Людям о людях

И ЭТО ВСЁ О НЁМ…

Знакомство с Мажитом Сагиевичем Сагиевым состоялось в 70-х годах, когда он, молодой специалист, приехал работать после окончания высшего учебного заведения. Наверное, к молодым специалистам относились в то время слишком критично – Мажит Сагиевич был направлен старшим пионервожатым в школу имени А.П. Чехова. В то время я работала старшей пионервожатой в школе имени А.С. Пушкина. Мы собирались на совет вожатых в Доме пионеров, вместе проводили районные мероприятия. Директором Дома пионеров была назначена Жакупова Минаш, а мы, вожатые всего района, и не знали, что она была супруга Мажита Сагиевича.

74c86a9c 27b7 41ce 8546 a1d46b3aa5bf

Недолго проработав в районном центре, супруги Сагиевы уехали в свой родной совхоз «Казахстан». Именно там проявились   деловые качества Мажита Сагиевича.

Назвать Мажита Сагиевича простым человеком-тружеником   будет неверно. Для многих это действительно загадочная личность. Проработав некоторое время с ним в тесном контакте, я могу позволить себе рассказать о некоторых качествах Мажита Сагиевича. Это человек впередсмотрящий. Об этом свидетельствует то, что, работая директором школы им. Жданова в совхозе, Мажит Сагиевич полностью оснастил ее современным оборудованием и оформил кабинеты в едином стиле. Это он впервые ввел дистанционный контроль за работой преподавателей, установив одним из первых в районе камеры наблюдения в школе. Сейчас камеры наблюдения обязывают ставить во всех учебных заведениях.

После назначения на должность заведующего районным отделом образования Мажит Сагиевич первым делом изучил обстановку во всех школах района, посетил педагогические коллективы, изучил стиль работы каждого директора. В 1993 году я была назначена директором школы имени А.С. Пушкина – единственной в районе, ведущей преподавание на русском языке. Назначение меня директором – это отдельная история, которую я вспоминаю с грустью. Я работала в школе имени А. Макаренко заместителем директора по учебно-воспитательной работе в русских классах. Мои коллеги –  Ерболекова Санзия Шайхиевна – заместитель директора по УВР в казахских классах и Абилгазиева Калжан Жаксиевна – заместитель директора по УВР в начальных классах. У нас сложился свой стиль работы, единые требования к преподавателям, школа была на хорошем счету в районе. В новых микрорайонах были построены школы, и Мажит Сагиевич предложил мне сначала стать директором школы №16, а затем школы №18. По семейным обстоятельствам я отказалась, сказав, что хочу быть директором школы, к которой я уже привыкла, то есть имени А.С. Макаренко. Заведующий районо сразу отказал мне, сказав, что в данной школе директор уже есть. Мне было обидно, и я ответила, что в третий раз, когда построят новую школу в микрорайоне №3, не откажусь стать ее директором. На этом и договорились… В 1993 году Сагиев «разрушил» нашу команду завучей, назначив каждого из нас директорами в разных школах. Санзие Шайхиевне он поручил школу в вахтовом поселке, Калжан Жаксиевне предложил начальную школу в участке разведки с нуля, а меня просто посадил в свою машину, подвез к школе имени Пушкина, посадил в кабинет, дал ключи, сказав «твоя школа»,   уехал. С того момента и началась моя работа как руководителя. Пришлось многому учиться заново. Мажит Сагиевич всегда мог дать хороший совет по организации контроля в школе. Наверное, я часто надоедала ему своими вопросами, но он терпеливо говорил, что хороший директор – это хозяйственник, и в первую очередь надо навести чистоту и порядок. Поймать на рабочем месте заведующего можно было только до начала рабочего дня – до восьми утра или поздно вечером, после восьми. В остальное время он объезжал школы, всегда был в курсе всех изъянов в работе. Строго следил не только за чистотой в школах, но и за опрятностью школьного двора. Мажит Сагиевич обращал внимание на озеленение школы, и в этом проявлялось еще одно качество вроде бы сурового человека – любовь к цветам. Сам Мажит Сагиевич любил порядок во всем – и на рабочем месте, и в документации. Как учитель-языковед, проверял досконально все представленные документы, заставлял исправлять ошибки, дополнял и только после этого мог отправить на подпись. Это приучало к тому, что за каждое написанное слово и за каждый отчет директора несли персональную ответственность.

