Лондон прекрасен. Кульсары лучше!
Трудно поверить, что моя скромная собеседница в числе других своих коллег участвовала в строительстве завода Второго поколения и непосредственно возводила Проект будущего расширения ТОО «Тенгизшевройл». И это не оговорка. Алия Сабетова управляла всем потоком грузоперевозок по строительству этих крупнейших объектов. Сначала в должности супервайзера, а потом уже в качестве менеджера проекта. Причем, надо отметить, что она стала первой женщиной — гражданкой Казахстана, назначенной на такую должность.
Алия родилась в обычной многодетной семье в Кульсары, у нее семь братьев и одна сестра. Отец работал учителем, мама — домохозяйка. Окончила школу, а потом поехала учиться в техникум советской торговли в российский город Иваново. Дело в том, что там в энергетическом институте уже учились старшие братья. Вернувшись с дипломом, трудилась товароведом на разных предприятиях района. В 1996 году устроилась на Тенгиз. Брат работал там на таможне и уговаривал попробовать себя на заводе. Но Алия отказывалась, так как ни компьютер, ни английского языка не знала. Но брат настаивал: «Будешь развиваться, научишься!» и направил на интервью в одну британо-американскую компанию. На ее удачу представитель компании Майкл знал русский язык, так как его супруга русская. Он показал, какую работу она должна выполнять, и в конце спросил о знании компьютера и английского языка. И был немного шокирован ответом девушки (зачем вы здесь?!), потом сказал, что берет координатором с недельным испытательным сроком.
Компания занимались поставками и оформлением грузов, прибывающих на Тенгиз. Алия приступила к работе координатора грузоперевозок. Испытательный срок был успешно пройден. В то время не было вахтового метода, была обычная пятидневка, утром уезжали на Тенгиз, вечером возвращались. Первая заработная плата девушки составила 150 долларов, в то время это была зарплата ниже среднего. Алия вспоминает, что вручила папе 100 долларов, а себе на одежду оставила 50. Отец был удивлен, что так мало платят на заводе. В 1998 году компания, где она работала, в целях обеспечения казсодержания официально открыла свое представительство в Казахстане — ТОО «Бертлинг Казах Лоджистикс». И Алия проработала в ней 25 лет, 14 из которых – в головном офисе компании в Лондоне.
Впервые в Англии она побывала в 1998 году, когда руководство компании направило ее изучать английский язык на три недели. До этого она познавала его буквально по ходу работы, посещая ежедневно одночасовые уроки секретаря-делопроизводителя — бывшей учительницы английского языка. Но как говорит Алия, в первую очередь, английскому ее научила жизнь, приходилось постоянно вести переписку с головным офисом со словарем и т.д.
Работа в Лондоне
Спустя 11 лет зимой 2007-го Алие предложили поработать один год в головном офисе. К тому времени она выросла до должности супервайзера, то есть стала сменщиком экспата. Это был первый случай на Тенгизе замены иностранца на местного специалиста. Расти было некуда, выше была позиция менеджера проекта. Поэтому Алия чувствовала неудовлетворенность, думала об уходе из Тенгиза, душа требовала чего-то нового. Поэтому предложение руководства о работе в Лондоне она приняла с радостью, ведь ее ждала новая жизнь в другой стране, как раз то, к чему она стремилась.
Причем, все расходы — проезд, питание, проживание в арендованной квартире — компания брала на себя. Так, с мая 2007 года Алия начала работать в компании по международным перевозкам. Новая ее деятельность заключалась в перевозке грузов не на Тенгиз, а в другие регионы Казахстана и России. Перевозили, к примеру, буровое оборудование, запчасти, трубы, клапаны, столовое оборудование и т.д. на месторождения Карачаганак, Каражанбас. Груз возили со всех точек мира, из Турции, Америки, Индии, вся работа курировалась головным офисом.
