ХОТИМ УЧИТЬСЯ В НИШ
Реформы в системе образования происходят стремительно. Мы готовимся к тому, чтобы перейти на 12-летнюю систему обучения в школе. Для этого во всех регионах Казахстана открыты Назарбаев Интеллектуальные школы (НИШ) — своего рода экспериментальные площадки, максимально приближенные к международным стандартам, где практикуется лучший мировой опыт образовательной системы. Насколько доступны НИШ для граждан Республики Казахстан, где дают отличные фундаментальные знания. Об этом — в прямой линии с заместителем директора Назарбаев Интеллектуальной школы химико-биологического направления г. Атырау Нурымом Нургалиевым.
— Здравствуйте, мы уже третий раз пытаемся поступить в НИШ г. Атырау, но все безрезультатно. Мы и на подготовительные курсы ходили, и репетитора нанимали. Но все никак не можем набрать нужные баллы. У вас там действительно такой строгий отбор или можно договориться за определенную сумму?
— Система конкурсного отбора открытая и прозрачная. И договориться не получится! Контингент учащихся Назарбаев Интеллектуальных школ формируется посредством конкурсного отбора способных детей для освоения учебной программы Интеллектуальной школы. Тем более мы сами тесты не проверяем, это делается в других центрах. Конкурс действительно большой, примерно 4-5 человек на одно место. Учиться у нас престижно, поэтому наплыв огромный. Попробуйте еще раз.
Учащиеся обучаются за счет гранта Первого Президента Республики Казахстан «?ркен» в соответствии с его Правилами присуждения и размерами.
Возраст присуждения гранта обоснован анализом международного опыта оценки и определения одаренности учащихся. Именно в 12-14 лет у учащихся проявляются способности к изучению естественно-математических наук.
В связи с внедрением Интегрированной образовательной программы, разработанной совместно с Кембриджским университетом и ориентированной на развитие функциональной грамотности учащихся, творческого и критического мышления, исследовательских навыков и языковых компетенций, изменились требования к приему учащихся.
Для освоения нового содержания образования необходимо, чтобы претенденты обладали не только знаниями по предметам, но и способностями к изучению естественно-математических наук, что позволит им быть успешными на протяжении всего периода обучения в Интеллектуальной школе.
Для разработки новой системы приема учащихся на конкурсной основе был изучен международный опыт Великобритании, Австралии, США и Нидерландов. Работа велась совместно со стратегическими партнерами — Институтом педагогических измерений Cito (Нидерланды) и Центром талантливой молодежи (CTY) Университета Джонса Хопкинса (США).
Разработанная система направлена на отбор детей, способных к изучению естественно-математических наук, и включает новые задания, ориентированные на проверку функциональной грамотности учащихся: по математике через оценку работы с рисунками, графиками, диаграммами, по языкам — через оценку языковой компетенции при работе с текстом.
— А у вас есть свои подготовительные курсы, чтобы мы к вам пришли позаниматься?
-Для выявления и отбора детей из организаций образования Республики Казахстан, способных к изучению естественно-математических наук, реализуются проекты «Виртуальная школа» и «Каникулярная школа».
Они открыты для учащихся 5-х и 6-х классов из различных организаций образования Республики Казахстан для развития их способностей к изучению естественно-математических наук и подготовки к поступлению в Интеллектуальные школы на грант Первого Президента «?ркен».
С помощью веб-сайта «Виртуальная школа» претенденты могут зарегистрироваться для обучения в региональной Интеллектуальной школе, получить задания и рекомендации по выполнению, индивидуальную консультацию педагога.
Учащиеся, успешно справившиеся с заданиями Виртуальной школы, приглашаются в региональную Интеллектуальную школу для очных занятий по профильным предметам и очных консультаций по предметам конкурсного отбора.
— В местных газетах нередко бывают объявления о подготовке для поступления в НИШ. Их дают ваши учителя? Им разрешается дополнительно работать таким образом?
— У нас это категорически запрещается и оговаривается в индивидуальном трудовом договоре. Я тоже видел подобные объявления. Наверное, это дают учителя-репетиторы в частном порядке. Наверняка они используют тестовые задания, которые есть на наших сайтах. Поэтому самый правильный вариант подготовки — участие в Виртуальной и Каникулярных школах НИШ.
