Интервью

Работа над собой

Сегодня в гостиной «ПК» наш давний друг и читатель Нурлы Айтиева – общественный деятель, директор Атырауского колледжа бизнеса и права, член комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике. Разговор с Нурлы Тельмановной мы как раз хотели начать с деятельности комиссии, в составе которой она уже много лет.

– Нурлы Тельмановна, комиссия была создана через четыре года после принятия нашей страной статуса независимости. Что было сделано за это время?

– Если в двух словах, то женщина и мама в Казахстане достаточно защищена государством. Она может рассчитывать на выплаты и до родов и после. Может находиться в декретном отпуске по уходу за ребенком до трех лет, при этом сохраняется ее место на работе. Единовременные родовые пособия и ежемесячные выплаты до одного года женщина может получать независимо от того, работала она или нет, то есть ей платит не работодатель, а именно государство. Многодетная мама, воспитывающая четыре и более несовершеннолетних детей, получает ежемесячное пособие на них. Жилищная политика предусматривает ипотеку отдельно для женщин и молодых семей, в последнее время в практику вводится субсидирование арендного жилья для многодетных семей, льготное кредитование. Все это прорабатывается в нашей комиссии, потом предложения направляются в Парламент, в министерства. И на основе наших анализов принимаются такие решения.

– А что конкретно предложила Ассоциация деловых женщин, которую многие годы вы возглавляли?

– Я всегда убеждена, что человека в любой ситуации спасает труд. В любой! Труд – это двигатель, моторчик. Я – ученый, много лет уже в образовательной системе, работаю со студентами. И всегда первокурсникам – и городским, и тем, которые приезжают к нам из сел, из глубинок – рассказываю одну притчу. Жили в одном селе два брата. Старший целый день молился, а младший работал. У второго – дом, жена, дети, живет неплохо, но продолжает много и усердно работать, пашет поле, сеет, собирает урожай. А старший все также прилежно молится и молится в надежде, что ему тоже перепадет. Но вот все мимо. И вот он однажды спросил у Всевышнего: «Вот я молюсь и молюсь все время, прошу и прошу, а ничего нет…» В ответ он услышал лишь одно слово «Работай».

Поэтому надо работать. От безысходного положения, от болезней, от депрессий, от стресса человека спасет только труд. Поэтому я всегда поддерживала и поддерживаю идею выдачи микрокредитов или грантов для женщин, особенно если она многодетная, с ребенком-инвалидом, сама ограничена в возможностях, живет в сельской местности. И эту идею – работа для женщин, гранты, финансирование – мы пробивали везде и всегда. А прежде чем дать средства, готовили женщин – проводили обучение, тренинги, семинары, мастер-классы, курсы. В общем, долго и терпеливо шли к тому, чтобы научить женщин работать на себя. Всю область объездили вдоль и поперек, приглашали женщин в город. Результатом большого труда национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике, Ассоциации деловых женщин стала выдача грантов по линии Министерства труда и социальной защиты населения. Пять лет нашим гражданам выдавали по 200 месячных расчетных показателей, в этом году эту сумму увеличили вдвое, это уже 400 МРП, боле 1,2 млн тенге, это очень существенно. Это не пособие, не финансовая помощь, а именно грант, то есть безвозвратные средства, на которые она может открыть свое дело – купить оборудование для пошива одежды, для производства кондитерских изделий, для покупки домашнего скота, кур. Да пусть даже хороший пылесос купит и другую бытовую технику и пойдет убирать квартиры. Клининговая служба – очень востребованная услуга сейчас. Главное – все делать честно и с душой, тогда любая работа пойдет.

Я могу привести много примеров, когда десять лет назад женщины в селах хотели открыть свое небольшое дело, мастерские, цеха, услуги, но не могли найти средств. А сейчас это уже настоящие мастерицы, многого добились благодаря первоначальному гранту. Кому-то может показаться, что 600 тысяч тенге – не такие большие деньги, но для тех, кто хочет работать, любые средства хороши. А сейчас эта сумма уже удвоилась.

Кроме этого мы часто с женщинами выезжаем за пределы области, они видят, кто как работает, по какому пути идет, и набираются опыта. Сейчас это направление хорошо выстроено, а мы были первопроходцами.

– Вот вы сказали, что хоть по основной специальности геолог, ученый, но уже много лет ведете работу в образовательной среде. А наше образование сейчас нуждается в реанимации?

