Госуслуги в любое время, или О комфортном климате для бизнесменов
Какие новшества ожидают предпринимателей по оплате налогов, использующих мобильные приложения? Почему не все госуслуги оказываются в электронном виде? В Атырау состоялся форум предпринимателей, организованный департаментом Агентства по делам государственной службы, на котором шла речь о государственных услугах, формирующих бизнес-климат. Модератором мероприятия выступил руководитель департамента, председатель Совета по этике Ерлан Ермаханбетов. Предприниматели смогли задать свои вопросы через zoom. Кроме того, проведено очередное заседание Межведомственной рабочей группы по вопросам государственных услуг при областном департаменте Агентства РК по делам государственной службы.
Главная цель совещания — выработка предложений по обеспечению качества и доступности государственных услуг для бизнеса, а также рекомендаций, направленных на устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений. При этом, ответственные лица управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития Атырауской области, управления сельского хозяйства, департамента государственных доходов и Палаты предпринимателей Атырауской области обсудили проблемные вопросы, с которыми сталкиваются предприниматели при получении государственных услуг, и внесли предложения по обеспечению качества и доступности государственных услуг для бизнеса.
На данном собрании предприниматели региона приняли участие через приложение zoom и получили соответствующие ответы на заданные ими вопросы.
Заплати налоги и спокойно веди бизнес
Как проинформировал заместитель руководителя департамента государственных доходов Бекен Шанаев, одним из основных направлений деятельности органов государственных доходов является своевременное оказание качественных государственных услуг. Всего органами государственных доходов оказывается 44 вида государственных услуг, в том числе 27 услуг налогового и 17 услуг таможенного направления. Из 34 государственных услуг, оказываемых департаментом и региональными УГД, 30 услуг автоматизированы, в том числе 15 услуг через госкорпорацию «Правительство для граждан» на альтернативной основе. Всего по области зарегистрировано 703807 налогоплательщиков. Из них юридических лиц — 15275, индивидуальных предпринимателей — 45760 и 642772 — физических лиц. На сегодняшний день предусмотрены возможности альтернативного получения государственных услуг: в электронном/бумажном виде, через портал «электронного правительства», мобильные приложения комитета. Вместе с тем, в соответствии с поручением Главы государства предусмотрено, что 90% государственных услуг оказываются в электронном виде. Государством созданы все условия для оказания государственных услуг, которые совершенствуются.
В период пандемии в целях снижения порядка посещения налогоплательщиками был введен в действие ряд онлайн-сервисов. Например, онлайн-бронирование, организация разъяснительной работы в прямом эфире. Учитывая тот факт, что возникает много вопросов по прекращению предпринимательской деятельности, с начала года осуществлена услуга по приему налоговых заявлений в электронном виде. А государственная услуга «подтверждение резидентства Республики Казахстан» реализована в кабинете налогоплательщиков. В целях развития процесса цифровизации в республике, в результате предложений со стороны департаментов, с 1 января 2021 года сокращены сроки оказания государственных услуг в 2,3 раза.
Для повышения цифровой грамотности населения в управлениях государственных доходов по городу, районам, а также в социальных сетях, местах массового скопления людей (торговые дома, рынки и т.д.) были розданы различные памятки, содержащие доступные информационные услуги по исполнению налоговых обязательств.
Всего в телеграм-чат департамента с начала года поступил 9871 вопрос от налогоплательщиков. Большая их часть касается распоряжений по прекращению счетов в банках второго уровня, вопросов по прекращению деятельности индивидуального предпринимательства, налогов на транспортные средства физических лиц, имущественного и земельного налогов. В «контакт-центре» департамента с начала года принято 18,9 тыс. обращений, на все даны соответствующие ответы. 80% жителей региона высоко оценили работу операторов.
Комитетом разработано мобильное приложение, представляющее значительный интерес со стороны предпринимателей, который позволяет определенной части предпринимателей отказаться от применения контрольно-кассовых машин (ККМ). Введение приложения предусмотрено изменениями и дополнениями в Налоговый кодекс, которые вступят в силу с 2022 года. Приложение освобождает предпринимателей, применяющих его, от самостоятельного исчисления налогов и социальных выплат, так как само приложение будет вести авторасчет налогов и социальных выплат на основе доходов, определенных по чекам, сформированным предпринимателем в приложении. Предприниматель, использующий такое мобильное приложение вместо чеков, вправе больше не использовать ККМ.
Бекен Шанаев обратил внимание на то, что услуга по чекам в рамках пилота доступна как индивидуальным предпринимателям, применяющим патентный режим, так и налогоплательщикам, применяющим АСР на основе упрощенной декларации.
Пилотный проект по использованию мобильного приложения «E-Salyq Business» запущен в Акмолинской и Жамбылской областях. Действие пилотного проекта планируется поэтапно распространить на другие регионы, чтобы к концу года предприниматели и приложение были готовы применить нормы Налогового кодекса по использованию приложения, которые вступят в силу с 2022 года.
