Богатства под ногами
На расширенном совещании по социально-экономическому развитию страны Глава государства Касым-Жомарт Токаев отметил необходимость перехода к реальной рыночной экономике, нацеленной на обеспечение нужд граждан, поэтому впереди сложный период. Разрыв традиционных экономических и логистических связей сопровождается рекордной инфляцией, замедлением мировой экономики, нарастанием долгового бремени государств. Множатся торговые барьеры, растет взаимное недоверие между странами. Какие меры нужно предпринять, чтобы изменить сложившуюся ситуацию? Мы попросили поделиться своей точкой зрения руководителя крупного сельскохозяйственного предприятия Прикаспия «Атырауагроөнімдері» Владимира РОЗМЕТОВА.
— Владимир Федорович, в своем выступлении Глава государства заострил проблему такого характера, что в западных регионах молодежь хочет работать только в нефтяной сфере, и что это неправильно.
— Я все слова нашего Президента поддерживаю. Он очень правильно говорит и дальновидно. Сейчас молодежь живет только сегодняшним днем. А у нефтяных компаний крупные стройки заканчиваются. Штаты для работы уже набраны, новых вакансий для молодежи там, соответственно, уже нет. Зато много дел в сельскохозяйственной отрасли, там нужны хорошие специалисты. Президент объявил же о поддержке развития села, почему молодым людям не воспользоваться моментом и не выбрать профессию, которая всегда будет их кормить? Что нужно для развития села в первую очередь? Основываясь на своем огромном опыте, могу сказать, что монополисты должны относиться с пониманием к теме развития сельской отрасли. Конечно, на селе есть льготы на газ, электричество и воду, но они очень малые, можно сказать, даже крохи. Дороговизна этих благ цивилизации, основных для развития сельского хозяйства, как раз ее и тормозят. Люди не могут начать свое дело на земле, потому что не подступиться по ценам на газ, воду и свет.
— Например?
— Содержание одного гектара теплицы обходится в чуть более одного миллиона тенге. А помимо расходов уже названных, нужно закупать удобрения, платить зарплаты. Так вот, на обслуживание наших теплиц в месяц мы тратим три миллиона тенге. Такую нагрузку малый и средний бизнес уж точно не выдержит. Самые главные затраты — 72 процента — это именно энергоресурсы. Считаю, такие расходы нужно снизить хотя бы до уровня тридцати процентов.
— Президент, касаясь вопроса насыщения рынка отечественной продукцией, удешевлению факторов их производства, отметил, что необходимо подходить комплексно, вдумчиво, без лозунгов и обещаний. Нужно пройтись по всей цепочке от производства до реализации и понять, что приводит к удорожанию. Что можно сделать в этом направлении?
— Можно субсидировать самих монополистов, чтобы государство им доплачивало, и они цены для сельскохозяйственного предпринимательства снизят до уровня доступных. Да еще не должен каждый крестьянин или малый бизнес бегать с бумагами по кабинетам и доказывать, что у него есть теплица. Очень быстро надо все делать. Мы в свое время — в 2005 году — сделали недопустимую ошибку, распустив совхозы и колхозы. Вот белорусский опыт другой, они их оставили, и такие хозяйства процветают, из села никто не уходит. Нам надо быстро все это возродить, создавать крупные хозяйства, перерабатывающие предприятия, конечно, с помощью государства. В западных областях развито животноводство, однако шкуры, шерсть некуда девать, и все это добро гниет. Может, государство поможет создать в каждом регионе перерабатывающие предприятия и передаст предпринимателям в доверительное управление? В итоге работники сельскохозяйственной отрасли будут заинтересованы в том, чтобы не выбрасывать ценное сырье. Из шерсти можно, к примеру, изготавливать войлок, а из войлочного материала — утеплитель, раньше же делали, но все забросили. Сейчас такие времена, что надо все у себя создавать, не завозить извне.
Я думаю, если государство совместно с предпринимателями уделит большое внимание селу, то отток сельчан из своих населенных пунктов прекратится. Наши сельские жители не особо хотят уезжать, вот лишь отсутствие работы и перспектив вынуждают их перебираться в города, устраиваться не только в нефтяной сектор, да в любой, лишь бы заработать денег. Возле нашего рынка стоят парни и девушки, приехавшие из глубинки, ищут временную работу. Если бы была работа в селе, они бы никуда не уезжали.
— Президент страны еще подчеркнул, что мы живем в очень трудное время, что нужно создать прочный фундамент для качественного экономического роста. Вот за бортом доступного банковского кредитования остается малый и средний бизнес. А ваше мнение какое?
— У начинающих сельских предпринимателей нет возможности брать кредиты в банках, деньги надо возвращать с процентами. Да и какая это быстрая прибыль у сельского хозяйства — не один год уйдет, прежде чем все это раскрутится, соответственно, появятся дополнительные финансовые средства на погашение кредита. Это я говорю исходя из своего опыта. Откуда же тогда деньги брать? Нефтяники, газовики, вообще, крупные компании должны поделиться прибылью именно для развития сел. Пускай компании деньги дают, так как долгие тридцать лет сельский житель, уходя из села, работая на заводы, помогал подняться этим крупным предприятиям. Теперь надо создать специальный сельскохозяйственный фонд, и крупные фирмы должны какой-то определенный процент из своей прибыли отчислять хотя бы в ближайшие три года. И потом на заседаниях с участием депутатов, представителей совета аксакалов определять, куда направить эти деньги. Что называется, богатства под ногами, только нужно использовать их с умом. И тогда все у нас получится, и жизнь людей станет лучше.
Светлана НОВАК