Образование

«Школьная экосистема должна быть благополучной»

Под таким девизом прошел первый Atyrau teachers’ summit в креативном центре имени М. Асаубаевой. По мнению организаторов мероприятия, в последние 20 лет образование стало не только средством получения академических результатов, оно должно стать не травмирующей, связанной с положительными эмоциями всех участников сферой. Благополучие учителей, школьников и родителей – таков главный посыл работы респуб­ликанского саммита педагогов, который можно назвать «новым образовательным дискурсом». 

Организаторы съезда педагогов – ОО «Білім болашағы» города Астаны – считают, что «благополучие» приобретает статус самостоятельной характеристики качества образовательной среды. 

img 1185

 – Прошло всего два года, как открылись школы BINOM в Астане и всего четыре месяца с момента функционирования аналогичных учебных заведений в Атырау. Сегодня в восьми школах BINOM обучаются 32 000 учеников и работают 1 600 педагогов. Для истории эти цифры, конечно, небольшие, но для нашей компании это был сложный путь становления и создания большой семьи, – сказала, открывая работу саммита, столичная гостья и организатор Atyrau teachers’ summit, исполнительный директор ОО «Білім болашағы»  Шолпан Кадырова. 

– Меня часто спрашивают, в чем преимущество наших школ перед другими? И я с гордостью отвечаю: «Самое главное – атмосфера поддержки всех членов нашего сообщества: учителей, учеников, родителей, других членов команды». В прошлом году мы провели Teachers Summit в Астане для 500 учителей школы BINOM. Выступления 15 лучших педагогов мира дали нам вдохновение, мощное желание стать еще лучше, профессиональнее. А после завершения саммита ко мне подошла коллега из Атырау и сказала: «За 20 лет педагогической практики я впервые приняла участие в таком саммите! У меня выросли крылья, я хочу и буду обучать моих учеников по-новому». И тогда я подумала: а сколько наших коллег не имеют возможности посетить столицу? Но если учителя Атырау не могут приехать на саммит, то саммит может приехать в Атырау! И мы сделали это! – продолжила свою речь Ш. Кадырова. 

Также во время официальной части открытия столь масштабного мероприятия участники услышали приветствия и от руководителя управления образования Атырауской области  Ерлана Сламбекова, ректора НАО «Атырауский университет нефти и газа имени Сафи Утебаева», доктора экономических наук, профессора, академика МАИН Гульзады Шакуликовой, академического директора профессионального образовательного центра «USTAZ.Pro» г. Астаны Нурлана Имангалиева. А 25 ведущих ученых, экспертов образования Казахстана, лучшие учителя BINOM из Астаны и Алматы в течение двух дней делились своими лучшими идеями, результатами исследований, практиками с более 600 педагогами нашего региона.

img 1187

УВАЖЕНИЕ И КУЛЬТУРА – ГЛАВНЫЕ УСЛОВИЯ 

ХОРОШИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Если подробнее остановиться на программе съезда, то на площадке поднимались вопросы: «Почему школе стоит заботиться о благополучии учителей, персонала школы?», «Какие вызовы стоят перед школой?», «Какие инструменты помогут создать атмосферу благополучия?», «Как мы можем повлиять на лучшие изменения?». В ходе диалога на площадке креативного центра было озвучено и понятие «weII-being», которое появилось в фокусе одного из самых влиятельных проектов в области образования – PISA. Один из томов отчета PISA-2015 назывался «Благополучие школьников», а в 2022 году в рамках исследования, кроме функциональной грамотности детей, впервые была заявлена оценка личного благополучия учащихся и учителей. Поэтому приезжие спикеры на своих лекциях затронули такие темы, как «Эмоциональный интеллект педагога», «Синдром отметочной тревожности: понимание и преодоление стресса и волнений за оценки», «Positive pedagogy. Как сделать детей более счастливыми в школе?» и другие. 

