Грядёт новая охота на «бракашей»
В Урало-Каспийской межобластной бассейновой инспекции рыбного хозяйства, в рамках предстоящей операции «Бекіре 2010», прошло совещание ряда природоохранных и силовых госструктур, в ходе которого сообщалось о готовящихся мерах пресечения браконьерской деятельности в казахстанских территориальных водах Каспийского моря, а также на реке Урал.
Как рассказал начальник рыбной инспекции Райымбек Сулейменов, в период осенней путины, которая начнётся 16 августа текущего года, будет организовано 19 передвижных и стационарных постов, в которых задействуют свои силы рыбная инспекция, водная полиция, природоохранная прокуратура, пограничная служба КНБ РК и другие природоохранные государственные структуры. Помимо всего прочего в момент проведения операции будут совершаться облёты акватории Каспия, вестись наблюдение с воздуха. Кроме того, планируется проведение рейдов, в течение которых спрятанные в буйной камышовой растительности прибрежной зоны Каспия плавсредства кустарного производства и не имеющие регистрации будут оцениваться как бесхозные и, соответственно, будут изыматься и ликвидироваться. К уличённым в неправомерном использовании лодок, челноков и прочих «корыт» хозяевам будут применяться строгие административные наказания в виде штрафов.
Были озвучены и результаты оперативных действий природоохранителей и силовиков за период весенней путины этого года. Как стало известно, было выявлено 605 нарушений рыбоохранного законодательства, в следственные органы направлено 52 материала уголовно-наказуемого характера, по ним возбуждено 49 уголовных дел по статьям 183 и 287 УК РК. Помимо того, оперативники изъяли более 1200 незаконных орудий лова и 80 плавсредств кустарного производства. При тралении водоёмов и задержании браконьеров было изъято более сорока тонн рыбы, из которых более трёх тонн приходилось на осетровые породы. 552 «красные» рыбки в живом виде были отпущены обратно в воды Каспия. Повального выхода браконьерских байд, как отмечают в рыбной инспекции, в этот период замечено не было.
Также на совещании шёл разговор и о нормах, которые охватывают мощности моторов, используемых на маломерных судах (моторных лодках). Существуют определённые нормативы, нарушение которых приводит к административной ответственности. В общем, для «моторок» гражданского плана мощность двигателя не должна превышать двадцати лошадиных сил. Промысловые же маломерные моторные лодки должны быть ограничены четырьмя десятками лошадиных сил. Короче говоря, больше сорока «лошадей» — карается законом. Кстати, есть ещё один важный момент — согласно двадцатому постановлению Правительства РК на любой вид плавательных средств, (включая и государственные), при выходе в море должны иметься пропуска от пограничной службы. То есть, пограничники должны быть уведомлены о выходе судна в территориальные воды. Иначе это будет рассматриваться как нарушение законодательства с последующим задержанием.
Есть ещё и проблема связи. Существует международный морской канал связи, которым пользуются все морские и речные суда, имеющие общую, единую для всех, частоту. У нас же, как сообщают в пограничной службе, дело доходит до нелепых казусов, когда даже суда природоохранных и силовых госструктур часто не отвечают на запрос, потому как просто не имеют такого канала, и не знают о нём. В результате чего такое судно принимается за «чужое», с соответствующей реакцией. Хотя там находятся “свои”.
Далее – проблема разрешения промысла на пограничных реках. Одна из таких – река Кигач. Согласно законодательству РК, любой промысел на пограничных реках запрещён. Тем не менее, ряд ответственных природоохранных госорганов разрешения на промысловый лов рыбы всё же выдаёт. Здесь сталкиваются в противоречии два момента – природоохранный и поступление доходов в пользу государства. Сейчас демаркационные работы, определяющие межгосударственные границы двух стран на Кигаче, уже завершены. Со стороны Российской Федерации уже идут предпосылки к тому, чтобы конкретно обозначить запрет промысла в этой зоне. Только пассивное прохождение судов, и не более. С нашей же стороны остаётся согласование действий между пограничной службой и природоохранными госструктурами, выдающими разрешения на промысел. Консенсус должен быть найден.
На совещании высказывались и предложения о постройке причалов в районах населённых пунктов, выходящих к водоёмам. Этот вопрос неоднократно поднимался ещё со времён образования Казахстана, как независимого государства. По сей день многообразие плавсредств в таких районах остаётся в беспорядочном состоянии – где причалил, тому и рад.
И последнее. В настоящее время представители рыбной инспекции вновь взялись за организацию мелиоративного отлова рыбы, замкнутой в замороопасных водоёмах нашей области. (Это водоёмы, которые в своё время отшнуровывались от основной воды и утеряли связь с ней). Заключённая в таких водоёмах рыба, естественно, не имеет возможности вернуться обратно в Урал или Каспий. Согласно постановлению акимата Атырауской области «О некоторых вопросах оказания помощи животным в случаях массовых заболеваний, угрозы их жизни, при стихийных бедствиях и других причин на замороопасных водоёмах области на 2010 год» за субъектами рыбного хозяйства Атырауской области закреплено 114 замороопасных водоёмов. В рамках этого постановления Урало-Каспийская межобластная бассейновая инспекция заключила с пользователями договоры, обязывающие их вносить лепту в спасение запертой в таких прудах водной фауны. Вместе с тем была создана специальная комиссия, в состав которой вошли представители акиматов города Атырау и районов, аппаратов сельских округов, Жайык-Каспийского департамента экологии, а также, представители Атырауского филиала ТОО «КазНИИРХ». Эта комиссия обследует замороопасные водоёмы – отбираются пробы воды на количественное содержание в ней кислорода, и проводится полный химический анализ. В случае возникновения угрозы замора, который неизбежно приведёт к гибели рыбы, документация по обследованию направляется в «КазНИИРХ», где проводится согласование на проведение мелиоративного отлова. Как только дано добро – субъекты рыбного хозяйства приступают к этому отлову. Надо отметить, что под этот отлов попадает только крупная рыба, спасение и транспортировка которой представляет собой непростое дело. Ведь мальков можно отловить, поместить в любые ёмкости, а затем выпустить уже в реку или море. С крупной рыбой сложнее. Таких ёмкостей, где крупная рыба не калечилась бы при транспортировке, у природоохранителей нет. Поэтому лучше уж эту рыбу пустят по линии промыслового дохода субъектов рыбного хозяйства. Чем ждать, пока она погибнет в загрязнённом, наполовину иссохшем замороопасном водоёме. Кстати, в прошлом месяце только с замороопасных водоёмов Махамбетского района было поднято около 180-ти тонн рыбы. Это сазан, судак, сом, карась, лещ, жерех, вобла, щука. На сегодняшний день ряду субъектов рыбного хозяйства уже выдано семь разрешений на мелиоративный отлов.
Евгений САМАРИН