Школа – лучшее место работы!
В эти дни мы отмечаем 30-летие Независимости РК. Какова была ситуация в школах на заре Независимости — об этом мы беседуем с директором одной из первых частных школ в области «Тағылым» Руланой Исенгуловой.
– Рулана Атласовна, расскажите, как обстояли дела в школах? В те годы многие меняли профессию, уходили в челночники, это коснулось и педагогов…
– В первые годы независимости было трудно всем — и детям, и учителям, и родителям. В школах не хватало учебников, мебель и оборудование были в изношенном состоянии, обновления не было. В те времена зарплата учителей была низкая, выдавалась с опозданиями. Да, были случаи, когда учителя уходили из школы из-за материальных трудностей, из-за необходимости прокормить семью. Но таких было единицы, не более одного процента. Потому что, я уверена, учителями случайно не становятся, они любят свое дело, поэтому настоящие учителя не покидают школу. Они преданы своим ученикам. Вы не представляете, как учителя ждут 1 сентября! Когда мы работаем в школе без детей во время летних каникул, нам их очень не хватает. Разговаривать с детьми, давать им знания – это счастье может понимать только учитель. Лично при моем руководстве я не помню, чтобы кто-то ушел из школы. Даже сейчас, работая руководителем частной школы, я вижу примеры преданности. Мы приглашаем лучших учителей города к себе, и, несмотря на существенную разницу в зарплате, они не бегут сразу. Они ставят условие, что только после выпуска «своих» детей они могут принять предложение.
– Что изменилось за прошедшие годы?
– Изменилось отношение к образованию, к самому учителю, наконец, стало понятно, что от уровня образования зависит будущее государства. Сегодня принят статус учителя, существенно выросла заработная плата, сократились нагрузки, учителя получили возможность показывать себя на конкурсах, повышать свои знания, они получают всевозможные государственные награды и т.д. Оснащение школ на высоком уровне, материальная база постоянно обновляется, строятся новые школы и т.д. Да, что там говорить, 30 лет назад нашим орудием труда были мел, доска и угольник, а сейчас в школах имеются лингафонные кабинеты, интерактивные доски, по три спортзала, благоустроенные территории. Теперь нужно только работать качественно, учить детей и учиться самим. Все эти меры обязательно приведут к нужным результатам.
– Вы были директором гимназии №30, которую открыл Елбасы Нурсултан Назарбаев и которая стала лучшей по республике! Расскажите об этой незабываемой встрече.
– Да, это был 2002 год. Первый Президент Нурсултан Назарбаев приехал в Атырау открывать школу-гимназию №30. Тогда он пожелал, чтобы мы стали лучшей школой страны. В течение пяти лет мы, коллектив в лице учителей и учеников, уверенно шли к достижению целей, поставленных Президентом. И мы их успешно выполнили. В 2007 году, участвуя в республиканском конкурсе, школа-гимназия №30 завоевала Гран-при в номинации «Лучшая школа Казахстана». Приз вручал первый казахский космонавт Тохтар Аубакиров. Чтобы заслужить такую высокую награду, все работали с полной отдачей. Наши учителя и ученики участвовали во всех образовательных мероприятиях на уровне города, области, республики, где заслуженно получали призовые места. Учащиеся школы поддерживали педагогов хорошей учебой, вместе с ними готовили полную документацию для участия в ответственном конкурсе. Призовые места в олимпиадах, научных проектах, победы в различных конкурсах сделали своё дело – школу-гимназию признали лучшей. Это было всеобщее единение, все были причастны к той победе. Мне повезло быть первым директором школы-гимназии №30, где работали лучшие учителя и ученики, которые сделали историю школы.
– Интересно, сегодня молодежь мечтает работать в школе?
– Как бы то ни было, хочу сказать, что я благодарна молодым людям, которые идут в педагогические колледжи и вузы. Просто так туда никто не пойдет, идут те, кто действительно любит эту профессию. Для сравнения: в начале 90-х годов молодежь не хотела работать в школе, профессия была не престижна, малооплачиваема. Прошло немало времени, когда вновь пополнились ряды молодежи, мечтающих работать в школе. Когда будущие преподаватели приходят к нам на практику, мы учим их всему, что знаем сами, оберегаем их, делаем все, чтобы они не разочаровались в профессии. Таким образом, за 14 лет работы, можно сказать, мы взрастили поколение молодых талантливых педагогов. Проходившая когда-то у нас практику молодежь из педколледжа росла в профессиональном плане на наших глазах, повышая уровень образования, сегодня они уже состоялись в профессии, их ценят. Наш коллектив также за счет практикантов пополняется новыми кадрами. Молодые учителя креативны, сегодня мы учимся у них новым технологиям. Главный показатель их состоятельности то, что они идут на работу, как на праздник. И тут важна поддержка родителей, чтобы они не роняли авторитет учителя, признавали неправоту своего ребенка. Тогда мы добьемся общей цели – воспитать хорошего гражданина.
– А как вы пришли к учительству?
– Как ни это странно прозвучит, я не мечтала быть учительницей и даже окончила рыбтехникум. Папа не разрешил мне учиться в другом городе, поэтому я пошла в техникум. Но почему-то отец всегда мечтал, чтобы я работала в школе. И когда он тяжело заболел, он выразил надежду, что хочет видеть меня педагогом. Больше выполняя его волю, в 1985 году я все-таки пришла в образование, заочно окончив пединститут. Сначала работала в облоно, курировала работу интернатов, а потом пришла в школу. И тут я поняла, что это мое! До сих пор удивляюсь, как папа мог знать мое предназначение. Школа — это самое лучшее место работы! И меня всегда окружали и окружают самые прекрасные и лучшие коллеги. Я счастлива!
Алма ТУРГАНОВА