УНИВЕРСАЛЬНЫЕ БОРЦЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
В Казахстане внедрен зарубежный опыт слияния строевых подразделений дорожной и патрульной полиции. Теперь универсальные полицейские борются с уличной преступностью, разнимают дебоширов, ловят и наказывают нарушителей правил дорожного движения. Эта мера направлена на повышение эффективности работы казахстанской полиции. Удастся ли универсальным борцам с преступностью снизить уровень аварийности на дорогах и навести порядок на улицах нефтяной столицы?
С начала ноября в систему органов внутренних дел республики введен принцип «универсального полицейского». Строевые подразделения патрульной и дорожной полиции были объединены и преобразованы в одно дорожно-патрульное подразделение, которое подчиняется управлению административной полиции областного ДВД.
Универсальные полицейские заступили на службу.
В один из ноябрьских дней мы ознакомились с их работой.
Маяк для универсального полицейского
Задачами дорожно-патрульных полицейских являются охрана общественного порядка и безопасности граждан, контроль за обеспечением безопасности дорожного движения, предупреждение, выявление и пресечение административных правонарушений и уголовных преступлений, предупреждение и пресечение групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков. На служебных машинах, которые раньше относились к дорожной и патрульной полиции, появились надписи «Жол-патрулдік полициясы» (дорожно-патрульная полиция), герб органов внутренних дел, проблесковые маяки. Всего в городе Атырау 42 универсальных полицейских, половина из них работает в дневную смену с 7 утра до 19 часов, другая часть — с 19 часов до 7 утра. Отработав по графику несколько дней в вечернюю смену, полицейских переводят затем в дневную смену. В каждом экипаже по три человека — из числа сотрудников дорожной полиции и патрульной службы, объясняет заместитель командира батальона ДПС управления административной полиции, капитан Аскар Атамкулов. К слову, у него солидный опыт работы в патрульной службе — до 1 ноября был заместителем командира патрульно-постовой службы и получил новое назначение.
…Экипаж патрульной полиции состоит из трех универсальных полицейских. По задумке, в процессе работы полицейские должны обмениваться опытом и дополнять друг друга. Так и происходит. В «нашем» патрульном автомобиле сержант Еркебулан Ельтаев и младший сержант Расул Халык — они из бывших патрульных инспекторов, а старшина Ержан Кужакиев — из дорожной полиции.
На проспекте Азаттык, недалеко от поворота на улицу Валиханова, образовалась вереница припаркованных автомобилей, создающих помехи транспортному потоку. Мобильный экипаж обязан отреагировать. Автопатруль снял государственные номера с нескольких «железных коней». Полицейские заложили за рогатые «дворники» соответствующие бумаги с указанием нарушения и необходимостью оплаты штрафа.
…- Да я только на пять минут подъехал, — оправдывается один из подошедших водителей припаркованного «водовоза».
— Разницы нет, сколько времени вас не было. Создается затор, а это грубое нарушение правил дорожного движения, влияющее на безопасность, — доказывает Аскар Атамкулов.
Другой водитель оставил свой джип аккурат у строительной площадки, где возводится офис нефтяной компании, вовсю «крутится» автокран. Шофер попросту «закрыл» глаза на специальные аварийные буйки, запрещающие парковку. Он заявил стражам порядка, что сам работает в компании недалеко. Ему негде пристроить свой автомобиль, другие компании и заведения не пускают чужаков на свои территории, поэтому приходится нарушать закон.
Можно привести тысячу причин для оправдания, только полицейские не вняли доводам шофера, и оформили протокол. От административного штрафа в размере 8655 тенге не отвертеться.
В погоне за «торпедами»
…Едем дальше. На автобусной остановке «Рахат» по улице Махамбета всегда стоят таксисты, которые в погоне за клиентами не дают подъехать маршрутным автобусам общественного транспорта. Периодические рейды ни к чему не приводят — полицейские сгоняют их с «насиженного» места, а те возвращаются, едва служебная автомашина полиции скрывается из вида. Вот и на этот раз, едва увидев автопатруль, частные такси стали срываться с места буквально торпедой. Но удрать от стражей порядка успели не все, удалось заблокировать выезд двум замешкавшимся автомашинам. Еще рядом с остановкой, но без водителя, стоял «Ниссан», с него универсальные полицейские сразу сняли госномера. На остальных стали оформлять протоколы за парковку в неположенном месте. Причем, бумаги писали на капоте служебной машины. Оказывается, совсем не случайно. Происходящее должно фиксироваться видеорегистратором в салоне машины. Чтобы потом не возникало недоразумений — вдруг проштрафившийся водитель заявит: «Подпись не моя!».
— Почему вы меня сразу оформляете, а не предупреждаете, — возмущается таксист.
Ему вежливо напоминают соответствующую статью правил дорожного движения. Может, забыл правила? Тот сникает и больше в полемику с универсальным полицейским не вступает.
