Камча как символ власти, твердости духа и уважения

img 20211012 wa0027 Культура

Недавно при Атырауском областном историко-краеведческом музее открылся кружок рукоделия «Алтын оймақ», а на днях при кружке был проведен мастер-класс прикладника, мастера по коже и меховым изделиям Кенеса Айыпкалиева.

На показательном уроке в режиме онлайн и офлайн участвовали преподаватели и студенты отделения «Технология» Атырауского гуманитарного колледжа имени К. Дутбаевой.

— Мы хотели показать работу ремесленника, популяризировать исконную народную культуру казахов, — говорит заведующая сектором музея Светлана Нурпеисова. — Ремесло в последние годы стало очень популярным направлением. Нередко его называют еще ручной работой, то есть это изделия, где присутствует сила, энергетика человека. Мы хотели рассказать юному поколению о традициях и обычаях предков.

img 20211012 wa0025

Кенес Айыпкалиев специализируется на плетении и изготовлении камчи в национальном стиле. Как он признается, камча для кочевника — это не просто плеть. Это настоящий символ власти, носить который мог только мужчина. С помощью камчи управляли лошадью, решали споры, изгоняли злых духов, демонстрировали социальный статус и даже убивали врагов.- В старину, когда в казахской семье рождался сын, для него сразу начинали плести камчу, — рассказывает К.Айыпкалиев. — В процессе плеть заговаривали: одно переплетение — одно пожелание для маленького джигита. Когда мальчику исполнялось 13 лет, он получал эту камчу из рук старших. Считалось, что именно с этого момента становился мужчиной.

Степняки не выпускали камчу из рук, ведь их жизнь была немыслима без лошади. «Без коня кочевник словно казах без юрты, без семьи, сирота в степи», — говорили в народе. Также камча была обязательной частью выходного костюма, а ее использование регулировалось сложным этикетом. Входя в чей-то дом, казахи вешали камчу в специально предназначенное для этого место у входа. Заходить в гости с плеткой в руках было запрещено — это означало недобрые намерения.

img 20211012 wa0026

Свой рассказ мастер продолжил показательным уроком, как плести камчу.

— Плетём камчу из 8 полос. Получается 4-гранная прядь. Именно этот вариант считается классическим и самым простым способом. В нашем регионе популярна камча из 8, 12 и 16 полос, которые состоят из 32 прядей. Она требует огромных усилий, но выглядит эффектно. Настоящее произведение искусства требует особых навыков. Чтобы изготовить качественную камчу, необходимо обработать кожу и вырезать полосы нужных размеров. Красивый вид изделию придаёт разнообразное плетение и украшения.

В старину по камче узнавали ее хозяина, да и всю его биографию. На рукоятке изображали родовой фамильный знак — тамга. Поэтому не было двух одинаковых камчей, как нет двух одинаковых людей. Если сейчас мужчин узнают по марке машины и номеру, то раньше это делали исключительно по камче.

img 20211012 wa0028

Также в ходе мастер-класса студенты познакомились с созданием торсыка, резьбой по коже, а также с необычными произведениями из кожи и кости животных из фондов музея и самого Кенеса Айпкалиева.

Марина КУАНЫШЕВА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна