Право

Грядёт новая охота на «бракашей»

В Урало-Каспийской межобластной бассейновой инспекции рыбного хозяйства, в рамках предстоящей операции «Бекіре 2010», прошло совещание ряда природоохранных и силовых госструктур, в ходе которого сообщалось о готовящихся мерах пресечения браконьерской деятельности в казахстанских территориальных водах Каспийского моря, а также на реке Урал.

Как рассказал начальник рыбной инспекции Райымбек Сулейменов, в период осенней путины, которая начнётся 16 августа текущего года, будет организовано 19 передвижных и стационарных постов, в которых задействуют свои силы рыбная инспекция, водная полиция, природоохранная прокуратура, пограничная служба КНБ РК и другие природоохранные государственные структуры. Помимо всего прочего в момент проведения операции будут совершаться облёты акватории Каспия, вестись наблюдение с воздуха. Кроме того, планируется проведение рейдов, в течение которых спрятанные в буйной камышовой растительности прибрежной зоны Каспия плавсредства кустарного производства и не имеющие регистрации будут оцениваться как бесхозные и, соответственно, будут изыматься и ликвидироваться. К уличённым в неправомерном использовании лодок, челноков и прочих «корыт» хозяевам будут применяться строгие административные наказания в виде штрафов.

Были озвучены и результаты оперативных действий природоохранителей и силовиков за период весенней путины этого года. Как стало известно, было выявлено 605 нарушений рыбоохранного законодательства, в следственные органы направлено 52 материала уголовно-наказуемого характера, по ним возбуждено 49 уголовных дел по статьям 183 и 287 УК РК. Помимо того, оперативники изъяли более 1200 незаконных орудий лова и 80 плавсредств кустарного производства. При тралении водоёмов и задержании браконьеров было изъято более сорока тонн рыбы, из которых более трёх тонн приходилось на осетровые породы. 552 «красные» рыбки в живом виде были отпущены обратно в воды Каспия. Повального выхода браконьерских байд, как отмечают в рыбной инспекции, в этот период замечено не было.

Также на совещании шёл разговор и о нормах, которые охватывают мощности моторов, используемых на маломерных судах (моторных лодках). Существуют определённые нормативы, нарушение которых приводит к административной ответственности. В общем, для «моторок» гражданского плана мощность двигателя не должна превышать двадцати лошадиных сил. Промысловые же маломерные моторные лодки должны быть ограничены четырьмя десятками лошадиных сил. Короче говоря, больше сорока «лошадей» — карается законом. Кстати, есть ещё один важный момент — согласно двадцатому постановлению Правительства РК на любой вид плавательных средств, (включая и государственные), при выходе в море должны иметься пропуска от пограничной службы. То есть, пограничники должны быть уведомлены о выходе судна в территориальные воды. Иначе это будет рассматриваться как нарушение законодательства с последующим задержанием.

Есть ещё и проблема связи. Существует международный морской канал связи, которым пользуются все морские и речные суда, имеющие общую, единую для всех, частоту. У нас же, как сообщают в пограничной службе, дело доходит до нелепых казусов, когда даже суда природоохранных и силовых госструктур часто не отвечают на запрос, потому как просто не имеют такого канала, и не знают о нём. В результате чего такое судно принимается за «чужое», с соответствующей реакцией. Хотя там находятся “свои”.

Далее – проблема разрешения промысла на пограничных реках. Одна из таких – река Кигач. Согласно законодательству РК, любой промысел на пограничных реках запрещён. Тем не менее, ряд ответственных природоохранных госорганов разрешения на промысловый лов рыбы всё же выдаёт. Здесь сталкиваются в противоречии два момента – природоохранный и поступление доходов в пользу государства. Сейчас демаркационные работы, определяющие межгосударственные границы двух стран на Кигаче, уже завершены. Со стороны Российской Федерации уже идут предпосылки к тому, чтобы конкретно обозначить запрет промысла в этой зоне. Только пассивное прохождение судов, и не более. С нашей же стороны остаётся согласование действий между пограничной службой и природоохранными госструктурами, выдающими разрешения на промысел. Консенсус должен быть найден.

На совещании высказывались и предложения о постройке причалов в районах населённых пунктов, выходящих к водоёмам. Этот вопрос неоднократно поднимался ещё со времён образования Казахстана, как независимого государства. По сей день многообразие плавсредств в таких районах остаётся в беспорядочном состоянии – где причалил, тому и рад.

И последнее. В настоящее время представители рыбной инспекции вновь взялись за организацию мелиоративного отлова рыбы, замкнутой в замороопасных водоёмах нашей области. (Это водоёмы, которые в своё время отшнуровывались от основной воды и утеряли связь с ней). Заключённая в таких водоёмах рыба, естественно, не имеет возможности вернуться обратно в Урал или Каспий. Согласно постановлению акимата Атырауской области «О некоторых вопросах оказания помощи животным в случаях массовых заболеваний, угрозы их жизни, при стихийных бедствиях и других причин на замороопасных водоёмах области на 2010 год» за субъектами рыбного хозяйства Атырауской области закреплено 114 замороопасных водоёмов. В рамках этого постановления Урало-Каспийская межобластная бассейновая инспекция заключила с пользователями договоры, обязывающие их вносить лепту в спасение запертой в таких прудах водной фауны. Вместе с тем была создана специальная комиссия, в состав которой вошли представители акиматов города Атырау и районов, аппаратов сельских округов, Жайык-Каспийского департамента экологии, а также, представители Атырауского филиала ТОО «КазНИИРХ». Эта комиссия обследует замороопасные водоёмы – отбираются пробы воды на количественное содержание в ней кислорода, и проводится полный химический анализ. В случае возникновения угрозы замора, который неизбежно приведёт к гибели рыбы, документация по обследованию направляется в «КазНИИРХ», где проводится согласование на проведение мелиоративного отлова. Как только дано добро – субъекты рыбного хозяйства приступают к этому отлову. Надо отметить, что под этот отлов попадает только крупная рыба, спасение и транспортировка которой представляет собой непростое дело. Ведь мальков можно отловить, поместить в любые ёмкости, а затем выпустить уже в реку или море. С крупной рыбой сложнее. Таких ёмкостей, где крупная рыба не калечилась бы при транспортировке, у природоохранителей нет. Поэтому лучше уж эту рыбу пустят по линии промыслового дохода субъектов рыбного хозяйства. Чем ждать, пока она погибнет в загрязнённом, наполовину иссохшем замороопасном водоёме. Кстати, в прошлом месяце только с замороопасных водоёмов Махамбетского района было поднято около 180-ти тонн рыбы. Это сазан, судак, сом, карась, лещ, жерех, вобла, щука. На сегодняшний день ряду субъектов рыбного хозяйства уже выдано семь разрешений на мелиоративный отлов.

Евгений САМАРИН

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button