Актуально

Перейти на личность

Оформление паспортов и удостоверений личности стало дороже, причиной является повышение месячного расчетного показателя. С 1 января 2024 года 1 МРП составляет 3 692 тенге, а в минувшем году он был 3 450 тенге. Заполнить паспорт разрешено на одном из трех языков. Какие ещё изменения внедряются для оформления новых документов?

Как проинформировала «ПК» PR-менеджер Атырауского филиала «Правительство для граждан» Орынгуль Махмудова, в прошлом году в Атырауской области удостоверение личности оформили 54 153 человека, паспорт – 41 033.

С начала нового года госпошлина за выдачу паспорта объемом 24 страницы – 4 МРП, то есть 14 768 тенге для детей до 16 лет, и 48 страниц – 12 МРП – 44 304 тенге. А за выдачу удостоверения личности гражданина Республики Казахстан из-за его утраты в течение года свыше двух раз – 1 МРП – 3 692 тенге. Кроме того, вводятся образцы паспортов 24 и 48 страниц.

С нынешнего года такие документы также будут содержать отпечатки пальцев рук владельца документа, достигшего 16-летнего возраста и более, а также в возрасте от 12 до 16 лет в случаях, установленных законом «О дактилоскопической и геномной регистрации». Как отмечается на сайте egov.kz, с 1 января 2021 года вступил в действие Закон «О дактилоскопической и геномной регистрации» в части геномной регистрации, а нормы Закона в части дактилоскопической регистрации вступят в действие 1 января 2024 года. Его целью является установление правовых основ подтверждения и идентификации личности человека на основе дактилоскопической и геномной информации. А актуальность аргументирована, прежде всего, вопросами безопасности. Кроме того, в жизни возникает немало ситуаций – пожары и авиакатастрофы с многочисленными жертвами в разном состоянии, обнаружение неопознанных трупов, биологических следов с мест нераскрытых преступлений, исчезновение людей без вести, когда невозможно установить или подтвердить личность человека. Наличие дактилоскопической и геномной информации в соответствующих базах данных позволит идентифицировать жертв, а также сократить списки без вести пропавших и неопознанных трупов.

При прохождении пограничного контроля, кроме взгляда в камеру, нужно будет ещё и прикладывать палец к сканеру.

Предусмотрены и ограничения: дактилоскопированию не будут подвергаться лица, у которых отсутствуют обе руки или папиллярные узоры на ногтевых фалангах всех пальцев обеих рук.

Дактилоскопическая информация граждан Республики Казахстан, обратившихся для получения паспорта или удостоверения личности гражданина Республики Казахстан, хранится до установления факта их смерти. В случаях признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим судом, утраты или выхода из гражданства Республики Казахстан до даты, когда им исполнилось бы 100 лет, а также детей в возрасте от 12 до 16 лет, хранятся 10 лет со дня регистрации.

К слову, менять сразу свои документы с 2024 года не обязательно, они будут действовать до конца срока.

Собственность государства

Правила оформления, выдачи, замены, сдачи, изъятия и уничтожения паспорта гражданина РК, удостоверения личности гражданина РК, вида на жительство иностранца в РК, удостоверения лица без гражданства и проездного документа утверждены приказом МВД РК. Нужно знать, что документы, удостоверяющие личность, выдаваемые уполномоченным государственным органом РК, являются собственностью государства. Паспорт гражданина РК и удостоверение личности гражданина РК выдаются органом МВД по месту постоянной регистрации человека, а также фактического пребывания, в случаях утраты паспорта или удостоверения личности, их замены в связи с истечением срока действия, переменой фамилии по заключению (расторжению) брака, непригодностью к дальнейшему использованию, видоизменением документов согласно новой технологии их изготовления, получения паспорта впервые на основании удостоверения личности, получения паспорта или удостоверения личности гражданина республики впервые несовершеннолетними детьми на основании свидетельства о рождении. Паспорт и удостоверение личности гражданина РК выдаются в срок не позднее 15 рабочих дней со дня подачи заявки на получение документов и вручаются лично владельцу или его законному представителю.

При необходимости документы, удостоверяющие личность, выдаются в ускоренном порядке со дня оформления – паспорт гражданина РК, удостоверение личности гражданина РК, вид на жительство иностранца, удостоверение лица без гражданства в областном центре – до пяти рабочих дней. Оплата за ускоренную выдачу документа, удостоверяющего личность, производится через банковские учреждения и другие организации, осуществляющие кассовые операции.

Для оформления паспорта гражданина РК нужно представить лично: документ об оплате государственной пошлины (лица, освобожденные от уплаты государственной пошлины, в случае отсутствия сведений на них в информационной системе, предъявляют документ, определяющий льготную категорию); две фотографии размером 3,5 х 4,5 сантиметра (при оформлении на бумажном бланке формуляра). Еще один из следующих документов: свидетельство о рождении (при получении паспорта до 16 лет); паспорт гражданина РК (при обмене паспорта); удостоверение личности гражданина РК (при получении паспорта впервые по достижении 16-летнего возраста); справку о приеме в гражданство РК, выдаваемую органами внутренних дел, но это при получении паспорта в связи с принятием в гражданство РК; свидетельство на возвращение, выдаваемое загранучреждениями РК – при утрате паспорта гражданина Республики Казахстан, временно находившегося за рубежом.

При заполнении паспорта гражданина РК фамилия, имя, отчество (при его наличии), дата рождения, место рождения и национальность записываются в соответствии с документом, послужившим основанием для их выдачи. Исключение составляют случаи, предусмотренные Кодексом «О браке (супружестве) и семье», Законом «О реабилитации жертв массовых политических репрессий», указом от 2 апреля 1996 года «О порядке решения вопросов, связанных с написанием фамилий и отчеств лиц казахской национальности».

Паспорт заполняется на казахском языке или по желанию владельца на русском языке. Разрешено и на английском языке.

Добавим, что срок действия паспорта и удостоверения личности составляет 10 лет.

                                        Светлана НОВАК

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button