На сегодняшний день среди получателей услуг актуальным вопросом является фискализация мобильных платежей. Соответствующий закон принят депутатами Сената и подписан Президентом страны. Срок внесения этих изменений ожидается с 1 марта 2022 года.
Отмечено, что с помощью внедрения оперативных переводов банковский сектор улучшил и расширил доступ физических лиц к мобильным финансовым операциям. Кроме того, оперативные переводы только для операций между физическими лицами стали широко использоваться субъектами бизнеса. Изменения в налоговом законодательстве, касающиеся использования мобильных переводов, призваны отделить индивидуальные переводы физических лиц от платежей за мобильную связь, осуществляемых в предпринимательских целях. Они неоднократно обсуждались с представителями бизнес-сообщества и банков второго уровня. Цель инициатив — дальнейшее развитие бизнеса в цифровом пространстве.
— Переводы физических лиц друг другу не облагаются налогом, и они не отслеживаются. А за ведение предпринимательской деятельности, получение оплаты от физических лиц путем перечисления требуется уплата налогов, — отметил Бекен Шанаев.
Некоторые предприниматели — владельцы магазинов и бутиков, таксисты и т.д. стали брать оплату только наличными деньгами, полагая, что если перейдут к наличным деньгам, то они не будут платить налоги. Это ошибочное мнение. Наличный платеж также облагается налогом.
— Доход от любой предпринимательской деятельности должен облагаться налогом, — доведено до сведения представителей бизнес-субъектов. — Независимо от того, взимается оплата наличными или онлайн, предприниматель должен предоставить платежную квитанцию. Цель внесения изменений в этот закон — вывести из оборота теневые деньги.
По данным Минфина РК, через мобильные приложения в прошлом году в обращении находилось 35 трлн тенге. В этом году эта сумма составит 43 трлн тенге. И вот, если с этих триллионов будет взиматься налог, он поступит в бюджет, деньги в бюджете пойдут на улучшение жизни людей.
Полицейская услуга
В свою очередь заместитель начальника управления Штаба департамента полиции Атырауской области Гульфара Аубекерова сообщила, что населению государственные услуги оказываются подразделениями миграционной службы, административных подразделений полиции, информатизации и связи, контроля безопасности. Оказывается 35 видов государственных услуг. Результаты качества государственных услуг ежеквартально рассматриваются на оперативном и техническом советах департамента полиции. С целью разъяснения населению государственных услуг 21-22 мая и 18-19 июня, 17-18 сентября, 15-16 октября в области прошла республиканская акция «Прием на дороге» с участием представителей общественности. В рамках оптимизации бизнес-процессов и оказания государственных услуг безналичная оплата государственной пошлины за подготовку документов для оформления документов иностранцев и граждан Республики Казахстан будет производиться через приложения мобильного банкинга.
Вам письмо
Заместитель акима Жылыойского района Жанторе Рашев подробно рассказал о проделанной работе относительно оказания государственных услуг, акцентировав проблемные вопросы и принятие соответствующих мер по их устранению. Всего оказывается 172 вида государственных услуг в соответствии с реестром государственных услуг. Всего за 10 месяцев 2021 года аппаратами акима города, поселка, сельского округа и самостоятельными отделами оказано 19425 государственных услуг (в 2020 году — 31491).
В зданиях государственных органов, оказывающих государственные услуги, созданы комфортные условия для услугополучателей. Они оснащены информационными стендами, местами ожидания, пандусами, а также предусмотрены условия обслуживания людей с ограниченными возможностями.
Для более удобного порядка получения государственных услуг в электронном виде в Жылыойском районе функционируют уголки самообслуживания, где можно самостоятельно получать услуги вне здания обслуживания населения. Через такие уголки оказано 9878 услуг (2020 г. — 3756), и из них касательно получения электронных цифровых подписей — 3691 (2020 г. — 1738). С начала 2021 года проведено 10 контрольных мероприятий по соблюдению норм законодательства в сфере оказания государственных услуг. В ходе проведения контрольных мероприятий установлено, что 2 ответственных госслужащих, которые занимаются вопросами оказания государственных услуг, не прошли полагающиеся курсы повышения квалификации, и они были направлены учиться в филиал Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан по Атырауской области.
По итогам 10 месяцев 2021 года жалоб на качество оказания государственных услуг местными исполнительными органами Жылыойского района не поступало.
Что касается проблемных вопросов, то по государственной услуге «выдача разрешения на использование земельного участка для изыскательских работ», оказываемой районным отделом земельных отношений, архитектуры и градостроительства, в системе «Е-лицензирование» уполномоченный орган не установлен. В настоящее время обращения, поступившие в аппарат акима района по данной услуге, направляются в отдел писем. Для решения данного вопроса было написано обращение в аппарат акима области и акционерное общество «Национальные информационные технологии», которое на сегодняшний день находится на рассмотрении.
Далее на состоявшемся совещании Межведомственной рабочей группы департамента Агентства РК по делам государственной службы по Атырауской области был утвержден план работы на I полугодие 2022 года. Кроме того, внесены конкретные предложения по улучшению работы в соответствующие государственные органы.
Светлана НОВАК