bb08d689 9df1 458e 819c e31db46dadfb

90-е годы прошлого столетия были не самыми легкими, было много преобразований, многое рубилось с плеча: закрывались детские сады, в школах проводились определенные реформы. Именно в эти годы было много желающих купить здания для своих личных целей, но Мажит Сагиевич смог удержать здания детских садов на балансе отдела образования. Были открыты начальные классы и построены новые здания школ. Это коснулось и меня, непосредственно как директора. Так как школа имени А.С. Пушкина считалась лучшей в районе и области – здесь работали опытные учителя, стабильный коллектив, практически не было текучести кадров – жители нашего поселка хотели, чтобы их дети учились именно в нашей школе. Конечно, это большая честь и доверие родителей. Но… кабинетов не хватало, наполняемость начальных классов была по 40-45 учащихся, а желающих было все больше и больше. А тут расформировали садик «Бобек», и кто-то попытался выкупить здание в личных целях. Мажит Сагиевич отстоял этот садик для начальных классов школы имени А.С. Пушкина.

Август, после очередного отпуска вызывает заведующий и сообщает: для начальных классов выбили здание детского сада, туда направлены рабочие. Тут же дает задание: «Принимай всех желающих учиться в русской школе, приспосабливай комнаты для классов и к началу учебного года сажай детей в новое здание». Мы вместе пошли в этот бывший садик… Картина ужасная, невозможно представить, что здесь можно было что-либо сделать, но Мажит Сагиевич спокойно сказал: «Нужную стену оставь, ненужную снеси». Для меня это был шок. Никогда не занималась строительством, планировкой, а тут – надо решать расположение кабинетов. Да еще и к началу учебного года. Времени на раскачку не было, рабочие ждут решения. Пришлось ходить в этот садик днем и ночью, чтобы вовремя завершить ремонтные работы. Заведующий сам вместе с рабочей бригадой делал перепланировку здания, торопил с покраской и к 30 августа выдал парты и стулья для классов. Вся страна праздновала день Конституции Республики Казахстан, а Мажит Сагиевич объезжал школы и контролировал готовность к началу нового учебного года. Благодаря учителям начальных классов и родителям, которые, не считаясь со временем, помогали в подготовке кабинетов, мы все-таки смогли начать учебный год в новом здании «Бобек».

Мажит Сагиевич – строгий, требовательный руководитель.   Работая заведующим отделом образования, он мог направить работу директоров так, что невозможно было не выполнить данные задания. Его контроль был настолько жесткий, что директора  выработали четкость в работе. На советах районо Мажит Сагиевич не давал спуска никому: ни молодым, ни директорам со стажем. Выходили с таких совещаний с рабочей «злостью» во что бы то ни стало исправить все замечания. Директора всех школ были дружны между собой, советовались по телефону и помогали друг другу от чистого сердца. Когда были совсем безвыходные ситуации, Мажит Сагиевич сам брался за дело. По этому поводу вспоминается случай в школе №16 (тогда имени 19 партконференции), когда зимой прорвало трубы отопления. За несколько дней Мажит Сагиевич смог организовать дежурство директоров, никого при этом не заставляя, сам все время находился вместе с рабочими в подвале, залитом водой, устраняя неполадки.

Мажит Сагиевич не любит проигрывать ни в словах, ни в делах. Сколько бы ни было замечаний со стороны высших руководителей,    он выходил с честью, защищая директоров и учителей, хотя   потом, на совещаниях и педсоветах, указывал на все недостатки и давал конкретные сроки их исправления. Наверное, у Мажита Сагиевича было много завистников и недоброжелателей, так как на совещаниях высокого уровня указывали на ошибки в работе отдельных школ, и особый спрос был с заведующего отделом образования. Возможно, были и такие моменты, когда его хотели просто убрать с этой должности как не справившегося со своими обязанностями. Проверки, результатом которых были судебные разбирательства, контроль за финансовой деятельностью, все это может вывести из колеи любого, но не Сагиева. Мажит Сагиевич никогда не показывал эти трудности нам, директорам. Единственное, о чем говорил нам на совете директоров – это четкость в отношении документации. В любом случае он помогал даже самым отстающим директорам школ своими советами и делами.

