Вокзал желаний

vokzal zhelanij 4 1 Новости

Давно ли вы были на железнодорожном вокзале? Если да, то вам очень повезло не видеть, как он разрушается на глазах, и совсем скоро его можно будет отнести к категории аварийного объекта, настолько он в запущенном состоянии.

vokzal zhelanij 5 1

Прежде чем описать, что сейчас там творится, давайте вспомним, каким было это место стоянки поездов. Вокзал – это ворота города, место, где у приезжих складывается первое впечатление о том населенном пункте, куда прибыли. Вокзал – это еще и начало истории местности: именно железная дорога дает жизнь новому населённому пункту. Например, станция Аккистау впоследствии стала поселком, а вот разъезд Туманный так и остался разъездом, и там до сих пор живут около 400 семей. Есть вообще безымянные места, только с нумерацией разъездов, №17, №3, например.

По сути, любой вокзал – это часть истории и соответственно является достопримечательностью.

Таким в свое время был и наш пункт пассажирских перевозок. 30 октября 1969 года со станции Гурьев был отправлен первый поезд по железной дороге Гурьев-Астрахань. И даже через 55 лет этот маршрут остается самым популярным у атыраучан. Об этом подробно написал в своей книге «Летопись города Атырау. 1640-2001» государственный и политический деятель Саламат Мукашев.

Сам вокзал, который мы сейчас имеем, построен в 1972 году, а на следующий год был сдан в эксплуатацию. Для нашего маленького города это было большое событие. Еще бы! Прекрасное большое типовое здание с подземным переходом, с широкими лестницами, выходом на просторный перрон, с большой площадкой вокруг, он сразу стал одной из главных достопримечательностей города. В годы Союза движение здесь было максимально интенсивным – через наш транзитный город можно было отправиться с востока на запад и обратно. Особенно многолюдно здесь бывало в курортный сезон – со станции Гурьев люди прямиком отправлялись на Черное море, на Кавказ и в другие направления. И весь маршрут с востока на Москву двигался через нашу станцию.

Наверняка каждый из нас хотя бы раз в жизни, пусть даже до ближайшей станции, отправлялся с нашего вокзала, с этого огромного яркого здания, где работал пункт оповещения маршрута, время его прибытия и отправки. В общем, это был такой прекрасный типовой вокзал, вид которого украшал открытки и даже конверты.

Но прошло время, пассажиропоток только увеличивался, а вот состояние вокзала становилось все хуже и хуже. Особенно это стало заметно с начала 90-х годов, когда железную дорогу Казахстана ждала не просто печальная, а трагическая судьба.

Берегите головы

vokzal zhelanij 2 1

Прежде чем зайти к директору вокзала Айгуль Кульшиковой, мы решили осмотреть здание. В целях антитеррористической пропаганды у входа установлен рентгенотелевизионный интроскоп – знакомое всем устройство для досмотра ручной клади. Сейчас он просто простаивает и занимает много места в проходе. У входа также располагается пункт охраны. Правда, кого они проверяют – непонятно. Люди с рацией просто сидят под сквозняками и смотрят свои телефоны. Потрескавшийся напольный кафель – разных мастей, наверное, что было на складе то и наклеили вместо разбитого. Тактильная дорожка уже давно изношена, кое-где полностью стерлась.

На данный момент подземный переход сильно осел, и пассажирам приходится переходить его в полусогнутом состоянии. Стены и потолок перехода рушатся на глазах, трещины на стенах, потолки приобрели угрожающий вид. От трещин немного отвлекают разрисованные стены – это, так сказать, отвлекающий маневр. В целом переход имеет жалкое зрелище. 

Многих также пугает состояние потолка первого этажа вокзала. Он полностью покрыт кривыми, погнутыми решетками, откуда виднеются кабели и вся система коммуникации. Дальше состояние вокзала описывать, наверное, не стоит. Отметим лишь, что здесь есть несколько буфетов и кафе, совершенно непривлекательные на вид. Но людям, особенно нездешним, транзитным пассажирам, больше некуда пойти перекусить. Есть киоски, где продаются продукты, которые обычно люди берут в дорогу. К сожалению, мы не увидели здесь точки «Газеты и журналы», которые в свое время пользовались большой популярностью у пассажиров. В дальнюю дорогу люди обязательно брали что-то почитать, ну, в крайнем случае, разгадывать кроссворды. А теперь этого нет, зато много услуг аренды квартир посуточно. В окошках кассы приуныли кассиры – сейчас многие покупают онлайн-билеты, и такой большой необходимости иметь сразу несколько касс, как это было раньше, уже нет.

