Культура

СТАРОЕ ДОБРОЕ, НО НЕЗАБЫТОЕ

Настоящий аул из белоснежных юрт с дымящимися казанами на треногах, с алтыбаканом, с импровизированной площадкой для танцев и восточных единоборств раскинулся на площади имени Исатая и Махамбета. Сотни людей, в том числе и жители иностранных государств, посетили итоговое мероприятие этнокультурной экспедиции «От Сарайшика до Астаны», организованной благотворительным фондом «Культурный центр «Жерұйық» при творческом центре «АқЖелкен».

Аул состоял из жителей сельской местности, приехавших в областной центр показать культурное достояние своего района. Мастера-умельцы изготавливали самобытные эксклюзивные вещи народного декоративного прикладного характера. Для всеобщего обозрения были выставлены  экспонаты из районных музеев. При этом ни один экспонат не повторялся, ни одна юрта не была похожа на другую. В стороне от импровизированного аула культурный центр «Жерұйық» организовал фотовыставку по следам экспедиции «От Сарайшика до Астаны», во время которой ее члены посетили все крупные населенные пункты области от Азгира до Майкомгена. Были собраны экспонаты из работ местных мастеров, самородков. Это алаша, текемет, кииз, ювелирные изделия, убранства для юрты и многое другое, что представляло народную культуру представителей коренного населения Казахстана. По собранным материалам будет сделан каталог, подготовлен сборник материалов с фотографиями авторов уникальных неповторимых изделий.

По итогам мероприятий «От Сарайшика до Астаны» каждый район представил свою собственную программу.

Курмангазинский район пропагандировал домбру. В свое время смысл и значимость это главного музыкального инструмента определил поэт Кадыр Мырзали, заметив, что «настоящий казах, это не сам казах, а его домбра». В кочевой жизни казаха домбра была его неизменным спутником, другом. Оставаясь один в степи, казах не чувствовал себя одиноким, если в его руках была домбра. Наверное, нет человека, живущего в Казахстане, кто бы не знал о домбре.

— В нашем районе почти в каждой семье есть домбра, — говорит заведующая методическим отделом Курмангазинского районного Дома культуры Гаухария Тукестаева. — Мы привезли домбры, изготовленные в нашем районе. У нас есть несколько оркестров казахских народных инструментов, где главным является домбра, есть несколько музыкальных школ, где открыт класс домбры. Домбра в каждом сельском округе — самый распространенный музыкальный инструмент. И она будет, пока будет жив казах.

Аул Исатайского района представлен у самого входа словами «Аул батыра Исатая». Целый район назван в честь великого воина, казахского батыра Исатая Тайманова. На празднике исатайцы пропагандировали камшу. Такую плеть держал в руках Исатай, в боях народно-освободительного характера она не раз выручала батыра. Камша — один из самых почитаемых в казахской семье предметов, который всегда висит в юрте на почетном месте и защищает дом от беды и зла. В воспитании мальчиков казахи основное внимание уделяют умению скакать на коне, владению камшой, мечом, копьем.

Камшу плетут из 4, 6 или 8 полосок кожи, встречаются еще и 12-полосные. Чем больше полосок, чем сильнее удар камши. Человеком-легендой можно назвать 83-летнего старца Есполая Куатова, который уже более полувека плетет оригинальные неповторимые и очень крепкие камши.

— Камша и сейчас пользуется большой популярностью, — рассказывает Есполай ата. — Она — спасительница для наших чабанов, пастухов, которые живут далеко на отгонных участках. 12-плетенная как раз подойдет для волков, потому что сила его удара очень мощная. В руки мальчишек, которые учатся держаться на седле, можно дать четырехполосные камши. Плести их несложно, главное — подготовить материал. Надо подобрать подходящую шкуру коровы. В зависимости от возраста, она будет эластичной и прочной. Для крепости плетки шкуру выдерживают целый месяц в айране, потом высушивают  утром или вечером, днем на солнце нельзя, иначе пересушится. И только потом плетут, соорудив на специальном устройстве.

К сожалению, учеников у старца нет. Никто не хочет обучаться мастерству плетения камши, а спрос на такие изделия есть.

Махамбетский район представил на празднике аулов текемет и кииз. Сейчас модным стало делать теплые полы, а в свое время эффект теплого пола создавал натуральный войлок — кииз, который многие века для кочевников был спасением в зимнюю стужу. Ее можно назвать даже стройматериалом для покрытия юрты. А сегодня народные мастерицы  изготавливают  войлочные ковры двух типов — живописные красочные текеметы и строгие, с четким геометрическим рисунком сырмаки.