– Да, тут вы правильно заметили. Для меня это заметно, так как у нас немало выпускников сельских школ. Все идет оттуда, так как через школу мы все проходили. Я считаю, что какой бы отличной материально-технической базой не располагало учебное заведение, главное – это учитель. Это – основа, стержень школы. Родители бывают с разной степенью образованности, а учителя – дипломированные специалисты, которые изучали психологию, то есть могут работать с детьми. Поэтому большая ответственность лежит на учителях. Надо их принимать в школу на основе собеседования, тестов. В школе не место случайным людям. Это платье можно испортить при пошиве, купить материал и сшить заново, а, обучая ребенка, можно безвозвратно пропустить золотое время. Очень многое зависит от директоров школ, как они подбирают кадры, как работают с учителями. И в школе надо преподавать не только физику и математику, а говорить о простых человеческих ценностях, о своем здоровье, о физиологии человека. Хорошо бы пригласить в школу предпринимателя. В наше время школы были просто замечательными, мы до сих пор помним своих учителей. Собирали отдельно мальчиков и отдельно девочек, вели разговор о нашем здоровье. Школу посещали фронтовики, проводили встречи. Все это можно и сейчас проводить – встречи с предпринимателями, с артистами, с известными людьми, с врачами. И не в большом актовом зале, а в классе, чтобы был разговор в узком кругу начистоту.   

– Как быть тогда? Какие меры принимать?

– Нужно наступать по всем фронтам. В высших учебных заведениях, где готовят учителей, надо применять метод дуального обучения, а то у нас четыре года учатся быть физиком и математиком, а с аудиторией работать не могут. Дуальное обучение – очень правильный подход для всех направлений, не только для педагогов, когда часть обучения ведется непосредственно на базе, производстве или, как в нашем случае, в классах или аудиториях, а то нередко бывает, что диплом есть, а работать не умеем. Cамый выгодный вклад – это инвестиции в свое образование и в образование своих детей. Я за то, чтобы, как раньше, проводили конкурсы «Лучший учитель физики», «Лучший учитель математики», «Лучший классный руководитель» и другие, поощрять династии учителей, врачей, так как родители сами могут быть хорошими наставниками для своих детей – молодых специалистов. Это же здорово! Надо ввести рейтинговую оценку школ. Это научит директоров школ работать. Надо их чаще менять, ротация должна быть обязательно.

– Нурлы Тельмановна, вот мы в самом начале беседы говорили про труд. А вы еще и бизнесвумен, предприниматель. Очень часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда старшеклассникам во время летних каникул некуда устроиться. Их не берут, а если и берут, то на очень сложных условиях, наравне с взрослыми. А еще хуже – не оплачивают его труд.

– Такое бывает, к сожалению. Человек, который не оплачивает труд ребенка, делает хуже не ему, а себе, своему бизнесу, своему делу. Много ли он на этом сэкономит? А все ему потом вернется сторицей.

Что касается неосвоенных ниш, то в начале нашей беседы я говорила о том, что нам очень нужны клининговые услуги. Окна, полы помыть, пыль протереть могут все, и даже старшеклассницы. Почему бы не взять их на работу. Это же прекрасно. Мы приобщаем девочек к домашнему хозяйству, плюс они могут еще и заработать.

– Сейчас нередко можно услышать фразу «Жана Қазақстан». А что для вас она означает?

– Понятно, что это перемены. Но лично для меня это вера и надежда. Я уверена, что у нас все будет хорошо. Но не стоит сидеть и ждать, что за нас все придут и сделают, все изменят и улучшат. Никто не поехал в Германию и не построил там грамотную, прогрессивную страну. Точно также в Японии не высадили десант, чтобы все там улучшить и наладить новые технологии. Все делали сами граждане. Самое страшное – не отсутствие сахара или плохие дороги. Все это можно исправить. Самое страшное, на мой взгляд, это равнодушие. Это очень плохое духовно-нравственное качество личности. Еще Чехов утверждал: «Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть». Как, живя среди людей, можно быть безразличным, безучастным по отношению к людям, событиям или действиям. К себе, к жизни, к окружающему миру, к семье, к работе, к государству, к своей земле, да ко всему. А что оно порождает, это равнодушие? Такое же равнодушие от людей. Это –  беда! И если мы ее победим, то все у нас получится.

Марина КУАНЫШЕВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button