Общество

Абулхаир хан — полководец, правитель, политик

Будущая знаменитость тюрко-монгольского мира Северной Евразии, казахский правитель Абулхаир Мухаммед-Гази-бахадур хан происходил из незнатного султанского рода, ни один из представителей которого никогда прежде не поднимался на белой кошме. По утверждению хана Абулхаира, его династия происходила от казахского султана Осека – одного из девяти сыновей хана Жанибека, основавшего в середине XV века совместно со своим соправителем, ханом Кереем, самостоятельное Казахское ханство на территории Северо-Западного Семиречья. Исторический факт существования у хана Жанибека восьмого по счету сына по имени Осек (или Оснек) султан убедительно доказывается сведениями из нескольких сочинений средневековых мусульманских авторов, основательно изученных и проанализированных современным востоковедом Т.И.Султановым, и поэтому каких-либо сомнений относительно его достоверности у исследователей не вызывает. Более трудным в данном отношении представляется вопрос о прямой генеалогической связи между Осеком и Абулхаиром, так как конкретных сведений о сыновьях этого султана, за исключением отдельных упоминаний об одном из них – султане Болате, в известных письменных источниках XVI – XVII веков не имеется.
Согласно прямым показаниям Абулхаира, записанным генерал-майором Алексеем Тевкелевым, его фамильная ветвь восходила к Осеку через следующие четыре династических поколения: Кажи султан (отец) – Ирыс султан (дед) – Айшуак султан (прадед) – Болекей-Коян султан (прапрадед) – Осек султан.
Абулхаир очень рано остался без родителей и других близких родственников по отцовской линии.
Преждевременная утрата старших членов своей семьи и других близких родственников по мужской линии, безусловно, наложила глубокий отпечаток на процесс формирования личности юного Абулхаира, столкнув его лицом к лицу с суровой действительностью той драматической эпохи и заставив самостоятельно пробивать себе дорогу в жизни безо всякой надежды на материальную и иную помощь со стороны.
Весьма тяжелые, даже по жестким меркам переломного XVIII века жизненно-бытовые обстоятельства социализации юного чингизида изначально стимулировали сравнительно раннее интеллектуальное и моральное возмужание Абулхаира, закалив его характер и развив у молодого человека твердость духа, личную отвагу, умение бесстрашно смотреть опасности в лицо и мужественно преодолевать различные препятствия, постоянно возникавшие перед ним на пути к желанному возвышению в казахских жузах. Вместе с тем, суровая необходимость полагаться только на самого себя при отсутствии таких ценных ресурсов, как знатные имена предков и обилие сильной поддержки в семейном кругу, сформировали у Абулхаира еще в молодом возрасте обостренное чувство собственного достоинства, а также очень гордый и самолюбивый характер.
Судя по отдельным отрывочным данным письменных материалов первой четверти XVIII века, фамильные кочевья младшего поколения семейства султана Кажи и детей его родных братьев располагались в тот период зимой в низовьях Сырдарьи, песках Каракум и на территории Северного Приаралья, а летом – в верховьях рек Торгай и Иргиз и недалеко от Эмбы, где казахи Младшего жуза часто подвергались с конца XVII века военным набегам волжских калмыков.
В начале XVIII века северо-западные территории Казахстана являлись объектом повышенного интереса честолюбивого калмыцкого правителя Аюки, стремившегося возвысить свой престиж за пределами России за счет военных набегов в соседние районы Прикаспийской низменности, захвата у ближайших номадов пленных и скота и приведения в вассальную зависимость предводителей иноплеменных кочевых народов. В 1697 году по новому договору с царским правительством Аюка дал твердое обещание полномочным представителям императора Петра I прекратить нападения калмыков на «верноподданных» народов Южного Урала и Поволжья и с этого момента перенес свою энергию на борьбу с кубанскими, казахскими и хивинскими правителями, которые тогда еще не находились в российском подданстве.
