Людям о людях

Я бы в слесари пошёл…

«Ряд отраслей национальной экономики испытывает кадровый голод, особенно по техническим и рабочим специальностям. Поэтому предстоит предметно заняться соответствующим образованием» – так сказал Президент в Послании «Экономический курс Справедливого Казахстана». О профтехобразовании, о рабочих специальностях «ПК» поговорила с известным в Атырауской области ветераном образования Тамарой Досымовой.

Эпилог

Тамара Досымова в систему профтехобразования попала после окончания в 1975-м Казахского химико-технологического института, что в Чимкенте, ныне Шымкенте. Молодой инженер, химик-технолог по пластмассам, она была направлена на работу в Гурьевское городское профтехучилище №13 (ныне это Атырауский колледж сервиса), готовящее рабочих специалистов для первенца казахстанской химии – Гурьевского химзавода. Работая преподавателем специальных предметов, набиралась опыта. Через два года руководство профтеха доверило ей должность заведующего учебной частью. Досымова попала в дружный, работоспособный коллектив, руководил которым ныне покойный Сейдегали Дюсупов – фронтовик, хороший психолог, сильный организатор. И славилось в свое время химучилище кузницей кадров для химзавода. Методическую работу возглавляла Татьяна Шамина, которая явилась первым наставником Досымовой. Химучилище было и кузницей руководящих кадров. Здесь работали известные люди нашей области – А. Сапаров, А. Бекешев, В. Кузеняткина, Л. Арзамасцева, Б. Искужиев, Ж. Асабаева, Г. Буревская.

В годы плановой экономики до перехода на рыночные отношения система профтехобразования была прочной, налаженной. Каждое учебное заведение имело свое базовое предприятие, и отношения между ними строились и регулировались правительственными нормативными документами. В них предусматривались все направления двусторонних отношений: оснащение учебного заведения новой техникой и технологией; обеспечение учебного заведения высококвалифицированными специалистами предприятия с сохранением зарплаты; обеспечение практикантов оплачиваемыми рабочими местами; доплата наставникам практикантов; трудоустройство выпускников; направление выпускников на учебу в вузы за счет средств предприятия и т.п. А учебное заведение обязано было подготовить высококвалифицированных рабочих-специалистов…

8645465

Все профессии важны… Особенно профессионально-технические

Тамара Куанышевна, хочу начать интервью вот с чего: помнится, в конце 1990-х — начале 2000-х отношение к профессиям слесарь, монтер, парикмахер, пекарь было, на мой взгляд, не очень. В итоге целые поколения экономистов и юристов так и не устроились по специальности. А сегодня, вижу, в политехе – большой конкурс, в колледже сервиса тоже много студентов. Люди поняли, что без таких профессий нельзя? И, видимо, поняли это и в правительстве?

– С распадом СССР начались экономические трудности. Стали закрываться заводы, сокращаться строительство, распускались совхозы. Началась полная перестройка экономики и сознания людей. Молодежь массово выбирала профессии экономистов, юристов. А спрос на рабочие специальности сократился: трудоустроиться было очень трудно. Вакансии занимались сокращенными опытными специалистами. В итоге и юристы, и экономисты, и рабочие пополняли число безработных. Часть стала самозанятыми, т.е. шли на базар, нанимались на любую работу. Нефтяная же отрасль трудоустраивала лишь опытных специалистов со всего бывшего Союза.

Постепенно до сознания людей начало доходить: нужно самому что-то делать для открытия своего дела. И начали обучаться профессиям сферы обслуживания. Пошли в парикмахеры, повара, официанты, операторы ЭВМ (да, была такая специальность!) и т.п.

С увеличением мощности нефтегазовой отрасли появился спрос на профессии добычи, переработки, транспортировки. В Атырау сегодня строятся заводы по переработке пластмасс. Растет спрос на технические профессии. Этому свидетельствует большой конкурс в высший колледж «APEC PetroTechnic», политколледж. В республике и в нашей области идет строительство промышленных объектов и соцкультбыта. Есть большая потребность в специалистах-строителях. Однако отсутствие контроля и заинтересованности со стороны правительственных органов, отсутствие соответствующих рычагов регулирования дали возможность рабочим из ближнего зарубежья прочно занять эту нишу, так как работодателям выгодно нанимать дешевую рабочую силу.