К директорам Мажит Сагиевич относился строго, но внимательно. Каждый раз после очередной взбучки заведующий говорил: «Я буду требовать с вас работу днем и ночью, но обратите внимание и на свое здоровье. Вы нужны своим семьям, берегите себя. Правильно планируйте работу и отдых».

715c3262 27f0 4112 ac2f 69577ede924f

Мажит Сагиевич – учитель, который очень любит свою профессию. Для него большими праздниками были начало учебного года, последний звонок и выпускные вечера. Он старался максимально присутствовать на этих праздниках, успевал бывать во всех школах районного центра, причем старался не привлекать особого внимания к своей персоне. Это одна из хороших черт человека – скромность. Помню одно из таких мероприятий, когда, усадив на пьедестал почета представителей акимата, районного отдела образования и членов родительского комитета, провели праздник.   И только после его окончания кто-то из учителей сказал, что на нашем мероприятии присутствовал сам заведующий районо – он стоял в ряду с учителями и учащимися, а после праздника попрощался и уехал.

Еще одно качество, которое можно отметить у Мажита Сагиевича, – тактичность. Присутствуя на праздниках или собраниях с представителями высших органов, Мажит Сагиевич отказывался выступать, предоставляя это право гостям и показывая этим самым, что он такой же педагог, как и все присутствующие. Как настоящий учитель, влюбленный в свою профессию, Мажит Сагиевич мог организовывать праздники для учащихся. Одним из таких был выпускной бал на площади, потом это стало доброй традицией для всех выпускников района. На этом празднике лучшим из лучших выпускников, окончивших школу с отличием, вручались аттестаты зрелости. Счастье и радость выпускников, гордость родителей за своих детей, чувство выполненного долга педагогов района – все это было на мероприятии. Собирались представители общественности, руководители крупных предприятий, здесь подводился итог учебного года, рейтинг школ.

Мажит Сагиевич – руководитель, скупой на похвалу. Это была его тактика работы. После очередного посещения школы у нас произошел примерно такой диалог:

Я – Ну, хоть один раз скажите, что все хорошо…

М.С. – А надо?

Я – Надо!

М.С. – Надо, чтоб было еще лучше, тогда, может быть, похвалю…

После таких посещений приходилось усиливать контроль со своей стороны, быть еще самокритичнее.

Не один раз Мажиту Сагиевичу предлагали высшие посты, но он оставался верен своей работе, своей должности. Думаю, что Мажит Сагиевич хотел видеть результаты своих начинаний.

С большим уважением и почтительностью Мажит Сагиевич относился к пенсионерам. Всегда напоминал, что когда-то и мы все достигнем пенсионного возраста и будем ожидать простого внимания. В предпраздничные дни раздавался звонок, и по телефону заведующий спрашивал: не забыли ли мы поздравить пенсионеров. Бывало и так, что за текучестью дел мы действительно забывали или не успевали сделать поздравления для наших пенсионеров. И только после напоминания бежали поздравлять с Днем учителя, Новым годом или с праздником 8 Марта. Сколько благодарных слов мы получали взамен! И это тоже заслуга Мажита Сагиевича. Не только в праздничные дни, но и печальные Мажит Сагиевич оказывал моральную и материальную поддержку семьям учителей. Помню, когда я только начала работать директором, скончалась заслуженная учительница Кузяева Вера Васильевна. Жили она вдвоем с мужем, оба болели (единственная дочь живет в Росии), школа всячески опекала их, а тут – смерть. Позвонила заведующему: что делать? Мажит Сагиевич помог найти доски для гроба, необходимый материал. До приезда дочери все было организовано. Впоследствии дочь Веры Васильевны Валентина через районную газету выразила благодарность отделу образования за содействие и оказанную помощь.

