СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ РЕГИОНА
Крепкое, развитое село — это мощная опора для экономического роста региона в целом. Подъем сельского хозяйства, открытие новых производств, помощь малому и среднему бизнесу в районных центрах, селах и даже небольших населенных пунктах станут приоритетными задачами для местной исполнительной власти на местах. Поскольку именно положительные результаты этой работы станут слагаемыми дальнейшего успешного социально-экономического развития. Об этом шла речь на выездном совещании акима Атырауского региона с участием заместителей акима области, руководителей областных, территориальных управлений, акимов районов.
В последние годы уделялось много внимания решению проблем областного центра, теперь, в предстоящие 3 года, все силы и средства будут направлены на развитие населенных пунктов районов области. Об этом сообщил аким Атырауской области Бергей Рыскалиев на расширенном совещании, подводя итоги рабочих поездок по районам. На совещании глава региона проанализировал работу местной исполнительной власти, поставил новые задачи.
Открывая совещание, Бергей Рыскалиев отметил, что поездки по районам, беседы с жителями дали реальную картину по ситуации на местах и теперь предстоит решать проблемные вопросы населенных пунктов. На повестку дня было вынесено 7 вопросов.
Вода должна быть доступна каждому жителю
Первый вопрос касался реализации программы водообеспечения жителей населенных пунктов области по государственной программе «Акбулак». Начальник областного управления энергетики и ЖКХ Бауыржан Жайсанов сообщил, что на сегодня 176 населенных пунктов и 2 города области на 94 процента обеспечены чистой водопроводной водой. По программе «Акбулак» за 2010-2012 годы были выделены 12,4 млрд тенге на строительство 65 объектов и подготовку 64 ПСД. В 2012 году из республиканского и местного бюджетов выделено 5,6 млрд тенге на строительство и завершение переходящих 63 объектов.
Акимы районов отчитались о проводимых работах по госпрограмме «Акбулак».
— Кто будет эксплуатировать построенный объект? — обратился к руководителям районов аким области. — На сегодня этот вопрос является одним из актуальных в реализации программы. Построенные 10 лет назад около 30-и объектов водохозяйства в районах области на сегодня потеряны, они не работают. Эта ситуация — результат отсутствия хозяина. Поэтому до завершения строительства вы должны решить вопрос с обеспечением передачи объекта в доверительное управление местным предпринимателям. При необходимости надо решить вопрос с государственным субсидированием работы ВОС, также сразу рассмотреть с ответственными управлениями тариф на отпуск воды населению.
По словам акима Курмангазинского района Аманжана Такешова, реконструкция ВОС в селе Приморье, начатая в 2010 году, будет завершена до конца текущего месяца. На 2013 год запланировано строительство еще 7-и объектов водохозяйства. По вопросу субсидирования 8 эксплуатирующих предприятий в прошлом году получили государственную субсидию в размере 85 млн тенге, работа будет продолжена. Есть предприятия, готовые взять построенные объекты в доверительное управление.
Глава области предупредил, что ответственность за сдачу объекта в срок несут руководитель района и начальник управления строительства.
— Население надо информировать о проводимых работах, мы с моими заместителями находим средства на проведение работ, а вы должны обеспечить качество работ и выдерживание намеченных сроков строительства, — отметил глава области
Аким Исатайского района Бакберген Карабаев сообщил, что в 2010 году было построено 6 объектов, в 2011 году еще 6 объектов водохозяйства. Из них 5 объектов будут завершены в текущем году. На сегодня водные объекты в селах Нарын и Исатай завершены на 80 процентов, сдача в эксплуатацию состоится в июле текущего года.
— У нас сложилась такая тенденция, когда идет ежегодное удорожание одного и того же проекта. К примеру, на водоснабжение одного аула районный акимат сначала просил 90 млн тенге, а в следующем году еще 120 млн тенге. Я могу понять, когда удорожание проекта составляет 20-30 процентов, но не 100, 200! Как вы планировали? В следующем году надо ждать, что запросите еще 130 млн тенге? — обратился к присутствующим глава области.
Аким района заявил, что проект был начат при предыдущем руководителе, до него.
— Это не оправдание, надо принимать объекты, вникать в ситуацию. С момента назначения руководителем района вы несете ответственность за все реализуемые проекты на территории, — предупредил Бергей Рыскалиев.
Аким Махамбетского района Умирзак Зинуллин сообщил, что в текущем году началось строительство 6-и объектов, если обеспечить финансирование 4-х из них, то есть возможность сдачи объектов до конца года. Таким образом, на 2013 год останется 2 объекта. Все построенные объекты будут полностью переданы в доверительное управление, есть договоренности.
