Чуланная выставка
150 экспонатов привезли участники этнографической экспедиции Атырауского областного историко-краеведческого музея во время поездки по районам региона в рамках 180-летия Мурата Монкеулы. Цель поездки – собрать у сельчан предметы старины, которые могут представлять высокую историческую, культурную или художественную ценность.
Такие поездки музейные работники устраивают довольно часто. Ведь практически в каждом доме, и в первую очередь у сельских жителей, обязательно найдется семейная реликвия, которая могла бы стать ценным экспонатом для музея. Нередко люди, особенно из числа старшего поколения, не знают, куда сдать старинные вещи, которые уже не пригодны в быту, но хранятся в доме как память о предках. По этому поводу казахи обычно говорят «көненің көзі».
Группа сотрудников музея, в составе которой были литературовед, кандидат филологических наук Максат Таж-Мурат, этнограф Эльмира Хамиева, главный хранитель музея Бакытгуль Хасанова и другие, под руководством директора музея Мухамбеткали Кипиева посетили пока пять районов области. Самым, так сказать, урожайным оказался Жылыойский район, оно и понятно – география этого района очень большая, и только за счет одних жылыойцев можно существенно пополнить музейный фонд.
Как отметил Максат Таж-Мурат, село сейчас изменилось, и это неизбежно. В погоне за цивилизацией мы теряем многое. Вместе с преданиями, сказами, легендами и былью, которые старшее поколение не успело передать нам, мы теряем нравственные ценности. И как доказательство тому – выброшенные на свалку семейные реликвии, которые переходили из поколения в поколение и даже не потеряли свое качество, вполне пригодны. Тем не менее, вещи выбросили за их ненадобностью.
– Чтобы такое не происходило, время от времени музейные работники проводят вот такие этнографические экспедиции или поездки с целью собрать все то, что могло бы донести до людей, до каждого посетителя музея историю и культуру народа, его этнографию, – отметил ученый.
Поездки, как мы уже отметили, проводятся постоянно. И если раньше члены семьи не решались передать то, что осталось от бабушки, перешло от деда и хранится как память, то сейчас их передают в дар музею всё чаще. Тут большую роль играют сотрудники музея, которые могут рассказать о своей работе и донести до людей, что старинному предмету лучше храниться в музее, чем где-то в сундуке, в сарае или еще хуже за чуланом.
Как рассказала Бакытгуль Хасанова, в одной из школ села Жангельды под музей определили целую комнату. Спасибо сельчанам, все они поддержали идею передать туда старинные вещи, которые могли бы стать музейными экспонатами.
– Конечно, не все экспонаты мы смогли забрать из этого импровизированного музея, но с разрешения его инициаторов получили домбру конца ХІХ века. Современная домбра, которую мы сейчас видим, значительно видоизменилась, корпус стал шире и объемнее. А в старину наш главный музыкальный инструмент был намного уже. Кому именно принадлежала домбра, мы так и не узнали, но это не главное. Важно то, что инструмент сохранился в оригинале.
На выставке в музее, где были собраны новые экспонаты, наше внимание привлек обыкновенный кипятильник советских времен. Предмет для подогрева воды в советское время был практически в каждом доме, сейчас его не выпускают, и найти можно только в музее. Также очень интересно будет посмотреть на сушилку для рук. Раньше это устройство не имело вентилятора и нагревательного элемента, нагревалось зеркальное стекло, и теплый воздух помогал человеку быстро высушить руки.
Кроме предметов старины сельчане поделились секретами приготовления национальных блюд. Например, из верблюжьего молока можно сделать три вида шубата. Также сельчане рассказали о способах приготовления мыла из трав, которые растут в данной местности. Они имеют не только гигиеническое, но и лечебное свойство.
Члены экспедиции также узнали, как менялись названия сел. Как вариант можно привести название села Ортакшыл, которое, возможно, происходит от слова «артель». В общем, каждый раз выезжая в такие этнографические экспедиции, можно значительно пополнить фонд музея, а также подготовить сборник устного народного творчества.
Марина КУАНЫШЕВА