Тонкая работа
В казахской народной культуре было немало мастеров-ювелиров, прикладников. Среди них выделялись резчики по кости – сүйекші.
Наблюдая во время бесік той обряд укладывания в колыбель ребенка, когда бабушка пеленала новорожденного в памперсах, стало обидно за новое поколение казахов, что они не знают об исконных обрядах предков. Матрас полностью покрывал колыбель, а это означает, что ребенок будет спать в такой люльке в подгузниках.
А ведь наши предки когда-то за нас все придумали. Для малышей вместе с бесик он изобрели шүмек. Очень важная деталь, между прочим, для того, чтобы малыш спал на сухом матрасе. Это специальное приспособление из кости для отведения мочи. Дело в том, что казахи кочевали по степям порой месяцами и дольше. А пеленать время от времени не было возможности. Поэтому придумали шүмек, который был удобен при перемещении ребенка в люльке-бесике, да и в целях гигиены малыша. Он мог спокойно находиться в нем сухим достаточно долгое время. Шүмек изготавливают народные умельцы, резчики по кости, или сүйекші.
Житель села Курмангазы Болат Бидуллаев – самый известный в нашей области мастер по кости.
– Вы правильно заметили, что шүмек – очень важная деталь для бесика. Без него и люлька – не люлька, – рассказывает Б. Бидуллаев. – То есть в этом весь смысл того, чтобы ребенок спокойно лежал в чистой сухой колыбели.
Казахи делают шүмек для бесік из большой берцовой кости – асық жілік.
Шүмек изготавливается отдельно для девочек и для мальчиков. Благодаря этой маленькой детали ребенка можно было запеленать сразу на несколько часов.
Шүмек – один из многих предметов, которые казахи применяли в быту. Сам Болат Гинаятович увлекся обработкой кости сравнительно недавно, в 2017 году. Основная его деятельность –работа в сфере культуры, он – ведущий различных мероприятий. Лет пять назад побывал в г. Нур-Султане на республиканском съезде отцов и посетил выставку в одном из столичных музеев.
– Мое внимание привлекла головоломка из кости. Вернулся домой и решил попробовать сделать такую деталь из бараньего позвоничника. Оказалось, что это очень увлекательно. Так появилось хобби, и многие мои земляки стали просить изготовить для них сувениры, шүмек и другие изделия из кости.
Как вы знаете, у наших умных предков производство было практически безотходным. Если брать домашних животных, то для быта кочевники применяли все, начиная от мяса, шерсти, до костей, рогов и копыт – волю фантазии давали мастера прикладного жанра.
Основными материалами служили лопатки, голень, ребра, челюсти, рога животных и даже копыта, из которых делали музыкальный инструмент тұяқтас.
Вообще, резчикам удобно работать с костями крупных животных.
Как рассказывает Болат Бидуллаев, из рогов животных казахские умельцы мастерили украшения для ружья, рукоятки кинжалов, плеток и ножей, из рога барана – емкости для хранения табака – шақша, из рога крупного рогатого скота – гребни. Костью инкрустировались кровати, шкафы, сундуки, камчи, седло и многое другое. Наиболее распространенным предметом из кости животного были асыки (альчики).
– Кости или рога, предназначенные для применения, кипятили в масле или молоке, затем с помощью ножа и топора изготавливали нужные предметы, при этом работа была тонкая, ювелирная, из кости можно делать совсем маленькие, еле заметные детали, – говорит мастер. – При необходимости резчики могли менять форму кости, получались прямые плоские пластины.
Сам Болат Бидуллаев изготавливает из кости, кроме асыков, которые могут украшать ключницы или брелоки, веретено (ұршық), подстаканники, подставки для ножей и любых других предметов, расчески, сувениры и прочее, прочее. И, конечно, это головоломка из бараньего позвоночника.
– Костяными пластинами наши предки декорировали посуду, особенно красиво украшали наборы для кумыса, – рассказывает мастер. – Из рогов крупного рогатого скота изготавливали половник для разлива кумыса. Богатые юрты часто отличались тем, что двери, основания купольных жердей и верх планок решетчатой основы инкрустировались костью. Не только как музыкальный инструмент, но и как произведение искусства выделялась казахская домбра, корпус и дека которой были богато украшены костью.
Самые обычные предметы быта преображаются при декорировании костью, приобретая нарядный вид. Светлый цвет кости хорошо контрастирует с более темным цветом дерева, подчеркивая особенности каждого материала.
Современные мастера продолжают традиции старинных умельцев и создают интересные и прекрасно выполненные предметы быта и произведения искусства. Такая преемственность поколений прослеживается в музейных экспонатах. Интерес к изделиям из кости или с применением этого материала только возрос, несмотря на появление новых искусственных материалов. Эти изделия перестали быть важными для жизнеобеспечения и перешли в основном в область искусства. В наше время предметы народного прикладного искусства можно увидеть не только в музеях, благодаря возрождению промысла, их можно приобрести и в качестве сувениров.
МАРИНА