— Реконструкция водопроводного хозяйства города Кульсары за счет программы «Игилик» компании ТШО завершается в этом году, сдача объекта состоится в сентябре. Проблемы водоснабжения всех пятиэтажных домов города решены, но акимату надо решить проблему жителей оставшихся нескольких 2-этажных домов. «Игилик» решил проблему водообеспечения кульсаринцев, стоимостью 45 млн долларов, на 95 процентов, остальные 5 процентов должны решить вы сами, — дал поручение глава региона.
Аким Макаткого района Амангельды Баракатов обратил внимание главы области на проблемы водоснабжения сел Байшонас и Ескене, если население не переселят в этом году, то будут проблемы с водоснабжением в зимний период. Бергей Рыскалиев отметил правильность позиции акима, нельзя отвергать вероятность того, что могут не успеть до зимы переселить жителей, поэтому объекты водоснабжения должны быть своевременно подготовлены к зимним условиям.
— На замену аварийных водопроводных сетей Доссора выделены необходимые средства, также в Доссоре и Макате строится КОС. Населенные пункты будут обеспечены водой, отводом канализации, только надо обеспечить нормальное содержание построенных объектов. Жители должны получить воду, хотя Доссор не был в плане, но в первом квартале мы рассмотрели средства на решение проблем с водоснабжением поселка, — сообщил глава области. По словам акима Кызылкогинского района Сырыма Рыскалиева, строительство групповых водопроводов на стадии завершения, все построенные объекты водоснабжения переданы в доверительное управление. Субсидирования получены, тарифы утверждены. Завершая рассмотрение первого вопроса, глава области пояснил, что сегодня строительство объектов водоснабжения финансируется республиканским бюджетом в рамках программы «Акбулак», и задача состоит в эффективном и полном использовании этих денег. Это дает возможность направить средства местного бюджета на решение других проблем области.
К зиме готовимся сейчас
По второму вопросу, по словам докладчика, начальника областного управления энергетики и ЖКХ Бауыржана Жайсанова, в рамках подготовки к следующему отопительному сезону на замену 74 единиц котлов, 3,5 км теплосетей, 80 метров канализационной линии, 900 метров водопровода, а также 430 единиц радиаторов отопления выделено 450 млн тенге.
Для Курмангазинского района выделены средства для перевода 8-ми объектов здравоохранения на газовое отопление. Для подготовки к зиме 7-ми объектов (4 объекта образования и 3 соцобъекта) Исатайского района рассматривается выделение 14,6 млн тенге. По подсчетам управления для подготовки 10-и объектов Махамбетского района к зимним условиям необходимо выделить 25 млн тенге. Потребности Индерского района для проведения подготовительных работ на 20 объектах составляют 23 млн тенге. На подготовку социальных объектов Жылыойского района запланировано выделение 148 млн тенге. Макат подготовит 5 объектов на сумму 29,3 млн тенге, а для 17 объектов Кызылкогинского района рассмотрено 126 млн тенге.
— В областном центре успешно налажена работа по проведению термомодернизации домов, эти работы должны быть обеспечены в благоустроенных домах Кульсары, Маката и Индера. Необходимо добавить пункт о благоустройстве дворов. Во всех регионах работы по подготовке к зиме завершаются в октябре-ноябре, но мы должны их закончить к 10 сентября. По районам ситуация по теплоснабжению объектов нормальная, единственное, будем решать вопрос с выделением 44 млн тенге для замены теплосетей поселка Индербор, — резюмировал рассмотрение второго вопроса глава региона.
Социальные объекты — качественно и в срок
— По строительству социальных объектов мы ведем целенаправленную политику, в результате ежегодно сдается множество объектов социального назначения, тысячи квадратных метров жилья для жителей. До 2020 года перед нами поставлена важная задача — обеспечить детей всех городов и сел объектами обучения и воспитания, переход на новую модель 12-летнего образования, развитие человеческого капитала в целом. Поэтому строительство является важным направлением развития области, — отметил глава региона, начиная рассмотрение третьего вопроса совещания.
На сегодня на территории области ведется строительство 13 объектов образования, из них 4 построены, а 9 будут сданы до конца текущего года. Почти на всех объектах работы ведутся в рамках графика. В Махамбетском районе на средства КазМунайГаза начато строительство ФОКа, но в данный момент на объекте тишина, сообщил аким района.
