Озеленение касается всех и каждого

Зеленые насаждения для нашей экологически неблагополучной области  имеют особое значение. Если для жителей других областей это в основном спасение от зноя и пыли, то у нас это существенная защита от вредного воздействия нефтегазовых комплексов, расположенных на территории области.

Вопросам создания зеленого пояса вокруг нефтехимических объектов и общего озеленения территории области было посвящено совещание с участием первого заместителя акима области Болата Даукенова.

Сегодня вопросы озеленения территории, создание зеленого пояса населенных пунктов стали приоритетной задачей государства. В этом направлении у нас ведутся определенные работы, но их должно быть значительно больше. Из доклада начальника управления природных ресурсов и регулирования природопользования Ербола Куанова стало известно о том, что в претворении в жизнь поставленных задач немало проблем.

На территории Атырауской области государственный лесной фонд занимает всего 0,44 процента площади. Это в основном пойменные леса, расположенные по берегам рек Урал, Кигач и Ойыл. Защитой, расширением и посадкой леса в области заняты 110 человек, работающих на государственных предприятиях города Атырау, Индерского и Курмангазинского районов по защите лесного и животного мира. В 2003 году эти предприятия были переданы из республиканского бюджета в областную коммунальную собственность.

Ежегодно лесники согласно плану на 60 га лесного фонда высаживают саженцы, на 150 га производят работы, способствующие природному росту лесов, на лесных питомниках выращивают по 50 тысяч саженцев для посадок. Эти саженцы затем выращиваются на лесных участках и выдаются по запросу физических и юридических лиц.

В рамках реализации программы «Жасыл ел» ежегодно на бюджетные средства также проводятся работы по озеленению. Только в этом году для города Атырау и районов области из республиканского и областного бюджетов было выделено в общей сложности 210 млн. тенге.

Теперь о проблемах

Согласно заданию Правительства РК Министерство сельского хозяйства внесло предложение о создании зеленого пояса вокруг всех областных центров и городов республики. Ученые и непосредственная практика доказали, что зеленый пояс спасает населенные пункты от пыли, создает микроклимат. В нашем случае для защиты от вредного влияния Карабатанского нефтегазового комплекса было принято решение о создании зеленого пояса вдоль канала Соколок. Областной бюджет выделил средства для подготовки ТЭО. На проведенном в прошлом году совещании было принято решение о том, что реализацией проекта будет заниматься основной оператор проекта строительства завода — компания «Аджип ККО» и НК «КазМунайГаз». Уже в декабре 2008 года областной акимат направил готовое ТЭО в названные компании, в последующем в течение прошедшего периода было направлено 6 писем с просьбой об ускорении работ. Но до сих пор ничего не сделано. «Аджип ККО» свою бездеятельность оправдывает сменой оператора проекта, а «КазМунайГаз» вообще игнорирует все обращения.

Из ответов «Аджипа» выясняется, что их не устраивает затратная часть в проекте строительства зеленого пояса, к примеру, по их подсчетам,  экономически неэффективно поливать деревья из канала, сообщил Ербол Куанов.

Присутствовавший представитель компании «NCOC» заявил, что они готовят письмо, где будут оговорены все спорные пункты.

-Я прошу донести до вашего руководителя, — заметил Б.Даукенов, — что прежде чем написать письмо, пусть еще раз пересмотрят свои позиции, обсудят. И пусть в письме четко укажут, будут они заниматься проектом или нет. Если да, то все возникшие спорные моменты можно обсудить, найти оптимальные решения. Можно понять, если необходимо уменьшить площадь защитной зоны, выбраны не те саженцы, или обычный полив заменить экономичным методом капельного орошения и т.д. Прошел год, но движения, добрых намерений я не вижу. А общественность, жители области ждут. Потому что вопрос злободневный, касающийся будущих поколений. На недавней встрече ваше руководство согласилось, что 4 млрд. тенге, необходимые на создание защитной зоны, это капля в море по сравнению со стоимостью проекта в 10 млрд. долларов, так что нужно быстро разобраться, подчеркнул первый заместитель акима области.

Для эффективного озеленения существуют специальные нормативы «Площадь и состав зеленого пояса в населенных пунктах», но в районах они не берутся за основу при проведении озеленительных работ. Единственный хороший пример имеется в селе Махамбет, но сегодня из-за отсутствия должного ухода и там ситуация ухудшается.

Между тем решением областного маслихата от 8 декабря 2006 года были утверждены «Правила защиты, ухода и посадки зеленых насаждений в населенных пунктах Атырауской области», которые на деле не выполняются. Нет налаженной системы по посадке, уходу за насаждениями, в исполнительных органах населенных пунктов не созданы структуры для организации работ.

Также  по закону об архитектуре и градостроительстве и строительстве в РК каждый промышленный объект должен иметь санитарно-защитную зону. Причем создание защитной зоны, благоустройство и озеленение по требованиям закона должны обеспечить владельцы объектов.

