Общество

Без лица

В прошлом месяце в Казахстане вступили в силу законодательные изменения, предусматривающие запрет на ношение в общественных местах предметов одежды. Потому что это препятствует распознаванию лица. Однако на улицах Атырау по-прежнему можно увидеть женщин, у которых никабы, их закрывают.

Недалеко от крупного торгового центра обратила внимание на небольшого роста горожанку в никабе (женский головной убор в исламе, который полностью закрывает лицо и шею, оставляя лишь прорезь для глаз). Решила подойти и поговорить.

— А вы знаете, что в Казахстане с 12 июля 2025 года вступили в силу законодательные изменения о запрете закрытия лица в общественном месте?

— Нет, не в курсе, — ответила женщина и опустила голову, смотря в телефон.

— Нарушать нельзя…

— Да мне так комфортно, никто носить (никаб. — Прим. авт.) не заставлял, это мой личный выбор. И буду носить дальше, — упорно отвечала женщина.

— А сколько вам лет и как ваши близкие относятся к этому? Работаете?

— 35 лет. Когда замуж выходила, сама приняла такое решение, муж не возражал, уже 13 лет так хожу. У нас есть дочь, когда вырастет, то сама решит, носить ей никаб или нет. Раньше я трудилась в кафе помощником повара, потом поваром. Сейчас работаю дома онлайн (но в какой именно сфере, не пояснила).

— Вы понимаете, что не просто так в нашей стране принят такой запрет?

— Это, наверное, из-за тех, кто ездил в Сирию. Но не все же, кто носит никаб, поддерживают радикальные настроения.

— Откуда вы знаете?

— А почему нынешние даже бабушки не одеваются в национальном стиле, а носят джинсы, шорты и открытые топы на лямках, ходят с непокрытой головой? – ушла от ответа горожанка. — Раньше казахские женщины так не одевались? – словно по заученной методичке отчеканила.

Мы поговорили еще несколько минут, я привела доводы, что многое делается для популяризации ношения национальной одежды, в которой немало людей ходят с удовольствием, как по праздникам, так и в повседневной жизни. Принимаемые меры безопасности в стране тоже актуальны как никогда. Однако незнакомка упорно стояла на своем мнении.

…потому что трудно распознать человека

В полиции Атырауской области отметили: главная цель законодательных поправок – обеспечение общественной безопасности, идентификации лиц и соблюдения общественного порядка, без ущемления прав и свобод граждан, включая право на свободу вероисповедания. Нарушением признаётся ношение предметов одежды, закрывающих лицо до степени, препятствующей визуальному распознаванию человека, в том числе камерами видеонаблюдения.

При этом оговаривается: запрет не распространяется на случаи, обусловленные погодными условиями, медицинскими показаниями или когда это необходимо для исполнения требований законов Казахстана, служебных (должностных, трудовых) обязанностей, гражданской защиты, а также для лиц, принимающих непосредственное участие в спортивных, спортивно-массовых и культурно-массовых мероприятиях.

— Запрет касается только предметов одежды, полностью закрывающих лицо и препятствующих распознаванию личности – это никабы, балаклавы, маски. Однако элементы религиозной одежды — хиджаб, шейла, химар, аль-амира и другие, не закрывающие лицо, не подпадают под действие данной нормы, — разъяснили в полиции.

Руководитель управления по делам религий Атырауской области Кахарман Мусаев отмечает, что, как и в других регионах страны, у нас в настоящее время проводятся профилактические мероприятия среди населения.

— Основная цель – не наказание, а разъяснение сути закона, а также предотвращение возможных социальных и идеологических рисков, связанных с закрытым стилем одежды. Важно подчеркнуть, что никаб не является частью традиционной одежды казахского народа. Исторически женщины в казахском обществе не носили одежду, полностью закрывающую лицо. Национальные наряды формировались с учётом климата, уклада жизни и культурных ценностей. Даже с точки зрения ислама, закрытие лица (ношение никаба) не является обязательным религиозным предписанием – это, скорее, элемент культур некоторых арабских регионов, — обращает внимание Кахарман Мусаев. — Речь идёт не только о внешнем виде, но и о необходимости не допустить распространения радикальной идеологии, которая нередко маскируется под религиозность. Такие явления могут разобщать общество, особенно молодёжь. Государство уважает религиозные чувства граждан, но в то же время действует в рамках закона и в интересах общественного согласия, межэтнической и межконфессиональной гармонии, а также национальной безопасности.