Алия вспоминает, что первый год в чужой стране ей дался нелегко. Особенно ей не нравилась еда. Мясо казалось пресным, даже обычные овощи были безвкусны. Все время тянуло на Родину, поэтому через 5 месяцев попросилась в отпуск. Побывав дома, насладившись встречей с родственниками, наевшись привычной пищи, Алия вернулась на работу другим человеком. Она поняла, что адаптационный период пройден. Под конец первого года непосредственный руководитель обратился к Алие с предложением остаться поработать еще на один год. Посоветовавшись с родными, она согласилась. В конце второго года к ней уже обратился вышестоящий руководитель с тем же предложением. Таким образом, рабочая виза Алии была продлена еще на год, и эта ситуация продолжалась в последующие годы. Англичане не хотели отпускать хорошего специалиста. Через шесть лет компания сама организовала выдачу Алие вида на жительство на 10 лет, чтобы не продлевать каждый год рабочую визу. Через два года она уже претендовала на получение гражданства Великобритании. Но в Казахстане нельзя иметь два гражданства, поэтому она отказалась от этого предложения.
Между тем, в 2015 году стало известно о предстоящем самом большом капремонте в истории ТШО. На Тенгиз будет завезено много грузов, нужен был специалист, который будет заниматься всей работой по поставкам. Товарищество обратилось в «Бертлинг» с просьбой прислать им самых лучших сотрудников. В свою очередь руководство этой компании обратилось к Алие: «Мы не смогли найти специалиста, кроме вас, который имеет успешный опыт работы, как в Англии, так и в Казахстане. Хотим вас направить курировать грузоперевозки по капремонту на полтора года. Будете работать с руководством ТШО. Это будет экспатовская позиция». Конечно, Алия обрадовалась возможности побывать на Родине. Так, она вернулась на Тенгиз, работала там вахтовым методом. Между вахтами выезжала в Лондон на пару недель, чтобы не потерять вид на жительство, благо ТШО оплачивало транспортные расходы.
Работа была очень интересная, все получалось отлично. В конце 2016 года работы по капремонту были успешно завершены, а ТШО наградило Алию благодарственным письмом.
Между тем, в следующем году на Тенгизе начинались работы по Проекту будущего расширения. По возвращении в Англию руководство «Бертлинг» предложило Алие поработать в головном офисе в городе Фарнборо (Англия) по разработке ПБР. Таким образом, с января 2017 года Алия вновь работала на Тенгизском проекте.
Работа на ПБР требовала частых разъездов по всему миру, к примеру, отправкой габаритных грузов из Кореи Алия занималась лично и т.д.
Со временем она осознала, что хочет жить на Родине. Начала изучать предложения по работе в Казахстане. Оказалось, в то время ТШО обговаривало с компанией «Бертлинг» вопрос командирования своего представителя в атырауский офис. В итоге ей предложили эту работу в качестве экспата.
В конце января 2020 года, аккурат перед началом пандемии она приезжает в Атырау. В то время на проектах ТШО от британо-американской компании работали две команды: одна — на заводе Второго поколения, вторая — на ПБР. Менеджерами проектов были иностранцы. Во время пандемии выехавший по семейным обстоятельствам один менеджер не смог вернуться из-за карантинных мер. Эту должность предложили Алие, она согласилась на новую должность и проработала на ПБР до декабря 2021 года.
— Расскажите про жизнь в Англии, наверное, скучали по дому. С кем вы общались, и вообще, какие они, англичане?
— Да, так сильно скучала по родным, что однажды забрала в Лондон свою 82-летнюю маму. До сих пор благодарна судьбе, что смогла это сделать, она прожила со мной целых три месяца. Все родственники были против, но я обещала маме, что все будет нормально, и она согласилась. До этого было знамение, я два раза в аэропорту встречала иностранок 85 лет, которые путешествовали одни! Тогда и приняла решение. Я была очень счастлива, что мама была рядом, а тамошние друзья всячески заботились о ней.
