КТО СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ МНЕ?
Мы привыкли критиковать врачей, но так ли легко угодить нам, пациентам? Накануне Дня медицинского работника корреспонденты «ПК» приняли участие в работе бригады «неотложки» атырауской станции «скорой помощи» и изнутри увидели все «прелести» их нелегкого труда.
Как известно, важным звеном скорой и неотложной медицинской службы является бесплатная круглосуточная первичная медико-санитарная помощь, которая оказывается любому возрастному населению при угрожающих для жизни состояниях, несчастных случаях, острых тяжелых заболеваниях.
Оперативность — прежде всего
В кабинете дежурного каждый день обычная суета — три диспетчера сидят за рабочим местом и принимают бесконечные вызовы, которые фиксируются в специальном журнале. Все звонки поступают в централизованную диспетчерскую службу, отсюда уже они распределяются по другим двум подстанциям, которые находятся в микрорайонах Авангард и Привокзальный. Как отмечают медработники, количество вызов в сутки достигает до трехсот, а зимой еще больше. В диспетчерской на большом экране отображается каждое движение кареты «скорой помощи», выехавшей к больному. Работа бригады организована четко, в каждой из них по трое представителей — фельдшер, санитар и водитель. Они работают по графику — сутки через двое. По их словам, за дежурство устают очень сильно. Каждый день обслуживанием больных занимаются 16 линейных бригад. Нагрузка большая: за время дежурства каждая из них выезжает на 10-12 вызовов. А иногда даются простые консультации для больных, которым не требуется «неотложка», для этого на линии всегда дежурит специальный врач-консультант. Но, не смотря на это, в основном бригада выезжает на вызовы. Старший дежурный врач все время находится рядом, координирует работу всех бригад, дает необходимые советы, если бригада обращается к нему.
Необычная самодеятельность
Вот и первый вызов. Нас сразу же прикрепили к бригаде №15, к фельдшеру Инкар Танатаровой. Она здесь работает уже второй год, признается, что работа очень интересная, но и утомительная. Этой хрупкой девушке всего двадцать два года, а Инкар уже умело и ловко справляется с любыми нюансами. Итак, времени на сборы — не более трех-четырех минут. За этот промежуток необходимо узнать точный адрес больного, симптомы заболевания, взять необходимый медицинский ящик с медикаментами и выехать с базы. Стоит отметить, что бригада, не мешкая, сразу же отправляется на вызов. Заводится машина, и мы мчимся по указанному адресу. На проезжей части города все водители с уважением относятся к экипажу «неотложки». Сирена включается только в экстренных случаях. Водитель и фельдшер, держа в руках карту города, пытаются найти нужный адрес. Почти более получаса были потрачены, чтобы найти его. Медработники сами признаются, часто время уходит на поиски места жительства больных, особенно бывает сложно в частном секторе. «Вот почему они иногда задерживаются», — сделали мы для себя вывод. Наконец-то находим дом больного, бригада за считанные минуты буквально «влетает» в дом, где их ждал двадцати-двухлетний молодой человек. Жаловался на четырехдневное головокружение и слабость. Фельдшер Инкар расспрашивает, что употреблял пациент, чем занимался, чтобы выяснить причину недуга. По словам больного, четыре дня назад он, самостоятельно перетягивая жгут на вене, каким-то специальным аппаратом взял у себя несколько миллилитров крови. На вопросы: «Зачем? Как? И где сейчас эта кровь?» Молодой человек просто отказался отвечать. «Судя по всему, у него произошло понижение гемоглобина», — заключила фельдшер. И Инкар сделала внутривенную инъекцию раствора глюкозы. Посоветовала пить гранатовый сок и обратиться к участковому врачу, который в свою очередь может выписать необходимые лекарства.
Мы были удивлены этим странным поступком молодого человека — взять у себя кровь в домашних условиях и неизвестно для чего… Мед-работники признаются, что с подобными необъяснимыми ситуациями они сталкиваются очень часто.
— Работа у нас такая, что приходится иметь дело с разным контингентом, — с улыбкой рассказывает Инкар, — к тому же иногда люди вызывают «скорую помощь» по разным мелочам, с которыми им можно было обратиться к участковому врачу. Особенно обижает, когда нам подолгу не открывают двери. Частенько приходится иметь дело с пьяными, бомжами. С людьми, которые после праздников перепили, переели. Словом, сутки пролетают совершенно незаметно.
По словам фельдшера, люди не понимают, что служба «неотложки» предназначена для экстренных случаев. То, что бригада нужна на месте ДТП или человеку с инфарктом миокарда, беременной женщине, тяжело больному ребенку, по всей вероятности, никого не волнует. По мнению граждан, «скорая» обязана приехать по любому поводу. Если больному действительно плохо и по показаниям ему срочно нужно к врачу, то, не медля, бригада отвозит его в необходимый отдел областной больницы.
И вот операция по спасению завершена, Инкар по рации докладывает диспетчеру о проделанной работе и ждет других указаний, а тот, в свою очередь, объявляет, что на данный момент вызовов нет. Весь проделанный путь четко отражается в бланках протокола с вызова: где были, какую помощь оказали, если отвезли пациента в больницу, пишется наименование учреждения и адрес.
Мы вновь возвращаемся на базу. Для дежурной бригады предусмотрена отдельная комната отдыха с небольшим столиком, телевизором, шкафчиками для одежды и парой стульев, где они проводят свое время между вызовами.
По словам медработников, бывает, что за сутки столько вызовов, что и присесть некогда, не говоря уже о плотном обеде или ужине, ведь им нужно быть готовым ко всему.
И в заключение
От действий службы «103» зависит не просто здоровье человека, но и жизнь — ответственность колоссальная. Важно, что отмечают бригады «скорой», — это побольше содействия со стороны родных и близких больных, которые обратились за помощью к ним, в организации беспрепятственного доступа к больному — встречать врачей, открывать двери или ворота, поскольку в их работе дорога каждая секунда…
Динара КАНБЕТОВА,
фото Самата КАЙРЖАНОВА