— На протяжении 8 лет нацкомпания КазМунайГаз на строительство соцобъектов выделяла по 200 млн тенге. Теперь эта сумма увеличена до 1 млрд тенге, поэтому проблем на их объектах не будет. В этом году нефтяники на мероприятия по переселению жителей сел Байшонас и Ескене выделяют 5,4 млрд тенге, — сообщил аким области.
Аким Кызылкогинского района заявил, что был вынужден остановить строительство ФОКа в Сагизе из-за некачественного выполнения работ.
— Правильно сделали! Если вы видите недостатки в строительстве, останавливайте работы, звоните мне, — поддержал Бергей Рыскалиев. Затем он обратился к представителю подрядной компании с вопросом, в чем дело?
Тот ответил, что все указанные недостатки были исправлены, объект еще не сдан, поэтому достаточно времени на устранение недоделок.
— Все социальные объекты должны иметь гарантийный срок эксплуатации 5 лет. Поручаю пересмотреть все договорные обязательства. Ледовый дворец сдали с гарантийным обязательством в 2 года, а через 4 года потекла крыша. Конечно, мы найдем подрядчика, но нужно это дело юридически оформить, отметить в договоре, — сказал аким области.
Аким Исатайского района также пожаловался на низкое качество спортивных площадок, подрядчик в лице ТОО «СнабОйлСтрой» заявил, что недостатки устраняются. Пользуясь случаем, он обратил внимание на проблему с балансосодержателем построенных объектов. Директора школ отказываются, к примеру, от спортплощадок, а без хозяина они быстро приходят в негодность.
— За состояние построенных спортивных площадок несут ответственность директора школ, они же отвечают за состояние территории. В Макатском районе на территории новой школы им. Шарипова я не увидел ни одного деревца. Это уже характеризирует руководителя. Так не должно быть, — предупредил аким области.
Подводя итоги рассматриваемого вопроса, глава региона поручил руководителям районов обеспечить строгий контроль на всех строительных объектах, следить за качеством работ. При строительстве дорог должно быть предусмотрено размещение гильз для трубопроводов, чтобы не пришлось впоследствии разрушать асфальт.
Индерское водохранилище для крестьян
— Одним из приоритетных направлений развития области является сельское хозяйство. Сегодня наблюдается рост поголовья скота, производства сельхозпродукции. Но впереди стоят новые большие задачи, — отметил Бергей Рыскалиев по 4 вопросу.
Начальник областного управления сельского хозяйства Жумабай Карагаев сообщил, что основной проблемой сельхозпроизводителей области является обеспечение посевных площадей поливом. Наряду с активизацией работы местного филиала РГП «АтырауСушар» по предложению главы области рассматривается вопрос строительства водохранилища на территории Индерского района. Реализация этого проекта может привести к уменьшению уровня паводка на Урале, снижению себестоимости воды для сельхозпроизводителей и увеличению возможности использования технологии капельного орошения многими крестьянами.
— Строительство водохранилища в Индерском районе стало бы решением многих проблем трех аграрных районов области, поэтому занимайтесь этим вопросом, пригласите специалистов, — сказал Бергей Рыскалиев.
Он также отметил возможности использования подземных вод в вопросе с недостатком воды, но нужно обеспечить экономное, выгодное их использование. Они могут послужить источником влаги для будущих поколений.
Также в ходе рассматриваемого вопроса была озвучена проблема пассивности сельчан в вопросах предпринимательства. А ведь сегодня государство оказывает весомую поддержку для открытия своего дела в сельской местности.
— На микрокредитование сельского бизнеса через финансовые институты из 1 млрд тенге выделенных средств освоено всего 300 млн. Нет проектов по «Дорожной карте-2020». Возможно, нужно организовать выдачу кредитов через акиматы, люди не могут получить кредиты, поступают жалобы. Надо рассмотреть, — поручил председатель совещания. Акимы районов рассказали о реализации проектов по Агропрому.
В Курмангазинском районе есть вода и земля, но возможности выращивания кормовых культур не используются. По Исатайскому району предложено 7 проектов, но надо внимательно проанализировать их эффективность. В Махамбетском районе 11 проектов, из них 2 — по строительству тепличных хозяйств. По этому вопросу глава области предложил рассмотреть экономичный проект из Узбекистана, хорошо зарекомендовала себя и израильская технология, но перспектива расплачиваться 20 лет не заманчива. К тому времени теплицы может уже не быть.
— Все крестьянские хозяйства должны быть зарегистрированы в статуправлении, иначе они должны будут вернуть земли, — поручил глава области руководителям районов.