— Здравствуйте, Нурым Уагилович. Мой сын уже второй год учится в НИШ. Живем мы в Жилгородке, и добираться до Нурсаи, где расположена школа, очень трудно. Занятия начинаются в половине девятого. В полседьмого мы уже на ногах. Очень трудно, особенно зимой, в темное время суток. Почему не предусмотрите подвоз в школу городских учеников?
— Этот для вас больной вопрос мы пытаемся решить. По положению у нас нет такого пункта, чтобы обеспечивали транспортом. Мы неоднократно обращались в областной акимат с просьбой выделить нам автобус, но пока безрезультатно. На одном из собраний даже предлагали родителям, которые живут в одном направлении, объединиться и вместе заказывать такси или микроавтобусы. Но и эта идея пока не реализована. И дети действительно испытывают трудности, добираясь в школу.
Пользуясь моментом, хотелось бы отметить, что у нас существует договор между родителями учеников и школой. В нем четко оговаривается, что родители несут полную ответственность за своих детей, в том числе за перевозку детей до школы и после занятий тоже. Мы отвечаем за учебно-воспитательный процесс, то есть время, в течение которого ребенок находится в образовательном учреждении.
Но это не значит, что руководство школы не работает над этой проблемой. На сегодняшний день ведется работа по созданию Попечительского совета школы, который будет способствовать решению различных проблем школы.
— Мы обращались по поводу места в общежитии школы, но нам, как городским, отказали. Сказали, что общежитие рассчитано всего на 132 человека, а обучаются 720. К тому же 30 процентов обучающихся из сельской местности.
— У нас имеется документ «Правила об организации деятельности общежитий Назарбаев Интеллектуальных школ», в котором отмечено, что общежитием обеспечиваются обладатели грантов, проживающие в регионах и населенных пунктах, расположенных вне мест нахождения школы, и нуждающиеся в жилье в период обучения. Поэтому городским детям мы не имеем права предоставлять место в общежитии.
— Здравствуйте. Мой сын — инвалид, но ходит в обычную школу. Если мы решим поступить в НИШ, будут ли для нас льготы?
-Нет, не будут. При поступлении в НИШ для всех создаются одинаковые условия. У нас учатся дети из малоимущих, многодетных семей, из сельской местности. Учится у нас и ребенок-инвалид. Все они поступали на равных условиях. Но при получении места в общежитии они имеют приоритетное право.
— Моя дочь учится в пятом классе и уже третий год ходит в музыкальную школу по классу фортепьяно. У нее по музыке большие успехи. Мы тоже решили поступать в вашу школу. Если удастся получить грант, можно ли нам продолжить занятия в музыкальной школе?
— А когда у нее уроки в музыкальной школе?
— Обычно три раза в неделю по 1-2 урока в рабочее время.
— Если в рабочее, то вряд ли получится. У нас школа полного дня. Дело в том, что уроки у нас идут с утра до двух часов дня с перерывами. После обеда в школе действует система кружков и спортивных секций. Есть хор, вокал, ВИА, кружки актерского мастерства, прикладного искусства, различных видов ремесла, ораторского искусства, школьного телевидения. Ребята сами по своему усмотрению решают, в каком кружке или секции им заниматься. Поэтому после двух часов уйти не получится.
— Жаль, мы бы хотели получить еще музыкальное образование.
— Таковы требования.
— У меня такой вопрос. Можно ли забирать ребенка пораньше из школы, чтобы он успевал посещать репетитора. Занятия в НИШ даются нам с трудом, еле успеваем. Хотели бы нанять репетитора.
— В таком случае вам придется написать заявление на имя директора школы.
— Здравствуйте. Я закончил педвуз в прошлом году. Попытался поступить к вам на работу. Но там местных берут неохотно. Много приезжих учителей.
— Отбор педагогов в НИШ проводится согласно «Правилам проведения конкурса на занятие вакантных должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц в филиалах автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы». В конкурсе имеют право участвовать педагогические работники и приравненные к ним лица, имеющие специальное педагогическое или профессиональное образование по соответствующим профилям, а также квалификацию для выполнения полной учебной нагрузки по видам учебной, учебно-воспитательной, научно-исследовательской, профильно-экспериментальной работы, способные по своим личным, моральным и деловым качествам, по уровню профессионального образования соответствовать квалификационным требованиям. У нас работают педагоги из Уральска, Актау, Алматы, Актобе. Но при этом больше половины учителей из Атырау. При подборе кадров мы не делаем акцент на месте проживания. Я сам из Уральска. Подал заявку на работу в НИШ на портал, как и все, прошел конкурсный отбор. Мы хотим видеть в наших учителях современный и нестандартный подход к обучению. Сегодняшних детей мало чем удивишь, они хотят знать больше, увидеть что-то интересное и новое. Соответственно, условия, которые мы сейчас ставим, направлены на совершенствование системы отечественного образования.