Во многих документальных материалах первой половины XVIII века отмечается, что калмыцкая конница хана Аюки по своему военно-техническому обеспечению и боевым качествам заметно превосходила военные силы соседних кочевников. Поэтому в вооруженных столкновениях с казахами Аюка, по утверждению современников, почти «всегда над ними имел авантажи» и, как правило, возвращался с желанной добычей из этих походов. Вслед за башкирами и казахами Младшего жуза он обратил свой взгляд на юго-восточное побережье Каспийского моря, где проживали туркмены, аральские узбеки и каракалпаки. Покорив за короткий срок мангышлакских туркмен, калмыцкий хан обязал их платить себе дань, а затем стал нападать на жителей приграничных районов Хивинского ханства и смежных с ними каракалпаков.
В результате многочисленных военных набегов на казахов, башкиров, туркменов и каракалпаков хан Аюка смог в начале XVIII века значительно укрепить внутриполитическое положение Калмыцкого ханства и распространить свою власть на соседние регионы.
Вынужденно находясь в калмыцких улусах, Абулхаир имел возможность непосредственно наблюдать осуществленную Аюкой реорганизацию военного дела и системы управления среди волжских калмыков и при этом существенно расширить свой этнографический и геополитический кругозор.
Служба в «придворном штате» у одного из самых лучших и авторитетных степных полководцев первой четверти XVIII века, широко известного далеко за пределами Заволжской степи, не прошла бесследно для смелого и интеллектуально одаренного юноши-чингизида. Военные походы Абулхаира в 1723-1726 годах в улусы волжских калмыков убедительно показали, что он оказался очень способным учеником и уже через несколько лет после ухода от Аюки поражал своих сподвижников и ближайших кочевых соседей в Поволжье и на Южном Урале не только дарованной ему от бога могучей физической силой, но и исключительным воинским мастерством.
В течение непродолжительного времени Абулхаир пробыл в кочевьях хана волжских калмыков, а затем при неизвестных обстоятельствах покинул Нижнее Поволжье и возвратился к своим родственникам в присырдарьинские степи и урочище Каракумы. Время возвращения Абулхаира в приаральский регион совпало с новым обострением военно-политической обстановки на границе казахских жузов с Джунгарским ханством, вызванным очередным вторжением ойратов в южные земли Казахстана.
В 1708 – начале 1709 годов в связи с учащением вторжений ойратов на территорию Южного Казахстана казахи были поставлены перед необходимостью многократно вступать в ожесточенные сражения с джунгарскими войсками, во время которых впервые ярко проявились полководческий талант, личная отвага и мужество султана Абулхаира. Не случайно во многих письменных памятниках первой половины XVIII века и казахских исторических преданиях дореволюционного периода именно с этими годами и военными событиями связывается первоначальный факт его военно-политического возвышения среди кочевников.
Совершенные Абулхаиром в войне против джунгаров различные батырские подвиги на поле брани своевременно обратили на него внимание некоторых знатных башкирских тарханов и батыров, кочевья которых непосредственно граничили с летними пастбищами казахов Младшего жуза. Принимая во внимание чингизидское происхождение и незаурядные бойцовские качества молодого степного полководца-батыра, предводитель башкирских повстанцев, тархан Алдар Исянгельдин и его ближайшие сподвижники решили заручиться поддержкой отважного казахского султана в своей борьбе с царской администрацией в Волго-Уральском регионе и предложили ему оказать содействие восставшим башкирам, выступив в роли легитимного монархического символа провозглашенного ими суверенного статуса башкирских земель по отношению к официальной России. Поэтому в 1709 году, сразу после отражения очередного натиска ойратов, Абулхаир откочевал по приглашению Алдара из Северного Приаралья в Восточную Башкирию, на территорию Ногайской даруги, где разгоралось новое восстание местных башкир против российского господства на Южном Урале.
Временно расставшись с башкирскими соратниками в борьбе за «землю и волю», молодой султан возвратился из кочевий Ногайской даруги в родные степи уже многоопытным и широко известным казахским батыром. Отныне почетная в тюрко-монгольском культурном мире приставка «бахадур» стала неотъемлемой частицей полного собственного имени чингизида Абулхаира. С этой знаменательной прикочевкой в Приаральские Каракумы завершилась эпоха личностного самоутверждения и лихого батырства в политической биографии Абулхаира и началась новая страница его жизни, когда вчерашний бедный одинокий юноша-аристократ вырос в харизматического лидера степного населения Западного Казахстана, принявшего из рук седобородых казахских старшин высшие символы власти над кочевыми родами и племенами всего Младшего жуза.