Деньги тратить с умом
Пятым вопросом совещания стало нерабочее состояние объектов водного хозяйства. Долги предприятия РГП «АтырауСушар» перед Атырау Жарык составляют десятки млн тенге, каналы засорены. Хотя годовой бюджет предприятия составляет 380 млн тенге.
— Ежегодно растет финансирование предприятия, с 20 млн дошло до 150 млн тенге, но это никак не отражается на качестве проводимых вами работ. Все районы жалуются на нехватку воды с оросительных каналов, они засорены. Если не можете содержать, отдайте каналы во временное пользование области, мы приведем в порядок и вернем. Штат предприятия 236 человек, не много ли для 13 каналов? Внесите предложения для обеспечения нормальной работы каналов для трех аграрных районов области, — поручил глава региона.
Руководитель «АтырауСушар» Асланбек Рысжанов сообщил, что запросил с республики 2 млрд тенге на ремонт 13-и каналов и обновление насосов.
— Если каналы не будут работать, то мы не сможем развивать сельское хозяйство. Поэтому мы будем решать все проблемные вопросы. Прокачка воды по каналам не может быть неразрешимой задачей. В будущем мы займемся ее решением и закроем этот вопрос, -отметил Бергей Рыскалиев.
Землю — крестьянам!
Еще один вопрос расширенного совещания был посвящен проблеме возврата неиспользуемых земель. По словам начальника земельной инспекции по Атырауской области Гибрата Сулейменова, штраф при возврате неиспользуемой земли составляет 10 МРП.
— Получается, владелец участка в течение 5-10 лет, используя территорию под выпас своего скота, может получить штраф в 10 тыс. тенге. А ведь на данной площади могло работать крестьянское хозяйство, производить продукты. Это неправильно. Юристам надо пересмотреть административную ответственность. Начиная от областного центра до Индерского района, вся прибережная территория принадлежит кому-то. Дошло до того, что детский лагерь пришлось строить в степи, вся земля у реки роздана, — возмутился глава области.
Он заявил, что работа по возврату неиспользуемых земель ведется недостаточно оперативно, но все они будут возвращены. Причем больше половины земель не зарегистрированы в статуправлении. Прибрежные территории Махамбетского района захламлены мусором, если они используются как место отдыха, то должны быть установлены контейнеры, а вход на территорию должен быть общий, через одни ворота.
Между тем руководители районов сообщили о том, что все документы на владельцев неиспользуемых земель они передали в земельную инспекцию для организации возврата через суд. По словам Сулейменова, по поступившим документам на сегодня обеспечен возврат 123 неиспользуемых участков, остальные 183 находятся в частной собственности.
— Жители жалуются, что их не могут обеспечить землей для занятия животноводством, растениеводством. Поэтому работу по возврату земель надо продолжить. На местном уровне необходимо решить вопрос о сроках освоения земельных участков, — поручил глава области.
За летний отдых ответственны акимы
— С наступлением каникул приобретает актуальность вопрос детского отдыха. В этом году летом лишь 15 процентов детей будут обеспечены отдыхом за счет родителей, остальная армия атырауских ребят будет предоставлена самой себе. Для решения вопроса детского отдыха запланировано строительство еще трех лагерей в Махамбетском районе. Сосредоточение их в одном месте выгодно при подведении инфраструктуры. Зимой построенные объекты могут работать в качестве санаториев, — поделился планами Бергей Рыскалиев.
Он отметил, что в части реализации молодежной политики у нас сделано многое — повсеместно построены спортивные объекты, дома культуры, сельские клубы. Все эти усилия в ближайшем будущем принесут свои плоды. Если до сегодняшнего дня мы возводили эти объекты на средства местного бюджета, то теперь это направление будет финансироваться на государственном уровне для всех регионов. Поэтому нам остается только продолжить эти работы.
— Акимы районов должны обеспечить досуг детей в летнее время, обеспечить организацию пришкольных лагерей, — поручил глава области.
Заслушав и обсудив отчеты, представленные акимами районов, глава Атырауского региона Бергей Рыскалиев обратился к присутствующим.
Уважаемые земляки!
Участники собрания!
Сегодня я собрал вас для того, чтобы провести специальное итоговое собрание. Районные и сельские акимы — представители исполнительной власти, которые ежедневно работают непосредственно с населением. Все ваши действия постоянно на виду у народа.
Должность акима не терпит халатного отношения. Поэтому необходимы профессиональный подход к делу, систематическая работа. Вы должны быть в курсе всего, что происходит на вверенных вам участках.