Здесь же хочется вспомнить и семью Завершинских, ныне покойных Миру Петровну и Александра Максимовича. Так как и Мира Петровна, и Александр Максимович были моими учителями, я заходила к ним на чаек с блинами. Мира Петровна – бывший секретарь районного комитета партии, сама в прошлом педагог, очень уважала Мажита Сагиевича. В период его работы в акимате Мира Петровна обращалась к нему с просьбой того или иного характера. Она говорила: «Для Мажита нерешаемых вопросов нет. Он может все!» Работая в акимате, Мажит Сагиевич оставался педагогом, не упускал из вида проблемы школ, старался быть в курсе всех вопросов в области образования. В те годы проходили грандиозные парады в дни Первомая и празднования Дня Победы, о которых стоит вспомнить отдельно. Заблаговременно составлялись сценарии, с марта шла большая и тщательная подготовка. В основном все тематические представления по сценарию проводили школы, и здесь Мажит Сагиевич, несмотря на свой чин, брался за дело и организовывал весь парад. Не помню такого, чтобы он вместе с остальными чиновниками стоял на трибуне. Мажит Сагиевич начинал парад школ района, следил за дистанцией и оформлением. В руках у него не было бумажки-подсказки, все знал на память, обходил всю демонстрацию и только после того, как проходили последние участники, позволял себе расслабиться.

Возвращаясь к семье Завершинских, не могу не вспомнить и о замечательном труженике Александре Максимовиче, чье имя тесно связано с проведением праздничных парадов. На протяжении многих лет Александр Максимович помогал своей супруге Мире Петровне организовывать красивые представления с грандиозными оформлениями. В этом ему помогали учителя труда Басиев Юрий Ципкаевич (его сват, учитель труда в школе имени А.С. Макаренко), Тулеушев Избасар – руководитель станции юных техников, художники Абенов Серик, Адилов Ермеккали, Жубан Турланов. Это было замечательное содружество, приводящее в восторг жителей поселка. До сих пор вспоминаются прекрасные картинги, прославившиеся на республику, моменты истории в представлениях учащихся школ. В 1995 году Александр Максимович тяжело заболел, но продолжал давать советы по проведению парадов. Как-то я зашла проведать коллегу, и Максимыч сказал, что к нему приходил Сагиев; держался Максимыч очень бодро, не поддавался болезни. Не знаю, о чем они говорили… Может быть, о будущих парадах, в которых уже Максимыч не сможет принять участие, а, может быть, Максимыч, зная о своей болезни, поручал свои проводы в последний путь…    Как бы то ни было, когда в 1996 году Максимыча не стало, Мажит Сагиевич взял организацию похорон на себя. Было море венков, представители от каждой школы района выражали свои соболезнования. А учащиеся всей школы имени А.С. Пушкина   создали большой живой коридор, по которому в последний раз пронесли любимого учителя и наставника Завершинского Александра Максимовича. Духовой оркестр играл похоронный марш. Для многих это было как память о тех временах, когда провожали в последний путь великих людей. Мажит Сагиевич   смог найти инструменты духового оркестра и музыкантов, показывая тем самым уважение к простому учителю, сделавшему очень много для района, отдавшему весь свой опыт и энергию своим ученикам. Впоследствии, вспоминая проводы Александра Максимовича, его супруга Мира Петровна с благодарностью говорила о Сагиеве Мажите Сагиевиче, поражаясь тому, что был организован духовой оркестр, давно забытый и заброшенный. Была признательна всем педагогам района за участие и сочувствие семье. Максимыч это заслужил своим трудом и преданностью любимой профессии.

С   Мажитом Сагиевичем у нас не всегда совпадали взгляды, часто спорили, каждый отстаивал свою точку зрения. По этому поводу директора (шутя) часто просили меня не заходить на прием к заведующему первой, потому что «я портила начальству настроение» своим несогласием. Как-то при встрече с Минаш я спросила: «Как ты живешь с человеком, у которого ужасный характер?» В ответ она просто улыбнулась, и стало понятно, что Мажит Сагиевич – отличный семьянин, надежная опора и защита для своей семьи.

Сейчас, когда наступило время зрелости оценивания пройденного жизненного пути, я хочу сказать большое спасибо судьбе, что была коллегой такой личности, как Сагиев Мажит Сагиевич. Его требовательность и самооценка, контроль и трудоспособность   помогли мне в моей педагогической деятельности руководителя. Могла бы очень много хорошего сказать об этом человеке, но Мажит Сагиевич не любит, когда его хвалят. Поэтому я желаю Мажиту Сагиевичу и его семье благополучия и спокойствия! Неиссякаемой энергии в жизни, чтобы рядом всегда были проверенные жизнью друзья, а для близких и родственников он всегда оставался мудрым советчиком!

Мадина АБДИГАЛИЕВА,

коллега, ныне пенсионерка

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button