— Моя 5-летняя дочка посещает детский сад «Мирас», где детей обучают именно по методике факультета образования Кембриджского университета. Это как начальный этап Назарбаев Интеллектуальной школы. Но в вашу школу берут детей только с 7-го класса. Не планируете ли вы открыть начальные классы?
— Нет, не планируем. В Казахстане есть две начальные школы — в Талдыкоргане и в Астане.
— Здравствуйте. Мой сын обучается в 8 классе НИШ. После нового года мы планируем переехать на постоянное место жительства в Астану. Можно ли ему перевестись из одной школы в другую безо всякой пересдачи?
— Да, конечно, можно. У нас ведь единая система обучения. Вы можете в любое время без всяких проволочек перевести ребенка из одной школы в другую. Для этого нужно только написать заявление на имя нашего директора.
— Добрый день, зовут меня Адилет. Мой сын — ученик 11-го класса. Я слышал, что в школе часто проводятся различные встречи и мероприятия, которые не имеют прямого отношения к учебному процессу. В результате уставшего ребенка приходится забирать поздно.
— Адилет, школа является не только объектом образования, но и местом для воспитания в наших детях самых лучших качеств. И в этой связи одним из стратегических направлений НИШ является воспитательно-профилактическая работа. Действительно, в день у нас проводится очень много разных плановых мероприятий как для учеников, так и для преподавателей. Мы приглашаем гостей в целях информирования и знакомства с разными сферами, с какими дети в будущем могут столкнуться. Это выбор университета по профессии, встречи с представителями различных государственных органов в целях повышения юридической грамотности, специальные мастер-классы и еще многое другое. Зачастую нам приходится проводить встречи с разными гостями после окончания всех уроков, чтобы не мешать основному процессу. И все встречи у нас заканчиваются вовремя, по плану. Мы не имеем права задерживать детей. Нередко интересные диалоги затягиваются, так как дети задают много вопросов, интересуются предложенными темами. Мы стараемся их всех отпускать ближе к шести часам, как раз тогда, когда и заканчивается рабочий день родителей. Если родитель пожелал забрать ребенка после уроков, и ребенок хочет уйти, то мы не можем насильно заставлять его оставаться на встречах. Эти мероприятия являются дополнительными, вспомогательными средствами для каждого ученика.
— Я — учитель биологии, мне 30 лет. Хотел бы поступить к вам на работу. Есть ли еще вакансии?
— На сегодня у нас кадры работают стабильно. Но в октябре мы открыли новую должность — ассистент-учитель. Нам бы хотелось усилить качественные показатели педагогического состава. И отсев учителей есть по объективным причинам. Поэтому мы ждем креативных, инновационных, истинных педагогов. Заглядывайте почаще на наш сайт. Там есть интересные предложения.
— А какие требования? Наверное, будете смотреть на категорию?
— Нет, это совершенно не обязательно. К нам приходят учителя и с первой категорией, но это не гарантия, что они будут работать. А бывает и наоборот, когда именно в нашей школе учителя раскрываются. Вам надо будет пройти тест, написать эссе и потом с вами проведут личное собеседование.
— Мы хотим со следующего года поступать в НИШ. Какие у вас требования по успеваемости?
— Если вам удастся поступить в НИШ, то это уже успех, потому что конкурсный отбор жесткий. Требования серьезные. У нас осуществляется дифференцированный подход в обучении, так как детей обучают по уровням знаний. За счет 6-8 уроков каждого учителя, отведенных для работы с учащимися, кураторы составляют индивидуальный график развития каждого учащегося. Для самостоятельной работы учащихся во всех 600 ноутбуках школы установлены мультимедийные электронные учебники по всем предметам. Они как бы индивидуальные репетиторы. Если и после этого у учащегося не наблюдается прогресс, и по итогам года он по трем предметам завершает на «удовлетворительно» или по одному «неудовлетворительно», то его отчисляют.