Как вы знаете, около 6 лет мы делаем все возможное для того, чтобы развивать каждый поселок и населенный пункт области. Ни один из них не отстает от других, все развиваются параллельно. Прошлое и настоящее их состояние просто не сравнить. Сейчас в каждом уголке области создано все необходимое для жизни: есть питьевая вода, газ, свет и отопление, дороги, жилье, объекты образования, здравоохранения, спортивно-культурные и другие социальные объекты. Теперь осталось построить дороги и спортплощадки в небольших населенных пунктах, к чему мы и приступаем. Все начатые планы и проекты мы завершим в течение года или полутора лет.
Многое было сделано за это время. И это не просто слова, не голые цифры, данные нами обещания сдержаны, и население пользуется обещанными благами цивилизации. Такие комфортные условия созданы только в нашей области. Тому свидетели — сидящие здесь жители.
Конечно, это не означает, что теперь в области совсем нет проблемных вопросов. Наоборот, нужно сохранить эти достижения и перейти к следующему этапу. Для этого каждый из сидящих здесь руководителей должен внести свой посильный вклад.
Но сегодняшнюю работу районных акимов, к сожалению, я не могу похвалить. Несмотря на выделяемые значительные средства, много еще нерешенных вопросов.
Основные проблемы в районах: отсутствие производств и новых рабочих мест, как следствие рост безработицы. Присутствует небрежное отношение к построенным социальным объектам, за ними нет контроля. В целом работа с населением не приведена к должному системному характеру.
Прежде всего, ни в одном районе нет качественной, поэтапной и долгосрочной стратегии развития.
Местные руководители просят денег на приобретение машин для акимов сельских округов, этим и ограничиваются их заботы. Какие есть в ауле проблемы — не знают. Систематический план развития должен быть в каждом поселке. Он должен включать в себя: развитие жилищного строительства, развитие объектов образования и здравоохранения, дорог, спорта, культурных и других социальных объектов; развитие коммунально-хозяйственных объектов — ТБО, КОС, канализационных систем и т.п.
В проведении этих работ нет системности, часто за них берутся, но безрезультатно. Создается ощущение, что их затевают лишь для того, чтобы получить финансирование из бюджета. В разработке региональной программы не учитываются должным образом возможности и будущее конкретного района.
В связи с вышесказанным даю задание: в течение двух месяцев составьте планы развития населенных пунктов, согласовав с соответствующими областными управлениями. После этого уже будут выделяться средства на ПСД для объектов 2013 года.
Повторяю, районные акимы должны сделать эту работу не для отчета, а как надо. В случае необходимости можете вызвать специалистов из области и внимательно рассмотреть каждый объект по принципу «семь раз отмерь, один раз отрежь».
У вас есть привычка при первом требовании хватать попавшие под руку бумаги и бежать отчитываться. Из-за этого и возникают вышеназванные недостатки.
Другой крупный недостаток — качество возводимых в районах построек. Необходимо отметить, что за последние 5 лет в районах возведено более 200 крупных социальных объектов. Скажите, в какой еще области идет такое масштабное строительство?
Тут нужно заметить, что мы находим средства для строительства, готовим всю проектную документацию, организуем само строительство, в общем, создаем все условия, и все равно на местах не осуществляется должный контроль за работой.
Все проблемы по строительству возникают именно из-за отсутствия контроля. Акимы привыкли держаться отдельными государствами и жить по принципу «меня никто не трогает, и я никого не трогаю», закрывая на все проблемы глаза.
Невзирая на то, каков источник финансирования объектов — из республиканского или местного бюджета, либо за счет компаний — нужно жестко контролировать всю работу, начиная с момента выделения участка и рытья фундамента.
Приведу пример, в районах до сих пор выделяют землю под школы, спорткомплексы и другие социальные объекты на расстоянии 2-3 кмот населенного пункта, где нет инженерных коммуникаций. О чем же думали местный аким, специалисты-строители? На каком основании они это делали? Ответа нет.
Из-за неверного планирования объектов во всех районах не прекращаются многократные обращения за финансированием одной и той же работы. Например, такое часто встречается в Исатайском, Индерском районах. Для Исатайского района несколько раз выделялись деньги на проведение водопровода. Каждый раз эти деньги опять выдаются, а работа никак не завершится. То же самое в поселках Есбол и Ельтай. А кто будет отвечать за это? Бюджет ведь не резиновый. Если не можете выполнить, лучше признайтесь сразу, поручим тому, кто справится. Что это за беспечность? Не суметь решить проблемы небольшого аула — это или халатность, или некомпетентность.
