Чем вам помочь?
Зачем в судебную систему запускают программу робота? Какие новшества внедряют для обучения будущих стражей правопорядка? Что изменится в подходе во взаимоотношениях граждан и сотрудников полиции?
В Казахстане уже проделан большой объем работы по реформе судебной и правоохранительной системы, однако реформы на этом не заканчиваются. Ведь состояние законности и верховенства права – это важные задачи, которые стоят перед государством. А на протяжении многих лет полицию кто только не критикует. Действительно, действия сотрудников правоохранительных органов вызывают недовольство людей. Поэтому в переменах заинтересованы сами правоохранители.
Беспристрастность и неотвратимость наказания
В 2020 году Главой государства в рамках Послания «Казахстан в новой реальности: время действий» был дан ряд конкретных поручений. В их числе – переход к трехзвенной модели уголовного процесса, дальнейшие судебные реформы, обеспечение независимости судей, построение новой модели полиции. По этим задачам ведется системная работа. В прошлом году был разработан и принят закон о внедрении трехзвенной модели уголовного процесса. Что представляет собой эта модель? Следствие, прокуратура, суд. Первое звено – органы, ведущие досудебное расследование, которые пресекают, выявляют преступления, задерживают преступников. Второе звено – прокуратура, которая дает оценку собранным следствием материалов, принимает ключевые процессуальные решения и поддерживает обвинение в суде. При этом пресекает на ранних стадиях нарушения прав людей. Третье звено – суд, к компетенции которого отнесено санкционирование действий правоохранительных органов и осуществление правосудия. Что главное в этой системе? Каждое последующее звено, будучи контрольным по отношению к предыдущему, не связано с его действиями и решениями, тем самым должна сохраняться беспристрастность. Такая модель позволяет эффективно защищать конституционные права человека и избавлять от незаконного преследования. Новшество начало постепенно действовать с начала нынешнего года. С помощью усовершенствованного прокурорского фильтра своевременно обеспечена защита прав многих людей, не позволив вовлечь их в орбиту уголовного преследования.
Отметим, что это далеко не первое изменение правоохранительной и судебной систем. Трехзвенная модель вводится поэтапно, так как надо соблюсти баланс между обеспечением прав граждан и неотвратимостью наказания виновных лиц. Надо учитывать все плюсы и минусы. По ряду особо тяжких преступлений нововведение планируется осуществить со следующего года, с 2023 года – по коррупционным, а с 2024 года – по всем остальных категориям уголовных правонарушений.
По новому подходу суду предлагается передать не все дела, как сейчас, а только обвинительный акт и акт защиты. По гражданскому процессу вводится «досудебный протокол». В странах, использующих этот проект, многие споры не доходят до суда. Ведь стороны должны до суда раскрыть друг другу все доказательства. В результате они много раз подумают, прежде чем доводить спор до суда. Межтерриториальная подсудность – сейчас в судах любое дело делит не председатель, а рандомно IT-система, которая по сути является антикоррупционным инструментом.
Роботы в суде
Стоит отметить, что на одном из брифингов официальный представитель Верховного суда РК Айдос Садвакасов обратил внимание, что предлагается распределить дела между всеми судами страны по их специализации. Например, если истец и ответчик из Шымкента, их заявление рассматривается в Петропавловске или Уральске. Какие ожидания? При рассмотрении судебных дел должны снизиться протекции и покровительства, и увеличится количество справедливых решений.
Намечается запустить проект смарт-помощник судьи. То есть в судебную систему внедрят программу робота. Для этого отбираются дела, не требующие рассмотрения судьёй – это дела, например, касающиеся вопросов об условно-досрочном освобождении, санкциях и выезде из страны. Это можно осуществить с помощью автоматизированной программы. Небезынтересно узнать, как именно? Очень просто. Робот подготавливает решение по делу, судья его проверяет и ставит подпись. Если допущены технические ошибки, судья может его пересмотреть.
Следующий проект – цифровой анализ, разработанный совместно с НПП «Атамекен». Такой сервис поможет прогнозировать, чем закончатся судебные споры. Стороны таким образом определяют, необходимо ли дальнейшее судейство.
