АТЫРАУ — КРАЙ, СТАВШИЙ РОДНЫМ

111008-01В эти прохладные и промозглые дни у корейского этнокультурного объединения «Тхоньил» и корейской диаспоры праздник и хорошее настроение по случаю 20-летия. Это национальное общество было создано на самой заре Независимости нашего молодого суверенного государства. И свой праздник корейская диаспора Атырау посвящает 20-летию Независимости Республики Казахстан.
Праздник получился большой и красочный, приехали гости из столицы. Он также стал и поводом, чтобы осмыслить итоги и успехи пройденного пути — и страной, и этим национальным обществом, подумать о перспективах, и, возвращаясь мысленно к истокам и началу, сравнить и оценить сделанное за эти исторические для наших сограждан 20 лет.

ДОЛГИЙ ПУТЬ ПРИВЕЛ ИХ В АТЫРАУ
Корейцы проживают на земле Казахстана уже почти 75 лет. Помнится, как корейцы отмечали 60 лет проживания на земле Атырау, а это был 1997 год. Зал Дома культуры АНПЗ был полон, на экране шел фильм о том, как корейцы появились в наших краях. Корейцы одними из первых испытали геноцид в сталинские времена. Холодные вагоны для перевозки грузов и скота и в них люди – семьями, с детьми, которым уготован долгий путь. До места поселения доехали не все, немало человек умерло вскоре по приезде. Живые участники этого жуткого по своей сути переселения сотен тысяч людей рассказывают об этом событии, о том, как это пережили их родные и близкие. Помню, что не у меня одной в глазах стояли слезы.
Хотя этническая родина предков казахстанских корейцев — Республика Корея, в нашей стране проживают корейцы российского Дальнего Востока, откуда они были выселены в 1937 году в Казахстан. Первые поселения корейцев на Дальнем Востоке появились в 1864 году, сразу после отмены крепостного права в России, когда крестьянам была дана «воля». Переселенцам давали наделы земли, что и «соблазнило» крестьян Кореи. Постепенно они обустроились, обрусели, к 1937 году на Дальнем Востоке проживало уже более четырехсот тысяч корейцев. Все они были выселены в 1937 году.
Властью называлась веская причина для переселения, ее можно прочитать в постановлении Совнаркома СССР и ЦК ВКП (б) за №1428-326 от 21 августа 1937 года «О выселении корейского населения из приграничных районов Дальнего Востока», в котором говорится, что делается это «в целях пресечения проникновения японского шпионажа в Дальневосточный край». Да, тогда и фашистская Германия, и Япония готовили новую мировую войну. Но причем тут корейцы, и другие народы, подвергшиеся переселению позже?! Эту политику геноцида независимый Казахстан осудил, и его народ события тех лет не забывает, потому что такое никогда не должно повториться.
— Переселение начали с Посьетского района Приморского края, где мы проживали в деревне Верхнее Янчине, мне было десять лет, — вспоминает Сергей Германович Цой, ветеран системы образования. — Жил я с бабушкой и дедушкой, поскольку мать умерла, а отец создал новую семью. Отца перед самым переселением расстреляли. И мы отправились в долгий путь с семьей бабушки и семьей моего отца, где у меня было два брата. Приехали мы все, никто, слава Богу, не умер, в Кызылординскую область, а в Атырау я приехал, когда поступил в местный пединститут. Здесь женился и с тех пор живу. А тех, кого переселяли тогда в Гурьев, сначала привезли через станцию Кандагач в Астрахань, так как железной дороги в наш город тогда не было, а потом на баржах по морю в Атырау, и расселили в поселке Чкалово (тогдашний совхоз «Первомайский») Махамбетского района.
Надо сказать, что сегодня Сергей Цой — активный организатор и общественник «Тхоньила» и Атырауского звена Ассамблеи народа Казахстана, участник ее первой учредительной сессии. И именно он получил (и в его лице все корейцы Атырау) копию того исторического постановления Совнаркома в 1995 году на этой сессии из рук одного из руководителей республиканского корейского общества.
Это позволило корейцам Атырау начать акцию по реабилитации. Сергей Цой возглавил реабилитационную комиссию. Работа была трудной и долгой, потому что для реабилитации требовались документы, а их на руках у людей не было и не могло быть. Поскольку уезжали срочно, никто ничего не объяснял и не давал. Самому Сергею Германовичу повезло, поскольку архив Кызыл-Орды ответил довольно быстро, выслав документ о том, что «Сергей Германович Цой числится в списках переселенцев из Дальнего Востока…». Реабилитироваться было важно, и не только и не столько потому, что переселенцы получали компенсацию, главным было восстановить честное имя. Итогом всей этой работы также стал и установленный обществом «Тхоньил» в 1997 году, объявленном Президентом Казахстана «Годом жертв политических репрессий», памятник корейцам – жертвам политических репрессий. И стоит «Корейская пагода» — памятник в виде дома в национальном стиле — на гостеприимной земле Махамбета, в селе Чкалово, куда они были выселены, и где сегодня живут добрые и отзывчивые люди, протянувшие руку помощи тем, кто терпел такое бедствие. Внизу, под пагодой, землянка, в таких землянках, сооруженных наспех, жили корейцы первое время. Инициатор этой идеи и автор проекта — Сергей Цой. И возле памятника в наши дни не безлюдно, к нему едут с поклоном и корейцы, и гости Атырау, желающие узнать больше о геноциде, нередко приходит к нему и местное население. И это все в «копилке» дел «Тхоньила».
У переселенцев жива память о тех местах, где жили их предки, семьи их отцов и матерей, и порой им хочется побывать там, тем более, что россияне тоже установили памятник жертвам репрессий, — и поклониться ему и тем, в честь кого он установлен. И иногда такая возможность появляется. Как, например, у Эрика Михайловича Югая. Будучи в командировке в Хабаровске, не утерпел он, чтобы не поехать туда, где родилась и жила его мать, благо, это совсем близко. Это тоже в Приморском крае, только район Хасанский. Побывал в деревне, у памятника, поклонился низко. И здесь встретил семью из Северной Кореи, тоже приехавшую к этому памятнику. Разговор был печальный, но и интересный, ведь собеседники были родом с этнической родины его предков, обменялись адресами.

