Образование

Грант не гарант

Одиннадцать атырауских выпускников высших учебных заведений, которые получили специальность за счет образовательных грантов, отказались отрабатывать диплом и через суд вернули деньги государству.

Эти цифры были озвучены на брифинге заместителем руководителя областного управления образования Айнагуль Дюсекеновой.

«ПК» решила вникнуть в этот вопрос и разобраться, по каким причинам выпускники возвращают деньги в бюджет, и есть ли у них обязательства перед государством. 

С 2021 года Министерство высшего образования РК объявило, что благодаря новшествам в законодательстве все выпускники, отучившиеся за счет государства, должны до 1 сентября найти работу по полученной специальности. Более того, грантники должны отработать три года, и если раньше такая ноша ложилась только на молодых врачей и педагогов, то теперь необходимость отработки возложена на всех, кто учился за счет государства в бакалавриате и магистратуре. Правда, здесь есть один плюс: отработать можно даже в ИП и ТОО, главное – по полученной профессии.

Конечно, трехгодичная отработка, согласно Закону РК «Об образовании», предполагает непрерывность ее исполнения. Однако в определенных случаях, с учетом сложившихся семейных, трудовых и иных объективных обстоятельств (вступление в брак, перемена места жительства, состояние здоровья, сокращение численности или штата по месту прохождения отработки, ликвидация работодателя), контролерами принимается отработка в суммированном порядке (сложение периодов работы в различных организациях).

Но и в этом случае у новоиспеченных специалистов есть обязательства перед государством и местными исполнительными органами.

В случае, если молодой специалист трудоустроился самостоятельно, ему необходимо направить в АО «Финансовый центр» письмо-пояснение о месте самостоятельного трудоустройства с приложением подтверждающих документов согласно перечню, указанному в статье 35 Трудового кодекса РК – трудовой книжки, трудового договора, выписки из единого накопительного пенсионного фонда о перечисленных обязательных пенсионных взносах и так далее. Если молодой специалист не смог трудоустроиться самостоятельно, то он должен встать на учет на бирже труда по безработице и предоставить справку.

Но сначала давайте разберемся, чем отличается государственный грант от грантов целевых и местных исполнительных органов.

Гранты бывают разные

Проректор по академическим вопросам Атырауского университета имени Х. Досмухамедова
Асхат Чукуров пояснил, что образовательные гранты министерства, прежде всего, направлены на доступность высшего образования.

– В будущем наше Правительство нацелено на то, чтобы 90 процентов молодых людей имели возможность получить высшее образование. Оно должно быть доступным для всех. Целевые гранты выделяются только определенным вузам, и если студент решит перейти в другой вуз, то он лишится возможности учиться бесплатно.

Например, в 2023-2024 году Атыраускому университету будет выделено более 650 грантов. А акиматовские гранты выделяются  на наиболее востребованные специальности, чтобы покрыть кадровый дефицит области, и выдаются только абитуриентам данного региона. В этом году по образовательному гранту акима у нас обу­чаются 164 студента, из них 34 выпустятся в 2023 году.

– Но бывают случаи, когда студенты, отучившись за счет бюджета, отказываются ехать туда, куда их направляют…

– Да, такие случаи бывают. В основном от отработки освобождаются те, кто поступил в магистратуру, по семейным обстоятельствам, состоянию здоровья. Даже раньше была такая схема, когда студенты после третьего курса отказывались от гранта и переводились на коммерческое отделение, чтобы не отрабатывать диплом. Сегодня же министерство прописало норматив: теперь, независимо от этого, молодой специалист должен отработать диплом за тот срок, который он отучился по гранту, либо вернуть деньги в бюджет. И это – правильное решение, – сказал проректор.