Кроме того, пересматривается даже система финансирования судов. Бюджет судов намерены определять уже не в виде абсолютной цифры, а в виде процентной доли расходов, выделяемых всем государственным органам. Так что это – еще один шаг к тому, чтобы судебная система была независима от власти. Ранее в судебную систему были внедрены элементы проектного менеджмента, и, прежде всего, суд рассматривался как организация. Как и в любой организации, в ней три этапа «доход – процесс – расход». Доход –дела, поступающие в суд, поступление новых судейских кадров, инфраструктура и сервис судов. Процесс – стадия судопроизводства. Расход – это заключительные судебные акты. Совместно с экспертами был проведён всесторонний, детальный анализ по данным этапам. Выяснилось, что 70 процентов поступающих дел могли бы решиться без вмешательства суда. Как акцентировал А. Садвакасов, значит, судьи занимались лишней работой. В обществе возникли различные вопросы, касающиеся личностных качеств и профессионального уровня новых судей. А здания и сервисы судов не отвечали современным требованиям. В итоге для решения этих вопросов было принято более тридцати законов, усилена система отбора судей, укреплена материально-техническая база судов. Отныне доступ слабых юристов к судейской карьере был закрыт.
Стало известно, что в настоящее время в стране существуют вакансии судей, точнее 13 процентов от всего штата судей республики. Позиция Верховного суда такова, что лучше пусть место будет свободным, чем занято кем попало.
Пусть меня научат стать классным шерифом
Другое направление в модернизации органов внутренних дел – кадровая подготовка будущих полицейских. По поручению Елбасы ведомственное образование было оптимизировано. К началу модернизации насчитывалось 12 учебных заведений, сегодня оставили только пять лучших. В том числе три академии, расположенные в Алматы, Караганде и Костанае, а также Актюбинский юридический институт и Шымкентский учебный центр. В МВД отказались от подготовки по программам бакалавриата (за исключением Карагандинской академии), и теперь, чтобы надеть погоны, студентам юридических факультетов достаточно будет пройти ускоренные курсы. В полицию принимают выпускников вузов и направляют на 3-6-месячные курсы первоначального обучения, в зависимости от специализации. В Караганде осуществляется подготовка следователей и криминалистов, в Алматы – оперативных и технических сотрудников, в Костанае – сотрудников административной полиции и КУИС, в Актобе – административной полиции, а Шымкенте – службы охраны. Внедрены практикоориентированные учебные программы и новые специальные курсы и дисциплины. Отныне будущие стражи порядка изучают специальную тактическую и психологическую подготовку, изучают инфокоммуникационные технологии, а также развивают свои коммуникативные навыки. МВД заключило 33 меморандума с рейтинговыми вузами о сотрудничестве в подготовке кадров, тем не менее, единственное, что прописали, чтобы они преддипломную практику проходили в органах внутренних дел. Это важно, так как нужно проводить собеседование. Такие меры должны помочь сократить расходы на образование почти на 3 миллиарда тенге. Во всяком случае, в Министерстве внутренних дел на это надеются.
В парке – человек в погонах
Сегодня ставится задача – изменить принципы работы полицейских. По словам начальника департамента полиции Атырауской области Хамзы Умбеткалиева, осуществляется перевод местной полицейской службы на сервисную модель работы, где первостепенная роль отведена участковым инспекторам, и обеспечение «шаговой доступности» полиции». Также в Атырау стационарные посты полиции расположили в самых оживленных участках города, то есть максимально ближе к людям.
Для освобождения от непрофильных функций полицейские уже передали в конкурентную среду множество ранее охраняемых объектов. В их числе – городские акиматы, склады спецмедснабжения и другие. Штатная численность полиции в республике сокращена почти на 3 тысячи человек. Однако реформы на этом не заканчиваются, в частности, по передаче функций полицейских в сфере миграции и медицинского обеспечения осужденных Министерствам труда и социальной защиты населения, а также здравоохранения. Функции полицейской службы должны быть направлены на предупреждение правонарушений, охрану общественного порядка, своевременное оказание помощи населению. А работа полицейских должна строиться на принципах доступности, прозрачности, и вот оно (!) –доброжелательности.
Кстати, гражданские активисты предлагают полностью изменить подход к полицейской службе. Если главный полицейский страны для своих подчиненных поставил восемь задач, в том числе организовать пешее патрулирование дворов, парков, улучшить работу участковой полиции, усилить контроль за безопасностью дорожного движения и качеством досудебного расследования, то активисты считают, что надо постараться измениться таким образом, чтобы повысить уровень доверия людей. Так что ждем от полицейских такого обращения: «Чем вам помочь?».
Ни один аспект социально-экономического развития не может быть успешно реализован без верховенства закона и гарантирования безопасности наших граждан. «Слышащее государство» – это, по сути, концепция строительства «Справедливого государства». Недостаточно просто слышать и видеть проблемы граждан, главное – правильно и объективно реагировать на них. Впереди большая работа по разработке новых стандартов служения государства интересам граждан. Правоохранительная и судебная системы играют в этом ключевую роль. Реформы здесь абсолютно необходимы
Из Послания Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана
«Казахстан в новой реальности: время действий», 1 сентября 2020 г.
Светлана НОВАК