Карты ума
Опыт преподавателя русского языка и литературы Атырауской областной противотуберкулезной школы-интерната №4 Гульжан Сейталиевой по применению уникальной технологии – ментальной карты – занял второе место на республиканском конкурсе «Панорама педагогических идей-2023».
По словам победительницы, одним из ключевых аспектов современного учителя является его готовность к постоянному обучению, стремление к совершенствованию, открытость новым идеям.
– Суть моей методики заключается в графической работе с текстом, которую я практикую на своих уроках литературы. Составление ментальных карт помогает структурировать информацию, выделять основные идеи и визуализировать события, описанные в тексте, отношения между персонажами, героями, что делает процесс изучения литературных произведений более наглядным и понятным. Кроме того, ментальные карты развивают у детей ассоциативное, творческое, логическое мышление, активизирует весь потенциал мозга. Недаром их называют картами ума. Также преимущество этих карт в том, что их можно создавать как на бумаге, блокноте, планшете, так и с помощью специальных приложений: XMail , Mindomo, MindManage и других. К тому же, цифровые ресурсы делают работу не только результативной, но и интересной.
Вообще, интеллектуальные карты – это универсальная технология, которую можно применять в любой сфере деятельности: ее используют ораторы, бизнесмены, ученые, писатели и многие другие. Они помогают запомнить новое, разобраться в сложном материале, оценить объем работы и так далее, – объясняет учитель.
Идея применения умных карт на уроках литературы возникла у Гульжан не случайно. Ведь сегодняшняя молодежь не любит читать классические произведения, и чтобы как-то привлечь своих учеников к своим урокам, педагог ищет новые интересные инструменты.
Сама Гульжан Сейталиева родом из села Котяевка (ныне с. Бөкейхан) Курмангазинского района. После окончания Атырауского педагогического института вернулась в родное село, где более 10 лет проработала в сельской школе. Потом, переехав в город Атырау, устроилась на работу в областную противотуберкулезную школу-интернат №4. Сегодня она стремится быть не только квалифицированным педагогом, но и наставником, способным мотивировать, поддерживать и вдохновлять коллег. За 30-летний стаж работы ученики Г. Сейталиевой не раз становились призёрами и победителями предметных олимпиад, научных проектов областного и республиканского уровней.
– Конкурс «Панорама педагогических идей-2023», организованный АО «НЦПК «ӨРЛЕУ», стал для меня важным этапом в моей педагогической деятельности. Высокая оценка и признание моей работы возлагает на меня ещё большую ответственность, заставляет не останавливаться на достигнутом, стремиться к поиску новых идей, к улучшению своей методики, обмену опытом с коллегами. Ведь учитель – это не только человек, передающий знания, он – проводник в мир знаний, от которого зависит формирование будущего поколения и успех учеников.
А нам хотелось бы отметить еще одну прекрасную черту характера нашей героини: на своих уроках Гульжан Галимжановна стремится привить детям гуманное отношение к бездомным животным, которые, к сожалению, сегодня являются наиболее уязвимой частью нашего бытия. По возможности она сама финансово поддерживает приюты и пристраивает бездомных животных. И этот маленький нюанс говорит о доброте и душевности атырауского педагога.
Напомним, республиканский конкурс «Панорама педагогических идей-2023» предполагал видеосюжеты не по предметам или методикам, а по видам функциональной грамотности. Всего их 12: ранняя грамотность (дошкольное обучение и воспитание), читательская грамотность, математическая, естественно-научная, цифровая грамотность, медийно-информационная, финансовая, экологическая, грамотность в вопросах здоровья (медицинская), социально-эмоциональная, межкультурная и гражданско-правовая грамотность.
На областной этап поступило 77 заявок, из которых семь лучших видеоматериалов получили путевки на республиканский конкурс, по итогам которого и заняла Гульжан Галимжановна II место по направлению читательская грамотность.
Анжелика КИМ