По моему мнению, решить проблему можно было бы вынесением в конкурсную документацию при проведении тендеров среди строителей пункта «принять на оплачиваемую производственную практику студентов строительных учебных заведений в количестве не менее 10 процентов от общего количества опытных строителей данной фирмы». Также принять нормативный документ, обязывающий работодателя создать фонд подготовки кадров, откуда и будет оплата труда практиканта и доплата его наставнику. Есть и возможность повышения качества подготовки специалистов сельского хозяйства. Нормативным документом необходимо обязать сельские профессионально-технические учебные заведения иметь свое хозяйство, полигоны. Местным органам власти содействовать развитию подсобных хозяйств – баз практики учебных заведений.

646312

УПК – пережиток прошлого?

Тем временем если говорить о профтехобразовании, почему-то отказались в какое-то время от УПК – учебно-производственного комбината, который, к примеру,
в Гурь­еве-Атырау посещали ребята 9-10 классов. А ведь тогда какие-то азы все же закладывались: кто-то шел в детсад помощником воспитателя, кто-то швеей…

– В отношении УПК могу сказать, что действительно эти комбинаты ориентировали учащихся школ на профессии. В настоящее время все УПК закрылись. Они выполняли функции профориентации и давали первоначальные навыки по отдельным направлениям. Но сегодня потребности в этих учебно-производственных комбинатах нет. Это – мое мнение. Колледжи могут готовить специалистов по ступенчатым планам: рабочие специальности – I ступень, рабочие специальности плюс среднее образование – II ступень, техники – специалисты среднего звена – III ступень.

Также каждое учебное заведение имеет план профориентационных работ. При качественной работе ученику можно дать максимально четкое представление о будущей профессии.

– Говорят, что работа в системе профтехобразования не позволяет оставаться на месте, она подталкивает к ведению активной, плодотворной жизни, направленной на обучение своих студентов. Вы всю свою профессиональную деятельность были как раз такой – не стоящей на месте. Как думаете, передали свою любовь к профессии молодым коллегам?

– Как и везде, работа педагога, тем более методиста, требует постоянного совершенствования, поиска нового, выбора и внедрения. Этой работой занимался областной методический кабинет профтехобразования, долгое время которым руководила отличный педагог, организатор Людмила Арзамасцева. Мы, методисты, под ее руководством занимались изучением, обобщением и распространением опыта работы известных учителей. Организовывали открытые уроки, семинары-практикумы, конкурсы профессионального мастерства, олимпиады. Основная цель работы методкабинета – повышение качества подготовки специалистов.

За время своей деятельности мне довелось изучить, обобщить опыт трудов известных педагогов политколледжа – В. Шилина, В. Яшкова, профлицея №2 З. Дусипкалиевой, ПТУ №7 Т. Жандауова, Е. Бакарова, преподавателей химучилища А. Тулаевой, Т. Цаплиной.

В 2002 году был впервые организован республиканский конкурс мастеров «Парикмахер», где я организовывала участие мастера профтехшколы №4 В. Калашниковой от Атырауской области…

Сегодня я и мои коллеги давно на заслуженном отдыхе. Мы поддерживаем связь, нам есть о чем говорить, что вспомнить. 

Тамара Куанышевна, наверное, только такой человек, как вы – влюбленный в свою профессию, мог родиться первого сентября! Кстати, с прошедшим! И, хотя вы уже на заслуженном отдыхе, чего ждете от предстоящего 2023/2024 учебного года?

–Спасибо за поздравление! В этом году первое сентября для меня особенное – исполнилось 70 лет! А вообще, каждый год с детства с трепетом в ожидании  сентября. Да, этот день – праздник для всех: и учащихся, и родителей, и педагогов. А тем более для бабушек!
От нового учебного года ждем новых начинаний, направленных на повышение качества подготовки специалистов профессионального труда, осуществление всех задуманных планов, творческий подъем.

– Спасибо за беседу и с юбилеем вас!

Надежда ШИЛЬМАН

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button