К тому же, контроль за качеством и своевременной сдачей строительных работ — непосредственная обязанность районного акима, и это все время находится в центре внимания жителей. Кроме того, часто из-за отсутствия внимания за новыми зданиями, их самым варварским образом разрушают. А как нам доставались эти объекты! Сколько было споров и препирательств! Из-за каждого из них, из-за каждого километра водо- и газопровода сколько инстанций мы обошли. Мои заместители месяцами не видели свои семьи. Можно сказать, выпросили на это деньги в Астане. Никто ведь не вручил их нам просто так.
Если бы вы сами столько скитались, может быть, и поняли бы, что это такое. Это вовсе не так легко. Поэтому каждый объект нужно охранять, как свою частную собственность.
В последнее время в отношении вводимых в области объектов ходит много разговоров как правдивых, так и безосновательных. Но есть среди критических замечаний и вполне справедливые, нужно это признать. В связи с этим ставлю задачу: уполномоченный орган — управление контроля за строительством и архитектурой — должен давать профессиональные разъяснения по качеству строительства, и в будущем я поручаю этому управлению ставить строителям строгие и законные требования и предоставлять информацию по качеству.
Достаточно проблем и с обеспечением питьевой водой. И причина этому — отсутствие контроля. До завершения строительства водоочистных сооружений (ВОС) необходимо:
— определить организацию, которая займется их эксплуатацией;
— подготовить и утвердить тарифы;
— после подключения сразу заключить договора с жилыми домами.
Поручаю проверить соответствие стандартам технологий производства качественной питьевой воды на запланированных на 2013 год объектах.
Подрядчики не должны расслабляться после того, как сдадут работу, за ее качество и сроки исполнения они несут постоянную ответственность.
Все спорные вопросы по проектам нужно выяснять с заказчиками до начала строительства.
Нужно строго контролировать сроки исполнения работ, в том числе:
1. ВОС должны работать безукоризненно.
2. Магистральные и квартальные водопроводы должны быть проведены полностью.
3. К водопроводам должен быть подключен каждый дом.
Также должна быть усилена ответственность за качество используемых материалов.
Вы знаете, сегодня мы вынуждены заменять некачественные водопроводы, проложенные 10-12 лет назад. Вашей целью должно быть не помесячное освоение бюджетных средств, а результат согласованной работы заказчика, подрядчика и автора проекта.
На совещании в Таразе Президент республики потребовал эффективного использования бюджетных средств. И это относится и к вам.
В районах должным образом не исполняются архитектурные требования. В поселках внешний вид улиц, домов и дворов не выдерживает никакой критики. Поглядите на строящиеся сейчас в частном секторе дома — у одних туалет выходит на улицу, у других септик, канализационные ямы расположены вдоль дороги. Заборы все будто в заплатах, собраны из самых разных материалов. Конечно, никто не требует от них одинаковых шикарных заборов из керамики, но ведь можно и из недорогих материалов сделать красивые ограды.
Окрестности домов и улицы все в навозе. Сколько лет наши деды и прадеды разводили скот, но ведь они не подпускали его к домам, соблюдали чистоту. А это — еще одно свидетельство безразличия к своей работе акимов. Раньше в поселках проводились конкурсы типа «Образцовый дом», «Образцовая улица», «Передовой аул», которые приучали жителей к чистоте и красоте, формировали культуру быта. Теперь таких мероприятий уже нет.
Понятно, что жители поселка не будут довольны до тех пор, пока их жизнь не улучшится, дома и улицы не будут приведены в порядок, мусор не будет убран. Где же наши аксакалы, которые могли бы дать свои наставления?
Не только в городе, но и в аулах нужно применять современные технологии и архитектурные решения. Каждое здание, построенное в соответствии с современными требованиями, должно прийтись по вкусу нашим потомкам.
Также в аулах не решена проблема оформления и рекламы, а кое-где еще можно встретить лозунги советских времен. А ведь реклама, декоративное оформление — одно из наглядных свидетельств имиджа населенного пункта и мышления его жителей.
Нужно устанавливать билборды, пропагандирующие государственную идеологию и созидательные плоды проводимой в стране политики. Кроме того, можно публиковать изречения мыслителей и ученых воспитательного характера. Это тоже наша обязанность.
Много у нас недочетов по земельным отношениям. Сейчас уже все земли распроданы. Не осталось ни пастбищных, ни покосных земель. Захочешь выпасти скот — хозяин земли требует плату, начнешь косить траву — то же самое. Земли в Казахстане уже не хватает, а те, кто ее выкупил, ничего на ней не делают, зато получают прибыль.