В начале приезда общалась с выходцами из Украины, Прибалтики, в моем окружении их было много, но казахов не встречала. И только через полтора года пребывания познакомилась со своими земляками. К тому времени предприятие стало направлять много наших граждан поработать в Англию. Многих отправляли с семьями. Если говорить о самих англичанах, то могу отметить, что на моем пути встречались очень хорошие, добрые люди. Особенно в начале своей карьеры со мной работали очень приятные люди, они проявляли огромную заботу, создавали все условия. Они понимали, что они зарабатывают, благодаря нашим богатствам, поэтому ценили и были благодарны. И в самой Англии люди очень благожелательные, все хотят помочь, пропустить, уступить…
— Расскажите про вашу работу, какие-то запомнившиеся истории.
— Да, бывали разные случаи. Однажды на Тенгизе во время капремонта вышел из строя один клапан, требовалась срочная замена. Такой клапан изготавливали в Шотландии, и его нужно было срочно доставить на завод, который встал, а потери исчислялись миллионами долларов. Надо было действовать быстро. Клапан из города Абердин в Лондон доставили за полдня. В тот момент я работала в головном офисе, поэтому сама получала и оформляла все документы в онлайн режиме, затем упаковала, вызвала такси и повезла его в
аэропорт. Успела оформить декларацию и в течение двух часов прошла проверку таможни. И наконец, села в самолет до Атырау, оформив груз ручной кладью. И это был не единственный случай в моей практике. Однажды также понадобилось срочно везти запчасть весом 20 кг. Медлить было нельзя, завод остановился, поэтому пришлось применять аналогичные экстренные меры.
— Как в американских экшенах, весь мир ждет, когда Алия доставит важный груз!
— Да, почти так и было (смеется). Кстати, в моей истории есть перевозка груза, которая попала в книгу рекордов Гиннесса. Ее оформили как самую крупную перевозку на железнодорожном транспорте. Тогда мы организовали доставку огромной цистерны на Тенгиз. Сначала груз прибыл по морю в Актауский порт, оттуда его погрузили на специально изготовленные стальные конструкции на железнодорожной платформе. Находящиеся по пути электрические столбы, фонари и другую инфраструктуру пришлось убирать, все это рассчитывалось на чертежах. Но в основном мы обеспечивали логистику по перевозке на завод 20-40-тонных контейнеров, емкостей, бурового оборудования на больших грузовых самолетах.
Вообще, самая интересная работа у нас начиналась при капремонтах, доставка габаритных грузов продолжается в течение почти года. Завод нельзя останавливать, и, чтобы провести капремонт в кратчайшие сроки, как правило, к нему готовятся за год до начала работ. Специалисты ТШО сначала вычисляют, какое оборудование и запчасти им понадобятся, потом ищут их по всему миру, делают закуп, экспедиторы договариваются о сроках изготовления. Затем заводчане обращаются к нам — в логистическую компанию по доставке груза. Сначала мы забираем оборудование с завода, затем проводим его сборку на складах Англии, Турции или США и организуем транспортировку на Тенгиз. К примеру, из Америки груз отправляли судоходным транспортом в порты Клайпеды или Роттердама, оттуда уже на автомобилях.
— Из Америки через океан, наверное, долго доставляется. А если шторм в океане?
