Государственная служба как социальный институт

gossluzhba Тет-а-тет

 Решающим фактором в процессе динамичного развития Казахстана выступает государственная служба, ее способность эффективно выполнять функции социального государства, адекватно реагировать на внешние требования. Государственная служба как социальный институт оказывает серьезное влияние на развитие общественных структур, формирование норм, правил и системы социальных ценностей.
Проведению первой в истории независимого Казахстана реформы государственной службы способствовало принятие Конституции РК от 28.01.1993 г. в разделе 3 которой было установлено, что государство является социальным представителем народа, и через свои органы и институты выражает его волю.
Государство, его органы и должностные лица действуют в рамках законно установленных полномочий. Соответственно, государственными служащими признавались должностные лица государственных органов. В свою очередь, государственные служащие должны были «обеспечивать» соблюдение прав, свобод граждан, поддерживать авторитет и его органов». При этом она должна была основываться на принципах: ответственности государственных служащих перед народом республики и ее каждым гражданином; равных правах при поступлении на государственную службу и ее прохождении.
Тем самым, в стране впервые были заложены институциональные основы государственной службы, сохранившиеся от советского периода система кадрового менеджмента и кадровый состав государственного аппарата, формирование которого также пришлось на тот период, были недостаточно готовы к работе в новых условиях. Поэтому создание профессиональной государственной службы стало одной из приоритетных задач независимого Казахстана. Необходимость определения основ организации государственной службы была установлена в пункте 4 статьи 33 Конституции РК от 30.08.1995 г., что послужило отправной точкой начала реформ. Процесс институционализации государственной службы условно мы разделили на три крупных этапа, которые внутри могут быть подразделены на подэтапы.
Первый этап связан с принятием Указа Президента РК, имеющего силу Закона, от 26.12.1995 г. за №2730 «О государственной службе», который содержал множество институциональных инноваций. Во-первых, Указ законодательно закрепил определение государственной службы. Так, в статье 1 государственная служба представлена как «профессиональная деятельность граждан в государственных органах и их аппаратах, осуществляемая на конституционной основе и направленная на осуществление государственного управления, реализацию иных задач и функций государства». В данном случае, в определении выделены четыре важных признака, отличающих государственную службу от других видов деятельности, а именно: 1) государственная служба представлена как профессиональная деятельность; 2) определена область деятельности — государственная служба осуществляется в государственных органах; 3) предназначение государственной службы уточнено как осуществление государственного управления, реализация иных задач и функций государства; 4) понятие государственной службы предусматривает обязательность гражданства РК для государственных служащих.
В целом первые шаги по созданию государственной службы РК всецело опирались на международный опыт, от законодательного определения государственной службы, ее принципов, порядка поступления, прохождения до прекращения государственной службы. В то же время полностью применить международный опыт оказалось невозможным. Историческое наследие, традиции, а также другие особенности казахстанского общества требовали создания собственной модели государственной службы.
Второй этап дальнейшей институционализации государственной службы тесно связан с долгосрочной Стратегией развития «Казахстан — 2030», принятой в 1997 году. В Стратегии были определены три главных направления формирования новой модели государственной службы: 1) «улучшение системы найма, подготовки и продвижения кадров»; 2) ориентация государственной службы на служение нации»; 3) «создание и поддержка высокой репутации государственной службы».
Практическая реализация указанных направлений предопределила необходимость пересмотра действующего законодательства и решения организационных аспектов. Так, в 1999 г. был принят Закон РК «О государственной службе». Содержательно принятый Закон в корне отличался от действующего до него Указа. В частности, в Законе были пересмотрены понятия «государственная служба», «государственный служащий», принципы государственной службы, правовой статус государственных служащих и др. Согласно Закону, государственная служба представлена как деятельность государственных служащих в государственных органах по исполнению должностных полномочий, направленная на реализацию задач и функций государственной власти. При этом государственным служащим является гражданин РК, занимающий в установленном законодательном порядке оплачиваемую из республиканских местных бюджетов либо из средств Национального банка РК должность в государственном органе, осуществляющий должностные полномочия в целях реализации задач и функций государства. Как видно из вышеизложенного, в новой трактовке государственной службы формулировка «профессиональная деятельность граждан» была заменена на «деятельность государственных служащих», также уточнено место и содержание работы государственного служащего. В понятии государственного служащего конкретизирован источник оплаты труда. Кроме того, число принципов увеличено с 14 до 15, с исключением отдельных принципов и включение принципов «казахстанский патриотизм» и «равная оплата труда за выполнение равнозначной работы».