«Новые» полицейские призваны следить за ситуацией на дорогах, но их первостепенная задача — охрана общественного порядка. Задерживают и тех, кто мусорит на улицах. К слову, в последнее время фактов наплевательского отношения, в прямом смысле слова, к своему городу стало меньше. Видимо, что-то меняется в нашем сознании. Да и угодить в кутузку на несколько суток за нарушение тоже не хочется.
Уметь «крутить» жезлом
У всех патрулей новые ра-диостанции с высоким разрешением и кнопкой экстренного вызова, предназначенной для подачи сигнала при нападении на сотрудников полиции. Позывной новый — «Батыс», вместо прежнего «Тоскауыл». Старые рации работали с помехами, не ловили сигнал даже в некоторых районах города. В целом, в работе универсальных полицейских кардинально ничего не изменилось — две смены, в каждом экипаже по три человека, заработная плата сотрудников осталась прежней. Пока универсальные полицейские носят старую форму. С 2014 года их планируют переодеть в современную, удобную одежду. Дизайн формы, которая станет единой, прорабатывается, она станет более практичной. Изменится и головной убор — вместо фуражки будет бейсболка и кепи.
В Атырау уже привезли и обеспечили универсальных полицейских нарукавными шевронами, нагрудными знаками нового образца. Знак разработан МВД совместно с Казахстанским Монетным двором. Он представляет собой восьмиугольное изделие из желтого металла с логотипом органов внутренних дел в центре, содержит индивидуальный код, состоящий из порядкового номера региона с указанием названия подразделения на двух языках. Изготовили жетоны в Монетном дворе в Усть-Каменогорске.
Жезлы выданы только мобильным экипажам. Универсальные полицейские могут останавливать авто жезлом при патрулировании, в дороге. По правилам полицейские должны включить маячки и дать команду остановиться. Иногда сразу остановить машину, нарушившую правила, невозможно, водитель успевает уехать. Тогда соответствующая информация передается ближайшему автопатрулю, и полицейские должны принять меры по задержанию авто. Жезлы в основном используются для ручного регулирования дорожного движения и применяются в случае аварии, непогоды или отключения электроэнергии. Они нужны при проведении целевых отработок совместно с остальными подразделениями органов внутренних дел, другими государственными органами.
Что касается переподготовки бывших дорожных и патрульных полицейских, то ее проходили в школе МВД в сентябре. Возможность работать в новой должности получили не все претенденты. Тем кандидатам, кто прошел предварительный отбор в виде собеседования, прочитали специальный курс лекций для будущих универсальных полицейских. Обязательное условие — наличие водительских прав. Бывшие патрульные обязаны знать не только правила дорожного движения и навыки ручного регулирования, но еще уметь управлять автомобилем. Изу-чали также вопросы обеспечения охраны общественного порядка, соответствующие статьи Административного кодекса РК и другие нормативно-правовые акты. После обучения полицейские сдавали зачеты.
— Я прошел собеседование, учил Правила дорожного движения, — делится сержант Еркебулан Ельтаев. — Каждый день на практике что-то новое замечаю, быстро овладеть всеми знаниями невозможно. Друг у друга учимся.
Например, мобильный экипаж останавливает нарушителя правил дорожного движения: разговаривает с ним и оформляет протокол дорожный полицейский, а патрульные смотрят, как он это делает, таким образом и происходит совмещение практики с учебой. Бывает и обратная ситуация.
Даже отработав трудовую вахту, универсальные полицейские не уходят домой, а около 1,5 часа оттачивают мастерство владения жезлом. Регулировщик должен уметь правильно и четко пропускать автотранспорт, «растасовать» автотранспорт, стоящий в пробке.
Между тем обычных патрульных никто не отменял. На улицах можно увидеть военнослужащих из воинской части 5546 МВД Республики Казахстан. На автотрассах осталась спецрота дорожных полицейских. Они нужны, например, для спецсопровождения автоколонн, официальных делегаций и т.д.
Без перекосов
Приоритетная задача сотрудников автопатрульной службы — общественный порядок. Сначала высказывались опасения, а не ринутся ли стражи порядка на дорогу, чтобы «цепляться» к водителям? Веры в то, что само исчезновение дорожных полицейских в Казахстане приведет к снижению коррупции, мало. Многие атыраусцы уверены, что отныне полиция отбросит такие «неприбыльные» занятия, как патрулирование, и займется сбором «мзды» на дорогах.
— Три года ни разу не останавливали, а тут уже три раза за неделю. Техосмотр есть? Страховка есть? Все есть! А, ну-ка, дыхни, — высказывает мнение водитель частного такси Талгат.
— Я ехал из Ганюшкино в Атырау, меня остановили. Проверили документы, салон, багажник. Было трое сотрудников, — недоволен шофер иномарки.