— А как у вас проводятся родительские собрания?
— По итогам каждой четверти у нас проводится ярмарка учителей. В коридоре мы ставим столы, за ними сидят педагоги. У всех свои таблички с указанием имени, отчества, преподаваемого предмета. Родители могут подойти к предметникам, чтобы узнать, какие проблемы, трудности есть у ребенка. Вместе они решают, как исправить сложившуюся ситуацию.
— Здравствуйте, я веду математику в обычной школе. Сейчас математиков мало. Меня везде зовут. А можно ли у вас подработать на полставки?
— Вы хотите совмещать?
— Да, если это возможно.
— К сожалению, нет. У нас не разрешается совместительство, только полный рабочий день.
— Я уже предпенсионного возраста. У вас есть ограничения по возрасту, если я вдруг решусь к вам перейти?
— Таких ограничений у нас нет. Но и скидок тоже нет. Помимо остальных требований необходимо умение хорошо работать на компьютере.
— И еще. Я заметила, что у вас учатся в основном дети обеспеченных родителей, дети акиматовских работников. Значит, есть возможность договориться?
— Вот это не получится. Договориться ни с кем не получится, потому что, как я уже говорил, у нас все открыто и прозрачно. К тому же тестники при поступлении проверяем не мы. На местах это не делается, все автоматически и централизованно проверяется.
А насчет того, что учатся обеспеченные дети. Те, кто имеет возможность хорошо подготовить ребенка, нанимают репетиторов, посещают специальные курсы, шансов, конечно, побольше, потому что они, кроме обязательной школьной программы, стараются приобретать еще дополнительные знания у самых лучших репетиторов. У детей из сельской местности шансов поменьше, так как общеизвестно, что уровень обучения в селах, к сожалению, все еще ниже, чем в городе.
Я повторю, что условия поступления для всех одинаковы. У нас в одном классе обучаются дети из разных слоев населения. Как говорится, у доски все равны. Если ребенок стремится поступить в элитную школу, у него обязательно все получится.
— А можно посмотреть вашу школу изнутри?
— Конечно. 1-го декабря мы организуем День открытых дверей ко Дню Первого Президента. Можно будет даже на уроках за компьютером посидеть, так сказать, войти в образ, почувствовать, что же это за школа такая — НИШ.
— Это очень кстати. Обязательно приду с детьми.
— Будем рады видеть вас.
Марина КУАНЫШЕВА,
фото Ануара АБИЛГАЗИЕВА
Здравствуйте , мне интересно узнать можно ли учиться в НИШ с российским гражданством ?
Здраствуйте , я закончила 7 класс , очень хочу поступить в вашу школу — есть ли такая возможность в 2015 году?
после 8го класса можно ли здать экзамены?
Здравствуйте моя дочь учиться во втором классе в Алматы хотела узнать на одном сайте я прочитала что с 2 по 4 там сдав экзамен можно будет поступить или у вас только с 7 класса принимают. Заранее спасибо
Мне 12лет учусь в 7 Ом классе можно ди поступить в ниш ,другие нельзя только в 6ом классе сдают экзамены говорят другие можно ,если когда и где нужно сдать экзамен , удачи мне ☺️
Здравствуйте! У меня сын учиться в 8 классе. Мы хотели поступить к Вам в школу. В нашей школе они перескочили один класс. Мы должны к Вам по текущему классу или по возврасту? Когда начинается набор в школу? НИШ
Где нужно зарегестрироваться;)хотим попробовать к Вам поступить. На 2016 год.набор когда будет?
Добрый день!Пожскажите пожалуйста,в Дет. сад к вам как можно поступить?Моему сыну 5лет исполнится,хотела бы чтобы он ходил в дет.сад.при НИШ..и чтобы в дальнейшем поступить в первый класс.
а сколько баллов надо набрать в каждой предмете чтобы проити
Здравствуйте. Хотела узнать список документов и условия для поступления в вашу школу.
дорогие друзья. Все что у НИШ написано на бумаге -это все фикция. Нет там никаких кружков, учебников,дневников,квалиф.преподавателей. Учимся уже 2 года и проклинаем тот день,когда мы поступили. Знания 0!!! Даже самая обычная гос.школа дает возможность что-то приобрести. Бегите от НИШ подальше.