Отдельно стоит отметить состояние, извините, туалета. Кажется, он повсюду, не только на первом этаже слева от входа – специфический запах распространяется по всему вокзалу. Рядом с санузлом, также практически забытым, стоит второе устройство для досмотра ручной клади. Наверное, за пару таких единиц железнодорожники заплатили немалую сумму. Но они бездействуют. Ручную кладь не проверяют ни до посадки, ни после. Возле этой техники и расположился туалет, вход в который долгое время был платным и лишь недавно он стал общедоступным, но находится в очень плохом состоянии.

На вокзале мы не смогли найти пандус, неизвестно, как инвалиды-колясочники, пассажиры с малыми детьми поднимаются на второй этаж и выходят на перрон.

Незаменимая отрасль

Второй этаж относительно чистый. В безлюдном вокзале работает телевизор, есть гостиница. Там же, на втором этаже, располагается кабинет директора вокзала Айгуль Кульшиковой. Потомственный железнодорожник, продолжившая дело отца, Айгуль пришла сюда работать 35 лет назад, когда вокзал был, что называется, в самом расцвете, в самом пике. Это действительно было место притяжения. И не ушла даже в самые трудные времена, когда заработную плату не платили месяцами, когда отрасль многократно реорганизовывали, оптимизировали, и еще много чего было сделано и переделено – все знают, как отечественную железную дорогу разрубили на несколько частей.

– Ну, вы же сами все видели. Что тут говорить, здание находится в плачевном состоянии и ждет капитального ремонта, – отмечает А. Кульшикова. – Как построили вокзал в 1972 году, так он только в 2000-м году был капитально отремонтирован, а в последний раз здание обновили в 2014 году. О состоянии нашего вокзала знают и акимат области, и акимат г. Атырау. В октябре 2023 года к нам приезжал министр транспорта Республики Казахстан Марат Карабаев. Очень энергичный молодой человек, говорит все по делу. Признает, что многое мы потеряли, и теперь нашу железнодорожную систему надо возрождать. Ведь 80 процентов экономики составляет наша железная дорога. Без нашей дороги жизнь замрет. Попробуй на полдня задержи вагон с мукой –  сразу начнется ажиотаж с хлебом. Так вот, на том собрании наш министр Карабаев сказал, что 50 вокзалов по всей стране будут капитально отремонтированы за счет местного бюджета.

– А что бы вы хотели в новом вокзале? Каким вы его видите? – интересуемся мы у Айгуль Кульшиковой.

– В первую очередь нам нужен лифт. На сегодня это самое главное. По поводу его отсутствия поступают жалобы, претензии, но самостоятельно что-либо сделать мы не можем, так как речь идет не только о том, как на второй этаж подняться, но и перейти на второй путь. Наш вокзал нуждается не только в капитальном ремонте, а именно в реконструкции, так как пассажиропоток многократно увеличился. Как бы ни были популярны самолеты и междугородние автобусы, поезд всегда будет актуальным, а значит вокзал будет нужен. Вопрос только в том, что нужно модернизировать всю нашу систему.

Акимат знает и решает

На IX сессии городского маслихата, которая прошла на исходе 2023 года, аким г. Атырау Шакир Кейкин отметил, что вокзал остался без внимания.

– Это очень важный объект. Хоть он и в составе железной дороги и формально не относится к городу, но это же ворота нашего Атырау, его лицо, а он в таком неудовлетворительном состоянии. Мы должны взяться за него. Так нельзя оставлять, – отметил глава города, дав понять, что в курсе состояния вокзала и также желает обновления.

На сегодня разрабатывается проектно-сметная документация нового вокзала. Его нужно существенно обновить. Как отметил руководитель отдела пассажирского транспорта управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Атырауской области Жанболат Акинов, их специалисты совместно с Министерством транспорта Республики Казахстана и АО «Национальная компания «Қазақстан Темір Жолы» приступили к разработке проекта, по которому вокзал будет существенно обновлен.

– В свое время построенный 50 лет назад вокзал был рассчитан на 500 пассажиров в сутки. Сейчас через нашу станцию проходит уже три тысячи пассажиров. Соответственно здание нуждается в обновлении. В этом году наше управление должно завершить разработку ПСД, чтобы потом Министерство транспорта утвердило его, и мы приступим к дальнейшей процедуре. Все мы, независимо от должности, являемся пассажирами и, конечно, хотим, чтобы вокзал, аэропорт или автостанция были максимально комфортными для ожидания рейса. Поэтому постараемся сделать его современным, стильным. Хочу сказать, что сейчас на железной дороге хорошие сдвиги. В системе начались перемены. Уже закупили новые вагоны, фонд хорошо обновляется. Надо еще немного подождать, и все будет по-другому, – говорит оптимистично Жанболат Жантемирович.

Хорошие новости. Главное одно – перемены действительно начались.

Марина КУАНЫШЕВА

Поделиться с друзьями
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна