Не запечатывайте детей в «коробочки»
В Атырау состоялся первый республиканский слет педагогов дошкольного воспитания и обучения. Организатором масштабного мероприятия выступил Атырауский университет имени Х. Досмухамедова.
Республиканский слет объединил в актовом зале местного вуза более 400 педагогов страны, которые приняли участие как в режиме онлайн, так и офлайн. Это и представители департамента дошкольного образования Министерства просвещения РК, эксперты в области раннего детского развития, преподаватели национальных вузов, руководители и специалисты отделов дошкольного воспитания и обучения управлений образования области, заведующие, методисты и педагоги дошкольных организаций, преподаватели педагогических колледжей и другие.
Приветствуя участников мероприятия, председатель правления – ректор университета имени Х. Досмухамедова Саламат Идрисов отметил:
– Цель сегодняшнего слёта заключается в том, чтобы дошкольные образовательные учреждения не просто создавали для наших детей комфортные условия, но и формировали среду, направленную на полноценное развитие детей. И, организовывая подобные мероприятия, мы стараемся выявлять самые насущные проблемы в области образования, определять пути их решения и делиться опытом, – сказал ректор.
По его словам, в учебно-воспитательной деятельности местного вуза реализуется специальная дуальная система обучения, благодаря которой студенты кафедры дошкольного и начального образования направляются в детские сады.
– То есть студенты, поступившие на специальность дошкольного образования, уже с первого курса повышают свою квалификацию на практике. На сегодняшний день в регионе строятся новые детсады, кадров не хватает. Наш университет, восполняя кадровый дефицит, старается готовить конкурентоспособных специалистов. И данный слет предназначен для того, чтобы наши учителя, получая глубокие знания, могли соответствовать мировым образовательным тенденциям, – сказал С. Идрисов.
Международный эксперт по качеству дошкольного образования, президент Казахстанской ассоциации ECERS, магистр по раннему развитию детей Гаухар Киикова, специально прибывшая из столицы, в интервью нашему изданию сообщила, что многие годы в республике делали ставку лишь на увеличение количества детских садов, но не вели серьезной работы по качеству воспитания детей.
– Сегодня подготовку воспитателей необходимо начинать с работы с вузами, создавать программы и лаборатории, соответствующие международным стандартам, накапливать опыт, правильно организовывать процесс обучения и развития детей. Ранний возраст – от нуля до восьми лет – самый критичный для человека. А в нашей стране нет научно-исследовательского института, который бы изучал детей раннего возраста. По моему мнению, нормативно-правовая база сферы дошкольного образования давно устарела, и наши стандарты и учебные планы не имеют научного обоснования. Я считаю, что давно пора убрать типовой учебный план, в котором не учитываются права и интересы ребенка. Ученые во всем мире говорят о том, что малыши должны больше играть. В наших же садах ребята почти не играют, потому что педагогам нужно отчитаться, что они провели уроки. Это плохо влияет на детей, потому что в таком возрасте им не свойственно сидеть за партой так долго, им это даже противопоказано, ведь мозг у малышей развивается во время двигательной активности. А в наших дошкольных учреждениях в этот самый важный для ребенка период не работают над развитием креативности и критического мышления, а выставляются требования, чтобы все дети были одинаковыми, – высказала свою точку зрения эксперт.
Также, по мнению Г. Кииковой, стандарт обучения в детских садах должен быть рамочным, определять критерии качества и принципы работы педагогов и не должен обязывать их проводить строго заданное количество академических уроков.
– Учителя нуждаются в свободе, чтобы слушать ребенка, наблюдать и создавать для него возможности. Кроме того, необходима система в разработке инструментов оценки качества, и они тоже должны быть научно обоснованы. Например, в ряде стран ОЭСР педагоги детских садов должны иметь степень магистра. Необходимо менять программу подготовки педагогов, возможно, даже уменьшить количество кафедр дошкольного образования, но повысить качество их работы, – высказалась эксперт.
Во второй половине дня слет продолжился секционными занятиями, в рамках которых были проведены workshop, круглые столы и практические занятия.
Участница слета Айгуль Капашева, методист детского сада №39 «Ақкөгершін» считает, что такие слеты очень полезны.
– Сегодняшний педагог не должен стоять на месте, он постоянно должен заниматься самообразованием. Мы сейчас воспитываем и растим современного ребенка. Обновляя знания, ищем изюминку. Для меня это пространственная среда, как раз то, о чем сегодня говорилось на слете. Принцип – обучать играя. Вот для этого нужна определенная среда, которую мы и должны создать, – поделилась мнением руководитель детского учреждения.
Анжелика КИМ