— А вы ездите, не нарушая, и будет вам счастье, — улыбается горожанка Венера. Она за рулем своей легковушки три года. — Я лично за полицейских, наших сколько камерами не пугай, толку нет, а как проедется машина с мигалками, так сразу все ровно едут.
Ей вторит шофер Асан. Он считает, что объединение служб приведет к положительным результатам. Ведь сотрудники дорожной полиции акцентировали внимание лишь на водителях, тогда как часто ДТП провоцируют именно пешеходы. Он надеется, что универсальные полицейские будут пресекать и нарушения со стороны «безлошадных» участников дорожного движения.
Как выяснилось, за универсальными полицейскими введена целая система контроля, направленная на то, чтобы в их работе не было перекосов.
— Во всех полицейских машинах установлены видеофиксаторы. С помощью раций со встроенной системой GPS можно отследить перемещение каждого экипажа, — информирует заместитель командира батальона Аскар Атамкулов. — Разработаны маршруты патрулирования, связанные и с охраной общественного порядка, и с обеспечением дорожной безопасности. У каждого наряда свой бортовой журнал, свои границы патрулирования, конкретные задачи на период несения службы. Без ведома командира экипаж не может покинуть запланированный маршрут.
Универсальные полицейские предоставляют отчеты — рапорты о проделанной работе — сколько оформлено материалов по линии нарушений правил дорожного движения, по линии административных правонарушений. В настоящее время за смену один мобильный экипаж выявляет примерно 12-13 различных нарушений. Стражи правопорядка не скрывали, что прежде «гонялись» за показателями, за большими цифрами выявленных нарушений. Отныне упор сделан на их профилактику, выявление грубых нарушений ПДД и административных правонарушений.
К слову, в дальнейшем будут устанавливаться и дополнительные видеорегистраторы с новым программным обеспечением. Через центр оперативного управления города Атырау операторы могут посмотреть, что происходит в каждом конкретном салоне автопатруля.
Чужой опыт перезагрузки на дороге
Разумеется, до сих пор не утихают мнения относительно новшества — объединения двух подразделений. Разделение на дорожную и патрульную полиции отсутствует во многих европейских странах. Как известно, при проведении полицейской реформы в Казахстане было решено использовать опыт Грузии. В этой стране, а также США и ряде европейских стран, функции дорожных и патрульных полицейских выполняют универсальные полицейские. Сейчас полиция Грузии состоит из двух подразделений: патрульная полиция и криминальная полиция. Контроль за дорожным движением, как и борьба с нарушителями, возложен на плечи патрульных. В патруле обычно находится двое полицейских, но они постоянно меняются, чтобы избежать сговора ради коррупции. По мнению экспертов, именно реформа ГАИ позволила Грузии покончить со взяточничеством на дорогах.
Однако украинский опыт «универсализации» полиции оказался плачевным: резко выросло количество ДТП, поэтому там все решили оставить по-прежнему.
А какие результаты покажет это новшество в нашей стране — покажет время.
Караван исковерканных судеб
В воскресенье, 17 ноября, колонна из покореженных автомашин на эвакуаторах медленно проехала по улицам Атырау. В Прикаспии отметили Всемирный день памяти погибших в дорожно-транспортных происшествиях.
Дата отмечается по всему миру с 2005 года, а статус ее закреплен специальной резолюцией ООН. А один из благотворительных фондов Британии, а именно фонд «Road Peace», отмечает эту дату еще с 1993 года.
То, что количество страшных аварий на дорогах растет статистика отмечает практически во всех государствах мира. Мероприятия, организуемые в этот день, направлены на привлечение внимания общественности к этой проблеме, напоминанию о необходимости принятия практических мер для снижения уровня смертности на дорогах.
В рамках республиканской акции «Неделя безопасности дорожного движения» в Прикаспии прошел День памяти жертв ДТП. Был проведен ряд мероприятий, направленных на пропаганду соблюдения Правил дорожного движения и профилактику дорожно-транспортного травматизма.
Также в Атырау проведен конкурс на лучшую автошколу региона, в котором приняли участие 14 учебных заведений по подготовке водителей. Конкурс для педагогов и слушателей состоял из трех туров — знание Правил дорожного движения, навыки вождения автомашины, оказание первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП.
— В конкурсе победила автошкола «Автостарт-Атырау», — информирует «ПК» руководитель пресс-службы областного ДВД Гульназира Мухтарова. — Кроме того, в числе призеров отмечены учебные заведения «Кулагер-Атырау», «Ралли-Т», «Ан-Ар-Атырау». Начальник административной полиции ДВД Атырауской области Жанибек Шарипов вручил победителям памятные подарки.
Подготовила Светлана НОВАК,
фото Ануара АБИЛГАЗИЕВА
Теперь полицейские не имеют права останавливать транспорт жезлом, для этого они должны догнать его и по громкой связи попросить остановиться, но у нас в городе как всегда машут палками..