Заместитель руководителя областного управления образования Айнагуль Дюсекенова в свою очередь пояснила, что, согласно постановлению Правительства
Рес­публики Казахстан «Об утверждении правил присуждения образовательного гранта» для оплаты высшего или послевузовского образования с присуждением степени бакалавра или магистра, в связи с кадровой необходимостью, по запросу местных исполнительных органов между родителями, вузом и госорганами заключается трехсторонний договор.

– Мне бы хотелось акцентировать внимание родителей и абитуриентов на том, что грант акима выдается с той целью, чтобы, получив специальность, они закрыли дефицит кадров, в которых нуждается регион. То есть дипломированный специалист, получивший образование за счет местного бюджета, должен трудоустроиться в ту организацию, куда его направляет заказчик. К сожалению, на сегодняшний день есть случаи, когда грантники отказываются ехать в районы или села. Например, за два последних года 11 молодых специалистов, которые отучились по гранту акима области, вернули деньги в бюджет, так как отказались отработать полученный диплом, – сообщила А. Дюсекенова.

По ее мнению, это не совсем честно по отношению к местным исполнительным органам: потеряны время, деньги, а специалиста как не было, так и нет.

К тому же, в этом вопросе произошли некоторые изменения, касающиеся, например, педагогических специальностей. Если раньше облуо направляло молодого учителя на работу адресно, то сегодня, чтобы трудоустроиться, он сначала должен пройти тестирование. Мы же сейчас даем только рекомендательный характер и озвучиваем те школы, где есть дефицит преподавателей. Надо понимать: главная задача предоставления образовательных грантов акима – закрыть в регионе кадровый дефицит, – озвучила проблему заместитель руководителя облуо.

Кстати, в прошлом учебном году из местного бюджета на образовательные гранты было выделено 48 828 200 тенге, и 370 студентов  сегодня получают высшее образование бесплатно.

Отказаться от гранта мэра

Так считает Асхат Чукуров, аргументируя это тем, что сегодня при присуждении акиматовского гранта нет системного подхода.

– Лично я считаю, что должна быть разработана комплексная  программа. Абитуриент, претендующий на грант акима, уже изначально должен знать, что через четыре года он поедет на работу в конкретную районную или сельскую школу либо организацию. Если говорить о педагогических специальностях, то когда заказчик формирует заявки по нехватке кадров, вуз должен знать, что данного студента нужно направить на практику именно в ту школу, где он будет отрабатывать диплом и в дальнейшем работать. Должен быть системный подход: готовить специалистов совместно со школами, исполняющими органами и вузом. В процессе такой работы будут выявляться неправильные подходы, пробелы в обучении. То есть должно быть наставничество, – сказал проректор.

Еще одной причиной отказа от гранта акима представитель вуза считает, что они выдаются по остаточному принципу.

 – Смотрите, предполагается, что на грант местного бюджета на педагогические специальности претендуют самые лучшие выпускники. На самом деле это не совсем так. Лучшие забирают государственный грант, потому что он разыгрывается первым, а грант местных исполнительных органов достается уже тем, кто не дотянул до госу­­­дар­­­ственного. Почему выпускники стремятся получить государственный грант? По нему дают еще и стипендию. У гранта местного бюджета стипендия не предусмотрена. В связи с этим могу привести пример. В этом году для привлечения абитуриентов акимат города Астаны объявил конкурс на образовательный грант и прописал, что грантники ежемесячно будут получать 58 тысяч тенге. Мотивация?

То есть, чтобы лучшие выпускники не уходили из региона, а стремились выиграть грант мэра Атырау, мы тоже должны мотивировать абитуриентов – стипендиями, трудоустройством с обеспечением жильем, повышением квалификации за границей или после отработки диплома перевести их в городскую школу, и так далее. Тогда лучшие будут стремиться получить субсидию из местного акимата, и на выходе мы получим лучших специалистов. А пока они будут уезжать в другие регионы и обучаться по государственному гранту, вопрос кадрового голода в образовании мы не решим, – считает А. Чукуров.