Во время недавней поездки в Махамбетский район я говорил об этом. Президент дал нам соответствующее задание, Правительство приняло постановление, есть запротоколированные задания. Сейчас мы провели мониторинг участков в области, вся земля в собственности населения. Земля будет выдаваться только предпринимателям, которые собираются на ней что-то делать, остальное вернется в собственность государства.
Как мне стало известно, начиная с Атырау и до Индера, все побережье Урала распродано частникам. Из этих земель только на 1-2 процентах работают, остальное лежит зря. Многие просто превратили землю в источник дохода. С этого момента владельцам земли, которые ничего с ней не делают, лучше вернуть ее добровольно. Если этого не случится, придется накладывать штрафы и возвращать землю через суд.
Кроме того, до сих пор не прекращается выдача участков под строительство домов без учета наличия инженерных инфраструктур. Сколько раз я говорил, чтобы участки не выходили за пределы района, все равно все повторяется. Если вы выдаете землю под строительство дома, нужно провести туда воду и газ, электричество, канализацию. А у нас делают наоборот, вначале строят дома, потом просят денег на проведение инфраструктуры. Теперь из-за вашей безответственности пошли разговоры о том, что нет воды, газа и т.д., хотя мы и провели все необходимое во все поселки области. Поэтому прежде чем выдать землю, надо подвести к ней газ, воду, электричество. А для этого надо начинать действовать заранее, планировать предстоящую работу.
Поэтому я поручаю районным акимам за год подготовить основной план и местные документы, внести необходимые изменения.
В других областях жизни также нет никакой инициативы со стороны акимов. Про развитие среднего бизнеса можно даже не говорить. Даже малый бизнес — и тот почти не развит.
Например, по программе «Дорожная карта бизнеса-2020» кроме Курмангазинского района нигде нет предложений. На эти цели выделено 340 млн тенге, которые не были освоены.
По программе «Обеспечение занятостью-2020» также нет ни одного продуманного, комплексного предложения.
Вообще, если говорить о развитии предпринимательства в аулах, кроме 4-5 известных хозяйств, все прочие занимаются лишь перепродажей. Пользуясь возможностями Таможенного союза, стоило бы внедрять инновационные методы производства, повышать качество продукции, налаживать партнерские отношения. Развивать предпринимательство очень важно, и акимы должны считать это своим первоочередным долгом.
Много вопросов по сельскому хозяйству. Мы часто говорим на эту тему, но на деле интенсивно развивающихся сел очень мало. Практически нет выпускаемой и перерабатываемой продукции. Мясо, шерсть и шкуры не перерабатываются. Лишь небольшую их часть сбывают в Китай, и, как я отмечал еще 5 лет назад, даже молоко и яйца аульчане закупают в городе.
Предприятиям, занимающимся сельхозпроизводством, не хватает современных технологий, нет необходимой материальной базы, знающих специалистов.
Если у кого-то есть хорошие бизнес-идеи, оказывайте им всю посильную помощь, и я лично их поддержу. Двери для них всегда открыты, пусть приходят со своими предложениями.
Нет и конкретной работы по микрокредитованию, практически отсутствуют планы на выданные средства. Если они и есть, то не проходят проверку комиссии. Большинство из них не отражают специфику сельского хозяйства и неэффективны. Это деньги Правительства, и по ним должна быть отдача. Поэтому у нас нет права финансировать проекты, пока они не отвечают конкретным требованиям. Их нужно тщательно проверять.
Для крупных проектов мы предусматривали 8 млрд тенге, но из поступивших 80 проектов только 6-7 оказались реальными. Освоено всего 2 млрд тенге. Повторяю, если вы хотите начать свое дело, развивать отцовские промыслы, мы создадим все условия, тем более что теперь для этого есть и газ, и вода, и электричество. Нужно будет — проведем прямо к вам во двор. Нужно лишь суметь управиться с хозяйством. Но желающих воспользоваться такой грандиозной возможностью — нет. Бизнесмены этим не интересуются, а молодежь хочет работать в сфере нефти и газа. Но ведь природные ресурсы когда-то закончатся, и лучше наладить хозяйство уже сейчас. Потом уже может не быть таких возможностей.
Что касается цен на продукты. Несмотря на постоянно принимаемые меры по стабилизации цен на продукты питания, перекупщики все же продают товары по завышенным ценам. Привезенные из города товары умудряются продавать в 3-4 раза дороже. А кто должен за этим следить? Акимы, проводите рейды, проверяйте их. Для аульчан, живущих на небольшие доходы, это дополнительный и неподъемный груз.