Во втором десятилетии XVIII века геополитическое положение Казахстана характеризовалось значительным усилением военной напряженности на его этнических рубежах. На северо-западе казахские кочевья подвергались постоянным набегам волжских калмыков, а на юге и на юго-востоке региона с конца 1708 года почти непрерывно происходили военные стычки казахов с джунгарскими войсками. Напряженные отношения существовали у казахских родов и племен и с соседними народами Средней Азии, находившимися в состоянии затяжного социально-политического кризиса и ожесточенной междоусобной конфронтации друг с другом.
В это время сепаратистские настроения среди казахской знати и процессы рассеивания власти в кочевом обществе казахов заметно возросли в связи с усилением военной напряженности по всему периметру внешних границ Казахстана.
Опасность нового, более сильного наступления джунгаров на казахские земли побудила султанов и старшин временно отодвинуть междоусобные распри на задний план и попытаться сообща найти способы обороны от неприятеля. С этой целью в 1710 году в Приаральских Каракумах был созван съезд народных представителей Младшего и Среднего жузов, на котором обсуждался вопрос о возможных совместных действиях против военной агрессии Джунгарского ханства. Его участниками стали правящие чингизиды и старшины подавляющего большинства родов поколения алимулы, многих родов поколений байулы и жетыру Младшего жуза, а также несколько семей найманов и кыпшаков Среднего жуза.
Местом проведения данной встречи послужил ареал кочевания сильного и многочисленного рода каракесек местных алшынов (поколение алимулы), поэтому она запечатлелась в исторической памяти казахского народа под двумя названиями – как Каракисецкого, так и Каракумского съезда представителей Младшего и Среднего жузов. Народные воспоминания об этом событии дошли до нашего времени в письменном изложении русского путешественника Гавердовского, который записал их в 1803 году в казахских аулах рода шекты и некоторых других подразделениях поколения алимулы на территории Северо-Восточного Приаралья.
На съезде было создано народное ополчение, которое возглавил, согласно общему решению всех его участников, батыр Богенбай. Кроме того, с целью закрепления достигнутого на нем единства мнений между представителями разных родоплеменных объединений казахские старшины абсолютного большинства родов Младшего жуза провозгласили своим ханом в нарушение степной традиции молодого султана Абулхаира – представителя незнатной и маловлиятельной среди казахов младшей ветви родового древа Жанибек хана, никто из представителей которого никогда раньше не избирался в казахские ханы.
Необходимо отметить, что при отсутствии в письменных источниках первой половины XVIII века конкретных сведений о точной дате приобретения Абулхаиром ханского титула среди казахов в научной литературе и справочно-энциклопедических изданиях разных лет имеются противоречивые версии относительно времени и конкретных мотивов его избрания в ханы Младшего жуза.
И, наконец, современный историк-востоковед В.А.Моисеев и некоторые другие казахстанские авторы полагают, что Абулхаир приобрел свой ханский титул где-то на рубеже двадцатых годов XVIII века, так как в отдельных документах за 1718 год он именуется всего лишь султаном, а не ханом Младшего жуза.

Алдар САРСЕНОВ,
доктор философских наук,
профессор,
заведующий кафедрой Отечественной и всемирной истории Атырауского государственного университета
им.Х.Досмухамедова;
Сериккали ДАУКЕНОВ,
старший преподаватель Атырауского государственного университета им.Х.Досмухамедова

(Продолжение следует)

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Один комментарий

  1. Әбілхайыр Ханның жорықтарында Адай Баһадүр Саламат туралы деректер бар ма? Егер болган болса , сизден осы guldenai_1994@mail.ru почтаға , сол туралы мәліметтерді жіберуіңізді сұраймын !!!

Back to top button