— В нашем районе многие женщины валяют кииз, — не без гордости рассказывает начальник Махамбетского районного отдела культуры и развития языков Айгуль Султангалиева. — В каждом ауле  обязательно найдется несколько мастериц, которые делают кииз. Это теплое убранство комнаты. Почти в каждом частном доме кииз застилают под новым дорогим ковром, паласом. Сейчас войлок из шерсти овцы или верблюда часто применяют как украшение в школах на уроках труда. Дети делают из него панно, разные настенные украшения с применением кожи, бисера. Кииз сейчас в современной квартире не найти. А жаль. Ведь это настоящая палочка-выручалочка в быту. На кииз можно даже не стелить корпе. Войлок очень теплый и мягкий. Кииз особенно любят люди старшего возраста.

Аул Индерского района на празднике культурного достояния казахского народа широко пропагандировал изделия из кожи. Это очень популярный вид народного мастерства. Кожа у всех народов была неотъемлемой частью жизни.

Мягкие виды сыромятной кожи применялись для изготовления одежды, обуви, ремней, веревок и множества других предметов быта. Полоски из сыромяти могли применяться для привязывания орудий к рукояткам. Грубая, толстая сыромять идет на изготовление арканов. Возможно, именно поэтому аул Индерского района получился широким и красочным — столько изделий из кожи было представлено на нем.

Жылыойский район представил убранства для юрты. До сих пор в аулах свадьба проводится в больших юртах. Считается признаком хорошего тона и уважения  встретить гостей, а особенно сватов, не дома, а именно в юрте, которая собирается прямо во дворе.

— Мы так и делаем, принимаем гостей не дома, а в юрте, — рассказывает Галымжан Нуржанов, мама которого уважаемая Курма апа собственноручно собирает юрту. — А прежде чем собрать юрту, она соткала и сшила для юрты все детали. Их много, каждая деталь в юрте имеет свое предназначение. А особенность  каждой юрты в том, что в тесьму вплетаются имена сыновей хозяев юрты (у казахов дочь всегда считалась гостьей в родном доме, поэтому основу семейного очага составляют мужчины). И в нашей семейной юрте мама вписала имена всех своих сыновей. Это юрта именная, мы ее никому не даем и всегда на семейные праздники собираем. Это надо всегда делать, у кого есть юрта. Считается, что хорошая качественная юрта — это та, которая стоит рядом с дымящимся казаном. Шерстяные покрытия таким образом обрабатываются от вредных насекомых.

У юрты семьи Нуржановых, наверное, народу собралось больше всех. Можно было спокойно зайти внутрь, отведать баурсаков и шубата, посмотреть на убранства, расспросить про все у снохи семьи Нуржановых Райхан, которая сама принимала непосредственное участие в подготовке убранства, вместе со свекровью и другими снохами изготавливала циновки, бау, текемет и многие другие детали, которые нужны для теплого жилища кочевников.

Макатский район на итоговом мероприятии, посвященном результатам этно-культурной экспедиции «От Сарайшика до Астаны», представлял художественный металл и ювелирное искусство. В последние годы у женщин наибольшей популярностью пользуются ювелирные изделия из серебра. Но мало кто из них знает историю ювелирного искусства казахского народа.

— Мы приехали сюда, чтобы рассказать горожанам об этом направлении, — говорит  начальник районного отдела культуры и развития языков Макатского района Сандибек Салыков. —  По кольцу, ожерелью, по серьгам, монетам, вплетенным в косы, можно определить социальное положение женщины — замужняя она или нет, из какого рода, из какого региона. Именно декоративное искусство Казахстана определяет четкую грань региональных традиций. Западные традиции отличаются сложной техникой, замкнутостью форм и технологией.  В нашей музейной коллекции их нет, они лишь в единичном экземпляре сохранились в частных коллекциях.

Чтобы людям было понятно и доступно, какие наиболее популярные ювелирные изделия были у казахов, работники райотдела культуры развернули экспозиционный зал на свежем воздухе с подробной аннотацией к каждой детали.

Город Атырау представил в импровизированном ауле казахские народные обряды и традиции — қыз үзату, келін түсу, бесікке салу, түсау кесу и многие другие. С помощью солистов и культработников сельских домов и клубов методист Дворца культуры имени Курмангазы Алуа Исмагамбетова подготовила целое театрализованное представление. Получилось красочно и живо.

А завершал мероприятие аул Кызылкогинского района, который представил алашу. Появившись однажды как настил для пола, техника плетения алаши сейчас широко применятся для изготовления сумок, чехлов, покрывала. А отдельные виды применяются как украшение дома.

Со всеми экспонатами подробно познакомился заместитель акима области Шынгыс Мукан в сопровождении начальника областного управления культуры Нурлана Ергалиева, заместителя акима г. Атырау Айжан Карабаевой, директора культурного центра «Жерұйық» Нурбергена Даулетова.

Горожан на празднике было очень много. Многие пришли сюда с малышами, с детьми-школьниками, чтобы воочию увидеть, как раньше жили казахи, а сейчас это стало народной культурой.

На площади выступили артисты областной филармонии имени Н. Жантурина, Дворца культуры имени Курмангазы.

Марина КУАНЫШЕВА, фото Амангельды

МУТИГУЛЛИНА

142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
151
155

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button