Для реализации основных положений Закона Республики Казахстан «О государственной службе» было принято большое число нормативных правовых актов. Среди них особое место занимает Указ Президента Республики Казахстан от 14.04.2005 г. №1550 «О мерах по усилению борьбы с коррупцией, укреплению дисциплины и порядка в деятельности государственных органов и должностных лиц». Принятие данного Указа потребовало разработки Кодекса чести государственных служащих, а также внесения изменений и дополнений в Закон РК «О государственной службе» (08.07.2005 г.).
В Законе центральная роль в организации государственной службы отводится уполномоченному органу — Агентству по делам государственной службы, которое является государственным органом, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту страны. Агентство было создано 18 сентября 1998 года и уполномочено в пределах своей компетенции реализовывать единую государственную политику в сфере государственной службы, имеет территориальные управления в регионах, которые в совокупности образуют единую систему органов по делам государственной службы. Позже при территориальных управлениях Агентства были образованы дисциплинарные советы.
Таким образом, с созданием уполномоченного органа произошла централизация отдельных полномочий по поступлению на государственную службу, аттестации государственных служащих и ряд других функций по вопросам государственной службы.
Третий этап, получивший начало в 2012 году, основан на принципиальных изменениях и дополнениях, которые были введены в Закон «О государственной службе». В частности, административная госслужба разделена на корпуса «А» и «Б». Корпус «А» — это высшие административные госслужащие, призванные укрепить связь между политическими решениями и их исполнением на уровне госслужащих корпуса «Б». Также изменения коснулись усиления роли кадровых служб управления персоналом, расширения их функций, введением новых кадровых технологий, таких как кадровое планирование, организация стажировки, оценка деятельности и т.д.
За 25 лет в нашей стране сформирована не только система государственной службы, но и устойчивая сеть системы переподготовки и повышения квалификации государственных служащих. На сегодняшний день эту систему обучения государственных служащих возглавляет Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан, которая выполняет миссию учебно-методического центра. В регионах функционирует 14 региональных центров переподготовки и повышения квалификации госслужащих.
В процессе повышения квалификации государственных служащих области вносит свой вклад и Региональный центр переподготовки, повышения квалификации и обучения языкам государственных служащих аппарата акима Атырауской области.
В процессе обучения государственных служащих используются интерактивные формы и методы обучения, такие как обсуждение и моделирование конкретных примеров и ситуаций в форме деловых, ролевых игр и метода case-study, круглые столы, дискуссии и т.д. Учебные программы, планы-графики разрабатываются с учетом задач, поставленных Главой государства, совместно и по согласованию с государственными органами. Особое внимание уделяется пропаганде и разъяснению Посланий Президента народу Казахстана, вопросам внутриполитической стабильности, межэтнического и межконфессионального согласия, реализации индустриально-инновационной политики, оценке эффективности деятельности государственных органов и другие.
Ежегодно на местном уровне в среднем обучаются около 30% штатного состава госслужащих.
И в этом большая заслуга аппарата акима области, Департамента Министерства Республики Казахстан по делам государственной службы по Атырауской области и руководителей государственных органов.
В преддверии празднования Дня государственного служащего, который утвержден Указом Главы государства, поздравляем вас с профессиональным праздником!
От вашего профессионализма, опыта, стремления и усердия зависит эффективное развитие нашей страны. На ваших плечах лежит ответственность за реализацию государственных программ, направленных на повышение благосостояния граждан и их будущее.
От всей души желаю вам крепкого здоровья, мира, согласия, семейного благополучия, успехов в благородном деле служения народу и повышении своего профессионального мастерства!

Сауле Кубашева,
директор Регионального центра переподготовки,
повышения квалификации и обучения языкам
государственных служащих аппарата акима Атырауской области

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна