На полотнах – древний Сарайшык
Окунуться в историю жизни первой столицы Казахского государства Сарайшык, познакомиться с бытом людей периода правления Золотой Орды позволили полотна именитых художников, приехавших в Атырау на республиканский симпозиум «Тарих шерткен Сарайшық».
В Атырауском музее художественного и декоративно-прикладного искусства имени Шаймардана Сариева состоялось торжественное открытие республиканского симпозиума. Собравшимся гостям праздника были представлены 15 мастеров кисти со всего Казахстана, которые прошли по красной ковровой дорожке под овации жителей.
Художников и гостей от имени акима области Серика Шапкенова приветствовала заместитель руководителя областного управления культуры, развития языков и архивного дела Асия Кистаубаева.
–Жители Атырау гордятся своей сопричастностью к великой истории городища Сарайшык. К сожалению, долгие годы уникальному историческому памятнику не уделялось должного внимания, и только 20 лет назад, в начале 2000-х годов, начались берегоукрепительные работы, строительство музея. Со стороны министерства и областной администрации проводится большая работа по популяризации памятника, и сегодня проходит одно из таких значимых мероприятий. Для атыраусцев большая честь приезд таких именитых художников. История Сарайшыка глубока, нераскрытых тайн еще много, их надо раскрыть и донести до будущих поколений. Сегодняшний симпозиум – одно из ярких событий. Каждая работа художника очень ценна и радует, что они останутся в фонде Атырауского музея. Они расскажут будущим поколениям о Сарайшыке, – отметила Асия Кистаубаева.
Она вручила участникам симпозиума благодарственные письма от акима области и сертификат на 350 тысяч тенге.
Гордость атыраусцев, Герой труда Казахстана, композитор и художник Илья Жаканов поздравил именитых мастеров кисти с участием в симпозиуме.
– Выставки, симпозиумы за последние 7-8 лет стали традицией Атырауского музея, за счет них пополняется фонд картин. Я сам все свое время провожу здесь. Говорят, живопись – это молчаливая поэззия, я бы добавил: и музыка, и история. Сарайшык – это символ независимости, и только вы способны изобразить кистью жизнь того времени. Художники должны встречаться, обмениваться опытом, делиться, от вашего имени хочу поблагодарить директора музея Толегена Орынбасарулы за организацию сипмозиума,– отметил Илья Жаканов.
Художники в знак благодарности за популяризацию и поддержку искусства живописи объявили о принятии Толегена Орынбасарулы в почетные члены Союза художников РК.
ИСТОРИЯ САРАЙШЫКА
Выставленные в зале работы известных художников привлекают разнообразием сюжетов, неповторимым почерком. Много картин, посвященных легенде о Секеркөл, где на золотой лодке плавала дочка хана. Также несколько мастеров кисти написали картины вида городища Сарайшык, ставку хана, речной мост, но взгляд каждого из них отличается самобытностью. Глазами художника мы оказались в древнем городе. Вот его основатель хан Бату, сын Жоши хана, стоит, скрестив руки на утренней заре, задумчиво глядя вдаль. Автор изобразил не грозного завоевателя в доспехах, а мужчину в обычной одежде, показывая, что ничто человеческое ему не чуждо. И этот взгляд интересен. А вот Берке хан принимает в своей ставке послов султана Бейбарыса из Египта. В то время дипломатическая работа была организована на высочайшем уровне, было налажено активное сотрудничество с полсотней стран мира. Еще на одной работе караван купцов, который движется в Сарайшык, изображен с высоты холма. Отсюда особенно красив город на реке! Сарайшык, являясь столицей Золотой Орды, был очень богатым городом. Красивые здания, мост через реку, водопровод и канализация в домах жителей – об этом полотно следующего художника. А вот казахский аул, готовящийся к празднованию важного события– рождения батыра. Лица светлы и радостны. Отец обнимает малыша и смотрит на него с огромной любовью. Позади – юрты в бескрайней зеленой степи, молодежь катается на алтыбаканей, жизнь прекрасна для вольного кочевника.
– Сарайшык – наглядный артефактный город, который сохранился в руинах. Конечно, прежде чем начать работать, я много изучал архивные данные, фотографии. Приглашение на Атырауский симпозиум воспринял с большой радостью. Месяц делал композицию, я не видел город, в моем представлении он был намного больше. К сожалению, многие объекты смыла речная вода. Город не имел крепостных стен, он был началом цивилизации, был открыт, – рассказывает Нурлан Килыбаев, гость из Алматы.
Картина Адилгали Баяндина из Нур-Султана как будто звала меня вновь и вновь, очертания древнего города в желтых тонах, образ девушки с тонкими чертами лица, которое покрыто вуалью. Вдруг показалось, что ты можешь переступить через временную нить и оказаться на улочках Сарайшыка.
– Вы знаете, как рождается картина? Появляется мысль, потом художник берет в руки карандаш и делает наброски. Год назад мне позвонил писатель Маралтай Райымбеков, рассказал и отправил аудиозапись своей книги «Ару ана» о Сарайшыке. Я ехал в поезде, и вдруг у меня возник образ верблюдицы Аруана. Так я написал эту картину. По сюжету султан Бейбарыс пишет дочери Берке хана Қисаден письмо и отправляет его в кувшине, спрашивая ее о чувствах. Она пишет ответ и тоже отправляет его в кувшине, отвечая взаимностью. На картине изображено два кувшина, побольше и поменьше, а внизу – белая верблюдица. В романе повествуется, что султан отправляет в Сарайшык свадебные подарки, груженые на 500 верблюдах. Богатый караван с дарами за 17-летнюю красавицу тянется на весь город. Почему вас привлекла эта картина? Потому что здесь – любовь, надежда, романтика, мечта, все, чего не хватает в современном мире. От нее веет теплом. Каждый человек в каждой картине видит свое отражение. Если вы увидели эту теплоту, то я счастлив, – говорит обладатель ордена «Құрмет» Адилгали Баяндин.
Алма ТУРГАНОВА