Кстати, это предложение, по словам собеседника, он озвучивал представителям местного исполнительного органа. Кроме того, проректор Атырауского вуза не только предлагает, а сам реализует проект «Наставничество» для поддержки молодых специалистов в первый год работы.

– После поездки в Финляндию, где образование считается самым лучшим в мире, и система наставничества находится на высшем уровне, мы в прошлом году похожий проект внедрили с филиалом  «Центра педагогического мастерства» г. Атырау АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». Проект «Наставничество», начатый с целью поддержки роста профессионального мастерства и педагогических инициатив путем изучения опыта  будущего учителя, смог достичь некоторых результатов. В частности, совершенствуются профессионально-исследовательские навыки студентов 4-го курса, и в рамках наставнического проекта разрабатываются учебно-методические пособия для молодых учителей. Еще один долгожданный результат этого проекта – итоги национального квалификационного тестирования. У студентов, участвовавших в проекте, очень высокие показатели. Эти ребята после получения диплома останутся в Атырау. Такой же проект мы планируем реализовать и со школой Binom. Данная программа нацелена на то, чтобы создать тесную связь со школой и вузом, и лучших выпускников оставить у себя. Также при вручении диплома мы будем выдавать документ, в котором будет указано, что они прошли проект по наставничеству и усвоили определенные модули. Это еще один плюс молодому специалисту при устройстве на работу. И если в течение четырёх лет мы покажем результат, то, поверьте, никто не будет уезжать из Атырау. Я уверен, при системном подходе через два-три года область закроет кадровый дефицит педагогов.

Нужно отметить, что опыт по наставничеству Атырауского университета на республиканском учебно-методическом совете (РУМС) при Министерстве высшего образования и науки РК был рекомендован всем университетам Казахстана.

Помнится, министр высшего образования и науки РК Куаныш Ергалиев говорил о создании регионального академического совета, куда войдут представители высших учебных заведений, общественных организаций, депутаты, представители СМИ и другие, чтобы наладить системную работу в регионе.

– Например, мы должны вместе обсуждать и продумать, что нужно сделать, чтобы молодые специалисты ехали работать в районы, села. Мотивационные рычаги необходимы, ведь все это находится в руках местных исполнительных властей: зарплата, жилье, предоставление мест в детских садах, социальные пакеты и так далее.

НКТ сейчас ОЗП

У проректора по академическим вопросам мы спросили и о национальном квалификационном тесте, которые должны сдавать молодые учителя при устройстве на работу.

– В предыдущие годы говорили о том, что выпускники вуза не могут пройти квалификационный тест, тем самым указывая на качество подготовки специалистов.

– Да, такие разговоры шли. Но сам Президент Касым-Жомарт Токаев на Национальном совете озвучил, что надо выяснить причины низкой сдачи НКТ и проанализировать сами тесты. По этому поводу я на учебно-методическом совете внес предложение директору национального центра тестирования, где указал, что при анализе данной ситуации нужно ориентироваться не на молодых специалистов, не имеющих опыта работы, а на учителей со стажем. Например, в 2021 году для участия в НКТ подали заявки 246 тысяч педагогов, в которых приняли участие 233 тысячи 334 учителя (94,85%). По итогам  национального квалификационного тестирования от общего порогового уровня прошло 76 614 (32,8%) педагогов. Как видим, только чуть больше 32 процентов опытных педагогов достигли оптимальных результатов. Значит, вопрос не в студентах и учителях, а в самом тесте. Оказалось, что и выпускники вузов, и опытные учителя, которые имеют статус мастера, исследователя, сдают один и тот же тест. Разве это правильно?

Также было предложено, чтобы студент, который учится на четвёртом курсе, подсаживался на проект наставничества, и только после этого сдавал НКТ.

В результате в этом году поменялось и название, и содержание квалификационного теста: теперь он называется ОЗП – оценка знаний педагогов. И в том году мы добились хороших результатов: 90 процентов выпускников сдали ОЗП.

Анжелика КИМ

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button