Где уже запрещено

До конца XX века ношение никаба было распространено главным образом среди небольших общин стран Аравийского полуострова, пишет портал www.vestikavkaza.ru. Как правило, никаб — черного цвета. Иногда к нему крепится подобие вуали. Чаще всего носят в Саудовской Аравии, Йемене, Объединенных Арабских Эмиратах и других странах Персидского залива. С усилением влияния на мировой мусульманской арене Саудовской Аравии, в которой школа ханбализма является официальной доктриной, никаб стал более популярным. Со временем его как средство маскировки начали использовать террористы, особенно в африканских странах. Это привело к тому, что во многих государствах люди стали отказываться от ношения вуалей, включая никабы.

Первой страной, которая ввела запрет на сокрытие лица в общественных местах, стала Италия. Это произошло еще в 1975 году. Данный закон касался использования шлемов или касок, не связанных с профессиональной деятельностью и затрудняющих идентификацию личности.

Ограничения действуют и в странах с большим числом мусульман, таких как Египет, Тунис, Индия, Индонезия, Марокко, Иран, Таджикистан и Узбекистан.

Возвращаясь к Казахстану. Эксперты ожидают, что общество отнесется к введению нормы с пониманием и гражданской ответственностью. А вот какой штраф грозит в случае, если никабы и балаклавы, несмотря на запрет, продолжат носить, определят дополнительно с учётом принципов законности, пропорциональности и правовой определённости. Скорее всего, в ближайшие месяцы.

К слову, помните диалог из легендарного фильма «Белое солнце пустыни»?

Красноармеец Петруха обратился к одной из жен бандита Абдуллы.

— Гюльчатай, открой личико!

 — Отставить!

— Товарищ Сухов, я ж по-серьёзному, я жениться хочу. Только личико увидеть, а то вдруг крокодил какой, а потом томись всю жизнь!

Кинокритики еще отмечали, что, как и во всём советском кино, там нет ни намёка на оскорбление достоинства какого-либо человека. Но ближе к концу Гюльчатай всё-таки открыла личико, но это уже была не она, а бандит Абдулла…

bez licza 1

Что касается иностранных граждан, пребывающих на территории Республики Казахстан, то они обязаны соблюдать действующее законодательство, направленное на обеспечение общественной безопасности и эффективной идентификации личности.

Прямая речь

«Что вы думаете на эту тему?»

Багит Шеркешбаева, директор Атырауского политехнического высшего колледжа имени Саламата Мукашева:

— Попытки навязать обществу чуждые нашей культуре и традициям элементы считаю неуместными. Современное общество требует движения вперед, прогресса, открытости, образования и стремления к цивилизованности. Поэтому полагаю оправданным и своевременным закон, запрещающий ношение одежды, полностью закрывающей лицо, в целях общественной безопасности и прозрачности.

Сегодня у нас есть все возможности носить красивые, стильные и современные наряды, соответствующие религиозным нормам. И при этом гармонирующие с нашими национальными ценностями. Это и есть слияние духовности и прогресса, веры и традиций. Призываю всех стремиться не к разобщению, а к единству, развитию, вместе идти по пути обновления, принимая лучшее и полезное, укрепляя наше общество на основе уважения, культуры и согласия.

Шахарман Ерсеитова, член совета матерей АНК, лидер общественного объединения «Хиуаз»:

— Наши женщины наравне с мужчинами воевали за свои земли и свободно седлали лошадей. С детских лет девочки носили тюбетейки, а когда достигали возраста 12 лет, то заплетали в косы шашбау. Когда выдавали замуж, то надевали свадебный красивый головной убор саукеле, которое готовили родители невесты, как приданое. Когда рождался первенец, то надевали кимешек, священный головной убор – символ материнства. Вот атрибуты головных уборов казахской женщины. Они никогда не закрывали свои лица.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверьте также
Close
Back to top button