Строящиеся теплицы и склады начинают приносить результат, цены на многие товары все же удалось урегулировать. Несмотря на рыночную экономику, мы стараемся следить за ростом цен. И это не только личное дело кого-то одного, это касается всех жителей.
Кроме того, акимы должны уделять внимание озеленению. В поселках были свои палисадники, яблоневые сады. Вдоль подъездных дорог тоже росли деревья. Теперь их уже не осталось. Растущие по берегам Урала леса тоже уменьшаются с каждым годом. А работники лесного хозяйства продают траву жителям и ловят рыбу.
Для озеленения нужно организовать конкурсы между дворами, поселками и улицами, привлечь местных аксакалов.
В населенных пунктах не соблюдаются санитарные нормы. Базары, места общественного питания, торговые точки не соответствуют требованиям, эстетический вкус почти отсутствует. Мы стараемся украсить город, теперь надо привлечь к этому и сельских жителей, предпринимателей. Каждый должен начать со своего двора и его окрестностей. Часто мусор выбрасывают где попало, а почему акимы и участковые не контролируют это?
Нужно также пресекать случаи вандализма, подростковой преступности, наркомании, пьянства, вовлечения в религиозные секты. Жестко должны контролироваться миграционные процессы и дорожное движение.
В целях профилактики подобных явлений необходимо проводить больше культурных и спортивных мероприятий. Площади и спорткомплексы никогда не должны пустовать. Проводите музыкальные фестивали, конкурсы и выставки, спортивные соревнования. Не ограничивайтесь только одними праздничными датами. Проблемой воспитания молодежи должно заниматься все общество.
Еще один важный вопрос, как вы решаете проблему привлечения кадров, специалистов? В акиматах некоторые вакансии годами бывают не заняты. Нет кадрового резерва, подготовки нового поколения в сфере местного управления. В районах уже по многу лет работают одни и те же люди, а кто же займет их место в будущем? Средний возраст госслужащих — около 35 лет, нет специалистов, соответствующих требованиям сельской местности. Кто же обучит молодежь?
Мы должны подготовить кадровый резерв из талантливых, перспективных и знающих специалистов, увлеченных государственными идеями. Нужно растить своих специалистов с учетом местного интеллектуального и кадрового потенциала. При этом нужно планировать свои действия на ближайшие сроки, на более далекое будущее и не забывать про долгосрочные планы. Делайте из этого выводы.
Нужно привлекать в село врачей. Необходимо снижать уровень материнской и детской смертности. В результате принятых в прошлом году мер, детская смертность уменьшилась на 15 процентов, теперь надо продолжить работу в этом направлении.
В основном факты материнской и детской смертности регистрируются в селах, так как не хватает акушеров-гинекологов.
Что касается проблемы безработицы. Мы должны добиться, чтобы в каждой семье был хоть один работающий человек, у каждой семьи был свой дом и автомобиль.
Нужно ускорить подготовку специалистов по техническим направлениям, особенно в рамках программы «Обеспечение занятостью». Но во многих аулах даже не знают о ее существовании, о наличии бесплатных курсов. Нужны неофициальные встречи с населением, на которых можно рассказать о преимуществах таких социальных программ.
Еще одна проблема — отсутствие среди акимов преемственности во время передачи должности. Все акимы — местные жители, при переходе на другую работу они не уезжают куда-то, и должны отвечать за все сделанное на этом посту в течение 6-7 лет, а не забыть обо всем после ухода с должности.
Как видите, в вашей работе нет поиска решений, а проблем накопилось много. Время дорого. Институт акимов — не детский сад, и учить их, как надо работать, некогда. Нужно выполнять поручения Президента и улучшать жизнь населения.
Из бюджета выделяются огромные средства, и нужно их эффективно использовать во благо людей.
В народе говорят: «Если сам не посеял — не ругай землю, если сам дело не сделал — не пеняй на народ». Сейчас о вашей работе можно судить по уровню доверия к вам жителей. Внимательно их выслушивайте, старайтесь, чтобы их жалобы и заявления сразу попадали к вам на стол, и находите решения.
Цель сегодняшнего собрания — повысить ответственность районных и сельских акимов, выявить в их работе недостатки и показать пути их исправления. Поэтому — делайте выводы из высказанных замечаний и принимайтесь за работу всерьез.
Алма ТУРГАНОВА