная легенда о трагической любви Козы Корпеш и Баян Сулу гласит: некие друзья с детства Сарыбай и Карабай поклялись поженить своих детей, которых ещё до появления на свет обручили. Не дождавшись рождения сына, умирает во время охоты Сарыбай. Подрастающие Козы и Баян, ещё не видевшие друг друга, но связанные узами брачного договора, наконец, полюбили друг друга. Проходит время и Карабай меняет жизненные планы, обещая отдать свою дочь за местного палуана Кодара, спасшего однажды его отары от джута. Кодар становится преградой между влюбленными. В этом вечном треугольнике первым сложил голову Козы. Опечаленная Баян, чтобы отомстить убийце, прибегает к хитрости. Она обещает выйти замуж за Кодара, если тот выроет для неё колодец с ключевой водой. Кодар принимается за работу, все углубляясь, держась за длинные косы Баян. Девушка неожиданно отрезает косы: Кодар, оставленный в колодце, умирает. Тем самым Козы отомщен. На его могиле героиня легенды закалывает себя кинжалом.

Есть еще одна версия, что поэма – продукт еще общетюркского периода истории. Многие исследователи относят это произведение к VI — VII векам во времена Тюркского каганата. В отличие от тех же Ромео и Джульетты, Козы и Баян — реальные персонажи, поэма, как сейчас любят говорить, основана на реальных событиях. Легенда гласит, что они были похоронены вместе, и это на самом деле так. Свидетельством тому служит их могила, сохранившаяся до сих пор. Мавзолей влюбленных находится в Аягозском районе Восточно-Казахстанской области и считается архитектурным памятником X — XI веков, то есть эпохи Караханидов.

Поделиться с друзьями

Главный редактор

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Прикаспийская коммуна