Согласно принятым в июле 2005 года санитарным нормам и правилам объекты 4-5 классов должны озеленить не менее 60 процентов площади от своей территории, объекты 2-3 класса — не менее 50 процентов. А объекты, чьи санитарные зоны превышают 1000 метров, не менее 40 процентов земли должны определять под зеленый пояс. Если бы все вышеназванные нормы и правила выполнялись, то наш город был бы намного богаче на зеленые насаждения.

Об этом наглядно говорят санитарные зоны крупных природопользователей. Вредное влияние на окружающую среду и здоровье жителей от деятельности АНПЗ, расположенного в черте города, невозможно отрицать. Несмотря на то, что завод работает на протяжении 60 лет, ни один из его руководителей не поднял вопрос и не создал санитарную защитную зону. Впервые этот вопрос был поднят в 2007 году на заседании комиссии по защите окружающей среды, в результате было дано задание руководству завода в течение 2008-2010 годов привести в порядок и озеленить санитарную зону завода. Но решение вопроса затягивается, и высаженные в этом году лесопосадки не стали ключевым решением проблемы.

-Если эти правила утверждены маслихатом, почему не требуется исполнение? А ведь существует хороший рычаг воздействия на любое предприятие в вопросе озеленения своей территории. С наличием такого правового документа нам надо перейти от уговоров к требованию выполнения, — заявил Б.Даукенов.

Как сообщил Ербол Куанов, меры воздействия к нарушителям правил предъявляются уполномоченным органом — территориальной инспекцией лесного и охотничьего хозяйства. При невыполнении требований вопрос решается в судебном порядке. Чтобы решить проблему по озеленению территории объектов, необходимо просто направить 30-40 материалов в суд, пускай разбираются.

Болат Асылович поручил правовому отделу и лесной инспекции изучить правовое содержание документов, затем направить их для применения в город и районы области.

Как известно, модернизацией АНПЗ займутся китайцы, в течение полугода откроется филиал китайской компании. Так вот, китайцы намерены начинать свою работу именно с создания санитарно-защитной зоны. Первый этап заключается в посадке санитарной зоны на площади 96 га земли, второй этап также охватывает большую территорию – 95 га. В 2010 году начнется непосредственное ведение работ, которые будут завершены к 2012 году. На сегодня с местным исполнительным органом власти решен вопрос о выделении участка в 105 га земли. Вот пример для компании «NCOC», с чего должны начинаться работы по строительству нефтехимических объектов.

Кто-то занимается, а кто-то не занимается вопросом создания санитарно-защитной зоны. Изучить эту проблему легко, достаточно ознакомиться с суммами выделения средств на предприятиях на мероприятия по озеленению. Предстанет полная картина: кто не выделяет или выделяет незначительные средства. Снижать расходы на эти мероприятия никому не позволено, предупредил Болат Даукенов. Сделать анализ по предприятиям по этому поводу он поручил Е.Куанову.

Далее речь зашла о ситуации, когда во всех проектах строительства объектов предусмотрены работы по озеленению, но они не выполняются. При сдаче объекта представители экологического департамента подписываются формально, не убедившись в проведении озеленительных работ.

По озвученным проблемам было дано задание управлению природных ресурсов и регулирования природопользования совместно с территориальной инспекцией лесного хозяйства начать работу по выполнению принятых правовых документов по обеспечению объектов санитарно-защитной зоной.

Заместитель начальника территориальной инспекции Тимур Мусин сообщил о проблемных моментах: это нехватка квалифицированных кадров, имеющиеся кадры являются практиками, поэтому не всегда  справляются с возложенными задачами и вопросами. Необходимо расширять работу лесопитомников, чтобы обеспечить будущие леса саженцами местного происхождения. Сегодня неприживаемость саженцев можно объяснить тем, что они не подходят к нашим климатическим условиям, так как выращены за пределами области. Также он сообщил, что «Аджип ККО» зря сомневается в перспективах осуществления полива будущих лесопосадок через канал Соколок. Проблема в том, что специалист от КГП «Су Шар» просто не смог доступно разъяснить имеющуюся информацию. Возможности есть. Т.Мусин  попросил еще раз вернуться к этой теме.

На совещании было подчеркнуто, что надо продолжать работу по озеленению территории области и города. Присутствующие представители районов должны прозвучавшую информацию донести до своих руководителей и вплотную заняться озеленением.

-Кто будет озеленять нашу территорию, если не мы сами? Поэтому все предприятия-нарушители, не занимающиеся выполнением норм и правил по озеленению территории, будут наказаны. Весной будущего года еще раз соберемся по этому поводу, с подведением итогов проведенных работ и с наметкой предстоящих работ, — резюмировал совещание Болат Даукенов.

Алма ТУРГАНОВА