— Доставка через океан, как правило, занимает 50-60 дней. Самолетом — 2-3 дня. Помню, однажды в ТШО сломалось алмазное долото. Оно считается самым прочным инструментом и стоит просто огромных денег, порядка 1 млн долларов США. Заводчане сделали срочный заказ в Америку, ждали его изготовления один месяц. На доставку нужен был еще минимум месяц времени, учитывая, что оттуда везли по воде. Во время плавания в Атлантическом океане случился сильный шторм. В результате из тысячи контейнеров десять утонули. Конечно, весь груз был застрахован. И когда обстоятельствами дела занялась страховая компания, стало известно, что в одном из них находилось наше алмазное долото. Они вытащили контейнеры со дна океана, но не отдавали их, проводя расследование причины утопления. Время идет. Помню, заводчане тогда говорили, лучше бы его вовсе не нашли, на нет типа и суда нет (смеется). Тем более попавшее в воду долото уже не было пригодно для работы. Зато начались бесконечные расспросы всех обстоятельств перевозки у сотрудников ТШО и «Бертлинг», конечно, страховщикам было невыгодно платить за ценный груз. В итоге ТШО пришлось делать второй заказ, но его отправили уже самолетом.
— Как я поняла, попав на Тенгиз, вы участвовали во всех важнейших проектах. Грузоперевозки разных проектов имели особенности?
— Я попала в компанию «Бертлинг», которая строила первый завод ТШО — КТЛ, потом второй завод – ЗВП и третий – ПБР. Во время строительства второго завода я уже принимала груз в качестве супервайзера. А с 2017 года, работая в Англии, лично курировала все грузоперевозки для ПБР. Да, есть отличия. К примеру, завод Второго поколения строился частями, для чего на Тенгиз было завезено примерно 500 тысяч компонентов завода. Потом их нужно было собрать. А вдруг чего-то не хватило бы?! То есть был риск. Помню, в то время инженеры и конструктуры завода очень беспокоились и переживали, а вдруг не запустится из-за какой-нибудь мелочи. Но тьфу-тьфу-тьфу, завод Второго поколения работает бесперебойно, то есть все доставили, все собрали, как надо. А третий завод Проект будущего расширения строился готовыми модулями. Половину груза мы везли в Корею, там уже собирались готовые модули. А на Тенгизе эти модули просто соединялись, образуя производственную цепочку. Для их доставки с моря даже был прорыт канал до Тенгиза, там организовали причал. И весь груз доставлялся по воде. И так собрали модулями Третий завод ПБР. Работа и сейчас продолжается, но уже везут по мелочи. Кстати, в Лондоне мне вручили бронзовую медаль от «Тенгизшевройла» за работу по ПБР.
— А что-нибудь мелкое перевозили?
— Когда я работала в Фарнборо, на собраниях всегда возмущалась тем, что на Тенгиз все везут из Европы и т.д. Ведь уходят наши деньги. Однажды на одном из них представитель ТШО браво отчитывался, что казсодержание растет, и привел статистику роста по годам. Тогда я сказала, вы тут говорите о казсодержании, между тем офисную мебель и даже мусорное ведро и скрепки заказываете в Англии, почему! Он стал говорить, что в Казахстане не производят органомическую мебель и т.д. Я тогда прямо сказала, что есть известная отечественная компания, которая все это выпускает. Пластмассовая мебель для столовой также заказывалась в Европе, это уж точно наши предприятия производят. После этого выступления меня перестали звать на собрания по казсодержанию (смеется). Но коллеги из Fluor были на моей стороне. Перевозка всех грузов на ПБР проходила через меня, поэтому я знаю всю информацию. Бывало очень обидно, что обычные предметы, вплоть до туалетных ершиков, покупались в Европе. Ладно бы речь шла об оборудовании. Вы спросили про самые маленькие заказы, вот и вспомнила.
-Вы непосредственно участвовали в строительстве крупнейших заводов, вас можно назвать легендарной личностью!
— Когда я работала менеджером проекта, оказалось, что я была первой женщиной из Казахстана на этой должности. Об этом мне сообщили корреспонденты ведомственной газеты ТШО, пригласившие на интервью. По их словам, до меня такую позицию занимали лишь несколько мужчин-казахов. Конечно, было приятно!
Сегодня Алия Сабетова, как опытный логист международного уровня, участвует в реализации уникального экологического проекта по выработке энергии из водорода. В родном Кульсары.
Алма ТУРГАНОВА