История

О коллекции подсвечников из фонда музея 

Сегодня свечи воспринимаются нами, в основном, как атрибут праздников и романтических вечеров. Они помогают создать ту самую атмосферу, которая дает возможность расслабиться и окунуться в мир гармонии. Некоторые праздники без свечей просто невозможно представить: Рождество и Новый год, дни рождения.

Толковый словарь Ожегова приводит такое определение свечи: «Палочка из жирового вещества с фитилем внутри, служащая источником освещения». Но свечи далеко не сразу стали «палочками».

svechi2

Люди с древних времен искали источники освещения своих святилищ и жилищ. Предположительно первый прообраз свечи появился в Древнем Египте, и случилось это ни много, ни мало лет пять тысяч назад.

Многие обычаи, традиции и верования, использовавшиеся в повседневной жизни наших предков, имеют большое познавательное и воспитательное значение. Один из таких нравственных обычаев связан с понятием «свеча». Слово «светильник» — понятие сакральное по верованиям нашего народа. Ведь слово «свеча» означает свет, луч, огонь. Мы даже часто используем слова «свет мой» и « светик» по отношению к нашим сыновьям и дочерям. А на казахском языке говорят «шырағың өшпесін» («пусть не гаснет твоя свеча»), «қыз – қырық шырақты» («у девушки сорок душ») «көзің шырақтай ашылсын», («пусть глаза твои откроются, как свечи»),  «света не увидел»  или «добра не увидел, глаза не открылись» — «шырақ көрмеді» («жақсылық көрмеді, көзі ашылмады»),

svechi3

Под святостью свечи следует понимать поверье зажигать свечу на семь или сорок дней за душу умершего человека. Поэтому свечи у казахского народа – это не только свет, она имеет куда большее значение и к нему относились как к дару, подарку Всевышнего. И для свечей изготавливали необычные, оригинальные, особенные подставки или подсвечники.

В научном фонде историко-краеведческого музея Атырауской области хранятся немало подсвечников, найденных при раскопках средневековых городищ Сарайшык, Актобе-Лаэти Западно-Казахстанской археологической экспедицией под руководством Льва Галкина, Зайноллы Самашева, а также Вячеслава Афанасьева. Многие из них, относятся к XIII-XV векам. Один из них — найденный в 1976 году во время раскопок городища Сарайшык подсвечник серого цвета имеет форму круглой чаши с плоским основанием. Посередине светильника канавка, а по краям — жёлоб. Такой подсвечник изготавливали путем замешивания и обжига глины. Высота экспоната — 3 сантиметра, диаметр — 9, диаметр прорези для вставки свечи – три сантиметра. Там же, в Сарайшыке, нашли еще один подсвечник высотой около шести и диаметром около 12 см, сделанной в виде низкой чашечки красно-коричневого цвета круглой формы. На краю светильника установлен водопроводный кран с приподнятой ручкой. Его изготавливают путем замешивания и обжига глины.

svechi1

В фонде Атырауского областного историко-краеведческого музея хранится еще один подсвечник красного цвета, сделанный в виде яблоке. Глиняный предмет хорошо ангобирован, в современном мире это называется декор.  Форма подсвечника конусовидная, основание плоское, посередине имеется канавка для крепления ремня. Подсвечник этот довольно высокий 24 сантиметра, а то элементы аристократизма. В музее есть еще и лампа сферической формы, сделанная из железа. На одной стороне есть крючок, на другой — кран для слива масла и железная надпись. Изготовлен такой подсвечник, найденный в 1996 году в средневековом городе Сарайшик, из металла методом литья.

Сырный светильник — голубого цвета, изготовлен ​​из керамической кашинной глины, покрытой белым воском. Форма цилиндрическая, с роговым отводом для ремня. Его изготавливают путем замешивания и обжига глины.

Эльмира ИБРАГИМОВА,

археолог Атырауского областного историко-краеведческого музея.

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button