Академический директор сети школ BINOM Арайлым Магзумова в коротком интервью нашему изданию сообщила, что саммит направлен на выработку практических и теоретических предпосылок формирования благополучной экосистемы школы.  

– На полях саммита эксперты и педагоги обсуждают подходы и приемы развития эмоционального интеллекта, профилактику профессионального выгорания педагогов, буллинг, суицид среди учащихся, а также стратегии по развитию функциональной грамотности учеников. Наше мероприятие проходит под эгидой счастливая школа, счастливый ребенок, счастливый учитель. Зачастую в гонке за хорошими показателями, оценками мы забываем, что высоких академических достижений не может быть без эмоционального ментального здоровья, благополучия всей экосистемы. Идея тематики данного диалога возникла во время совещания директоров школ Европейской ассоциации, куда вошла и сеть BINOM school. Членами данной организации являются более 40 стран, в том числе такие лидирующие в сфере образования государства, как Финляндия и Эстония. И на последнем заседании мы как раз говорили об актуальности системы благополучия в школах. Так и зародилась идея провести саммит на эту тему не только для учителей сети школ BINOM, но и для всех педагогов, а 2024 год посвятить развитию именно этого направления. Наша цель – повышать качество образования, но не упускать из виду и важную концепцию благополучия. Только при уважительном отношении друг к другу, создании в коллективе эмоциональной культуры можно говорить об эффективной работе, – сообщила академический директор. 

Также Арайлым Магзумова сообщила, что основная особенность сети школ BINOM – внедрение программы школьной культуры. 

– Данная программа базируется на пяти ценностях: уважение учителя к ученику, ученика к учителю, коллегам, руководителя к сотрудникам и родителям. Мы учим детей относиться уважительно ко всем – педагогам, персоналу, своему однокласснику. Возможно, кто-то считает это мелочью, но именно с них начинается культура. Школа несет большую ответственность за формирование эмоционального интеллекта, чтобы все чувствовали себя в безопасности и счастливыми: и дети, и учителя должны ходить в школу с удовольствием.  Это, кстати, касается не только учебных заведений, но и любой организации, – сказала она. – Нас воспитывает среда, и, как гласит статистика, мы больше учимся у своих ровесников. 

Рассказала она и о концепции школ BINOM – дать возможность большему количеству детей учиться в современных, красивых, комфортных школах по государственному общеобразовательному стандарту. 

– В 2016 году стандарты образования обновлялись, и сегодня по содержанию и качеству они могут стоять наравне с международными. Но существует другая проблема – на практике не все идеи концепции, к сожалению, реализуются именно так, как они заложены в ее основу.  Поэтому в наших школах мы стремимся их реализовать честно. Без отбора, – сообщила собеседница. 

Спросили мы у директора и о педагогических кадрах.  

– Готовых учителей нам никто не предоставит. И сегодня на рынке труда мы работаем с университетами, где реализуется программа «BINOM-стажер». Студенты педагогических специальностей с первого курса приходят к нам на практику, и с каждым годом нагрузка увеличивается. Во время практических занятий мы прикрепляем к ним менторов, которые повышают профессиональные навыки. Таким образом, мы готовим будущих учителей к работе в школе BINOM. У нас есть много кейсов, где студенты четвёртого курса, пройдя практику и получив диплом, приходят на работу именно к нам. Такую работу мы проводим в регионах – Петропавловске, Костанае, Кокшетау. Как правило, там не хватает часов, и мы привлекаем молодых специалистов в большие города, – прокомментировала Арайлым Магзумова. 

МАСТЕР-КЛАССЫ 

БЫВАЮТ РАЗНЫМИ

Второй день саммита прошел на базе двух атырауских школ BINOM – имени Динмухамеда Кунаева и имени Аль-Фараби. Здесь провели мастер-классы, менторские часы, тренинги и воркшопы не только руководители образовательных центров, педагоги сильнейших школ страны, но и психологи, которые рассказали о важности психологического состояния учителя, его эмоциональном интеллекте.  