НА ИСХОДЕ ЛУННОЙ…
Приметой первых лет независимости для атыраусцев стало и то, что они стали праздновать новый год не только, как было принято раньше, 1 января. Все более массовым и любимым становился мартовский Наурыз, а потом корейцы стали приглашать земляков и на празднование восточного Нового года, который исчисляется по лунному календарю. Примечательно, что Новый год и другие праздники этого этнического объединения были тогда не только праздниками, но и уроками, где познавались обычаи, нравственные устои, культура народа. К празднествам шили национальную одежду, готовили национальные поделки, которыми украшали зал, где они проходили. На Новый год, например, делали много самых разных конфигураций и цветов фонариков, маски животных, на столы ставили свечи и т.д. Известно, что каждый восточный год посвящен определенным животному или птице.
Самым главным нравственным устоем корейцев издавна является уважение к старшим. С их чествованием связан, пожалуй, самый главный обряд этого народа – «поклон», который является обязательным символом любого события и празднества. Процесс познания молодыми сути нравственного значения этого обряда начинается с семьи, было предпринято даже показательное исполнение этого обряда, который провели в один из праздников нового года в семье Ким Сам-Бома, водителя, работника рыбной промышленности. Семью выбрали не случайно, «дядя Ваня», как с любовью величали главу ее, так как отчество у него «Иванович», и его супруга Вера пользуются у сослуживцев и жителей поселка Балыкши большим уважением. Запомнилось, как Денис и Витя, внуки супругов, в национальном одеянии, бледные от волнения и торжественности момента, присутствия фотокамеры, преклонили свои головы перед бабушкой и дедушкой. Сильное чувство этого события, конечно, продлится в их жизни большим уважением к старшим.
Реабилитировать свой этнос не только политически, но и проникнуть в истоки своей культуры, совершенствовать знание родного языка, передать его детям и внукам, возродить обычаи своего народа — другая очень важная сторона деятельности центра.
И в этом процессе этнической идентификации нельзя не отметить роль ветеранов общества и тех, кто им руководил. Дата рождения «Тхоньила» — 12 января 1991 года, когда прошла его учредительная конференция. Первым председателем общества стала Надежда Ким, преподаватель Атырауского университета.

БЕРЕЧЬ ТРАДИЦИИ, ЖИТЬ СОВРЕМЕННОСТЬЮ
Трудно переоценить то, что сделала для мира и согласия в нашем регионе Мария Николаевна Утебаева-Цой (светлая ей память), отдавшая своим сородичам, будучи на пенсии, 14 лет напряженного творческого труда, возглавляя этническое сообщество. Это она способствовала тому, чтобы ее сородичи приходили на все праздники с детьми и внуками, именно так и здесь они ненавязчиво, душой и сердцем впитывали истоки своей культуры. Именно Мария Николаевна приложила много усилий, чтобы старшее поколение вспомнило и восполнило свое знание родного языка и передавало его внукам. И всегда особое внимание с ее стороны было молодым, детям. При обществе появилось молодежное крыло, и молодые включились в общие заботы «Тхоньила».
Сегодня «Тхоньил» получил второе дыхание, и возглавляет его молодой по возрасту и успешный в жизни Владимир Пак. Он бережно отнесся к традициям преемственности, но вместе с тем привнес в работу и жизнь общества новое дыхание и те возросшие требования, которые предъявляет к этнокультурным объединениям нынешнее время. Главное, что общество избегает парадно-прикладного стиля работы, от чего предостерегает национальные общества наш Президент, уделяя больше внимания конкретным делам. Благо, Владимир Иванович сам предприниматель, и может научить других, и успешно, как и привлекать инвестиции в Атырау.
Сегодня процесс осознания себя гражданами Казахстана решается во многом в процессе изучения государственного языка, овладения им всеми этносами страны, поскольку у языка народа, давшего имя нашей стране, — историческая миссия: стать объединяющим началом для всех этносов – граждан Казахстана. Хотя корейцы Атырау, особенно старшее поколение, знают казахский язык, однако этот процесс в этническом обществе сейчас идет активно. И опять начало – от детей. Примерно три процента детей атырауских корейцев сегодня учатся в классах с казахским языком обучения. Через десять лет вырастет поколение, хорошо владеющее государственным языком. И эта стратегическая задача успешно решается «Тхоньилом», встречающим вместе со всей своей диаспорой 20-летие Независимости и юбилей НКЦ в хорошем настроении, с намерением и дальше укреплять независимость и экономику государства и сделать процветающим Казахстан – свою Родину.

Тамара МАКСИМИХИНА
Фото Ерлана АЛТЫБАЕВА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна