Школьные компьютеры только для BilimLand
Завершился учебный год. Но у системы образования нет ни отпусков, ни каникул, ни даже выходных — когда разговор идет о детях, взрослые должны работать без устали, потому что маленькие граждане нуждаются в нашей заботе и внимании круглый год.
Поэтому очередной темой повестки дня комиссии партийного контроля областного филиала партии «Nur Otan» стало образование, а именно обеспечение школьников компьютерами и другой техникой в период обучения в онлайн-режиме во время карантина. Данные по этому вопросу подготовил член комиссии, депутат областного маслихата Серик Кадыров, опираясь на справку областного управления образования, обзор социальных сетей и портала госзакупок.
В период пандемии более 110 тысяч детей учились в домашних условиях. Не все из них имеют условия для обучения посредством интернета — нет компьютеров, смартфонов и даже связи. Поэтому государство, а также спонсоры закупили для них 15 246 компьютеров, которые родители взяли под свою ответственность и обязаны вернуть в школы к исходу учебного года.
— Для этого из местного бюджета выделено 555 млн тенге, на которые приобрели 3 479 единиц компьютерной техники, — отмечает Серик Кадыров. — За счет республиканского трансферта в размере 2,9 млрд. тенге приобретено 18 984 техники — это 18 039 ноутбуков, почти две тысячи компьютеров и 2 499 планшетов. Всего для общеобразовательных учебных заведений приобретено 22 463 единицы необходимой для обучения техники. Для установления связи определенную работу провели связисты АО «Казахтелеком», в тех населенных пунктах, где нет никакой связи, закуплены три тысячи роутеров.
— По количеству приобретенной техники вопросов нет, а вот если сказать по качеству, то некоторые родители и дети жаловались на то, что скорость слабая, техника не выдерживает связи, нет дисковода, слабый блок питания, отсутствуют программы, — отмечает докладчик. — Например, невозможно сделать видеомонтаж. К тому же на 178 тысяч тенге, а именно по такой цене приобретены компьютеры, можно было приобрести технику получше.
Некоторые пользователи социальных сетей интересовались даже, какой компьютер стоит дома у руководителей управления и отделов образования.
«Такое ощущение, что компьютеры выбирали по цвету, и только». «Кто организовал покупку такой некачественной техники с недостаточной памятью?..» — подобных вопросов на просторах интернета было более чем достаточно.
Недовольства родителей и других членов семьи понять можно. В некоторых случаях такая помощь от школы — единственная возможность быть на связи с миром. Но…
— …но компьютеры, планшеты и ноутбуки предназначены исключительно для того, чтобы поддерживать полиязычную образовательную онлайн-платформу BilimLand. Не более. Но дети и взрослые хотят смотреть фильмы, скачивать игры, одним словом, использовать технику для других целей, — объяснила положение заместитель руководителя областного управления образования по финансам Толганай Колбаева. — Перед тем, как выбрать, мы проверили технические параметры компьютеров, могут ли дети по ним подключаться к учебному процессу, программе Zoom. Консультацию провели программисты. Поэтому технические возможности гаджетов, переданных школьникам на временное пользование, соответствуют работе по школьной программе. Все остальное — это личное дело родителей и других членов семьи учеников.
По этой теме обнаружилась другая проблема — учебный процесс завершился, однако родители не спешат возвращать компьютеры, планшеты и ноутбуки в школу. Некоторые ищут разные предлоги, чтобы оставить их у себя. Однако это собственность школы, и если обнаружены неполадки, то надо успеть уложиться в гарантийный срок и при необходимости вернуть производителю. Надо сказать, что дело это непростое, приходится разбираться по каждому конкретному случаю.
— Думаю, это возникло из-за того, что в процессе передачи родителям и опекунам не разъяснили подробности, что эта техника – на балансе школы, и по окончании учебы ее надо вернуть, — отметила председатель комиссии, депутат областного маслихата Насип Шалабаева. — Надо быть готовым к сценарию, что в 2021-2022 учебном году возможно тоже будет онлайн-обучение. Поэтому мы заранее поднимаем этот вопрос, чтобы быть готовыми к сентябрю, учитывая упущения, недостатки текущего уебного года.
Многие помнят фото двух мальчишек, которые учат уроки на крыше дома. Такой факт имел место быть в одном из районов. В другом случае речь шла о том, что ребенок покалечился, пытаясь учить уроки, сидя на крыше. Как пояснила Толганай Абаевна, в первом случае речь шла не об учебном процессе, то есть он не был связан непосредственно с онлайн-обучением, а факт падения не подтвердился.
— В Атырауской области связь одна из лучших по Казахстану. Там, где нет вообще никакой связи, например, в отдаленных селах Курмангазинского района, все дети учились в школе. Такой вариант был предусмотрен главным государственным санитарным врачом, когда допускалось обучение в малокомплектных школах. В некоторых случаях для детей приобретались роутеры.
В качестве информации руководитель городского отдела образования Фаруза Шангереева, которая также была приглашена на заседание комиссии, добавила, что для учащихся 6, 7, 8 и 10 классов, которые были вынуждены весь учебный год учиться в домашних условиях, пройдет двухнедельное постдистанционное обучение. Примерно к середине августа ребята должны будут прийти в школу для повторения пройденных учебных материалов.
Подключенные в онлайн-режиме к заседанию комиссии руководители районных партийных организаций отметили, что с того периода, когда отделы образования стали подчиняться напрямую управлению, реакция районных руководителей отделов образования слабая. Или, если сказать точнее, идет игнорирование обращений представителей партий и маслихатов. Многие первые лица в районах выполняют функции кураторов. Чаще всего поступают жалобы на работу Жылыойского районного отдела образования.
Вторым вопросом члены комиссии рассмотрели деятельность Атырауского городского филиала партии «Nur Otan», заслушав доклад первого заместителя городского филиала Бейбита Мурзагалиева. Работы городские партийцы сделали достаточно, особенно в период пандемии, когда малоимущие, инвалиды, многодетные семьи нуждались в поддержке.
По итогам двух вопросов члены комиссии сделали соответствующие рекомендации.