На эту тему выступила сертифицированный тренер по развитию эмоционального интеллекта EACEIP, профессиональный коуч Erickson International, бизнес-тренер по эффективным коммуникациям Professional in human resources из Астаны Асель Муратова. Коллегам она советовала научиться управлять своими эмоциями. 

– Эмоциональные люди реагируют на внешние признаки, им важно, что думают о них другие люди. Ими обычно очень легко манипулировать, провоцировать, управлять. А интеллектуально эмоциональные личности владеют четырьмя навыками – понимать свои эмоции и эмоции других людей, анализировать причины возникновения негативных эмоций, направлять их в полезное русло, а также переключать в другое эмоциональное состояние. Поэтому научиться управлять своими эмоциями – необходимо, – рекомендует столичный тренер. 

Генеральный директор профессионального образовательного центра «USTAZ.Pro»  Рамиль Кабдуалиев в свою очередь говорил о синдроме отметочной тревожности: понимание и преодоление стресса и волнений за оценки, а директор Quantum Stem School Ернар Аккисев давал советы, как сделать детей более счастливыми в школе. 

Академический директор сети школ BINOM Арайлым Магзумова привела интересный пример из жизни, когда учитель английского языка на своих курсах смог перевести плохое настроение ученика в другую плоскость. 

– Заметив подавленное настроение подростка, он начал урок с того, что сказал своему ученику, какие у него классные кроссовки. Тем самым он завязал диалог на английском языке, снял напряжение, и в результате мальчик включился в процесс обучения. Казалось бы, мелочь, но именно так учитель проявил уважение и внимание к своему ученику, – привела пример спикер. – Тут и еще очень важный момент: возникает доверие ребенка к взрослому. Если мы говорим о буллинге, суицидальных настроениях среди подростков, то они возникают именно потому, что им некому раскрыть свои душеные переживания. Если в семье есть проблемы, он должен знать, что может прийти к учителю, школьному психологу.  А педагоги в свою очередь должны создать атмосферу уважения друг к другу, в таком коллективе не будет места буллингу. Вот об этом сегодня мы и говорим, – резюмировала руководитель школ BINOM.    

Во время менторских часов были затронуты и темы современных методов организации работы в классе, где есть нейроотличные дети, или что такое дислексия (избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению). Также был продемонстрирован практикум по алгоритму построения урока в инклюзивном классе, говорили и о пяти шагах, ведущих к финансовой стабильности педагогов.

Айгерим Байгалиева – молодой учитель школы BINOM им. Динмухамеда Кунаева – в перерыве между мастер-классами поделилась, что всегда мечтала работать в современной школе. 

– Окончив Атырауский университет, я два года работала в средней школе №18. Но, услышав, что в нашем городе открываются школы BINOM, сразу же подала документы. 

Мне нравится сама атмосфера. Здесь совсем другая форма управления: руководитель – это тот человек, который не требует, а помогает. Соответственно учителя тоже относятся к ученикам уважительно, как к личностям. Тут не практикуется диктат, только объяснение и просьбы. Мы развиваем в детях доверие, и каждый ребенок, учитель знает, что он – ценность. Школу делает коллектив. Вот главные отличия нашей школы, – считает молодой специалист.  

Кстати, здесь практикуется кураторство, то есть третий учитель. Он занимается всеми организационными вопросами класса, а учителя-предметники заняты только проведением уроков. 

– В прошлом году я принимала участие в саммите, который проходил в Астане. И сегодня я очень рада, что такое мероприятие проходит именно в нашем регионе. Как молодой специалист, имеющий всего трехлетний стаж, могу сказать, что подобные диалоги очень полезны, они дают хорошую мотивацию для работы, мы обретаем новые методики, инструменты, подходы. Например, как классный руководитель 6-го класса я могу проводить классные часы не только в стенах школы, но и вне ее: в парках, музеях, кинотеатрах. Учусь распознавать психологический портрет своих учеников, их эмоциональное состояние, – сказала А. Байгалиева.

Анжелика КИМ

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button