ЗА ПРОЕЗД ПЕРЕДАЕМ…
Журналистика, как никакая другая профессия, дает человеку много удивительных возможностей. И одна из них позволила мне стать кондуктором маршрутного автобуса, не только хорошо войти в эту роль, но и окунуться в эту сложную специфическую работу.
Нелегкая миссия
В шесть утра водитель маршрутки 30 «А», который является хозяином автобуса, забрал меня из дома. Диспетчеру, ждавшему нас на конечной остановке, в обязанности которого входит проверка маршрутов и учет рейсов, водитель представил меня как нового кондуктора. Все частные микроавтобусы расположились в порядке очереди. Нам посчастливилось ехать третьими.
До отправки автобуса я привела салон в порядок и успела познакомиться с кондукторами других автобусов. «Коллеги» снабдили меня множеством полезных советов, которые действительно пригодились мне в течение рабочего дня.
— Иногда бывают клиенты, которые придираются ко всяким мелочам, в такой ситуации старайся обойтись без скандалов, — поделилась одна из кондукторов.
В 7.30 наш автобус отправился в путь. Мы попали в час пик, когда горожане торопятся вовремя попасть на работу. Уже во время первого рейса я пришла к выводу, что у кондуктора очень ответственная работа. Необходимо было быстро ориентироваться, собирая деньги за проезд и выдавая сдачу, при этом не ошибиться, правильно и громко объявлять следующую остановку. Среди пассажиров встречались и любители прокатиться бесплатно, и забывчивые граждане. В таких ситуациях приходилось вежливо, но твердо требовать оплатить проезд.
Летний период водители автобусов называют «мертвым сезоном». Причина простая: все студенты (основная часть денег поступает именно от них) на каникулах, а большинство работающих — в отпусках. Поэтому в некоторые дни план не удается выполнить. Действительно, во второй половине дня пассажиров стало меньше. К некоторым остановкам наш автобус прибывал пустым. Чтобы освоить план на 100 процентов, мне приходилось зазывать людей, на этой работе поневоле становишься шустрым. Впрочем, смена профессии и обстановки повлияла на мое настроение, даже появился азарт.
А как же без конфликтов?
Пассажиры в мою смену попадались разные, в основном, недовольные, ворчливые. Во время работы не раз столкнулась с конфликтными ситуациями. Чтобы избавиться от тяжелых монет, приходилось давать сдачу в виде мелочи, из-за чего выслушивала жалобы клиентов.
— Куда я эти копейки положу? У вас вечно так, — громко кричала пожилая женщина.
Некоторые клиенты придирались к тому, что я путалась и неправильно произносила названия остановок.
— Выучи сначала названия, прежде чем выходить на работу, — грозно заявил мужчина около 40 лет.
Пришлось вспомнить советы «коллег» и промолчать, хотя иногда мне не удавалось удержаться от едкого ответа.
Во время рейса приходилось вежливо просить молодых ребят с наушниками или тех, кто специально, а, может, и нет, смотрели в окно, спали, игнорируя пассажиров, уступить место старшим. Любопытно, что иногда мне удавалось даже выявить и пресечь действия воров, ездивших в автобусе. Вот так!
В будничной суете человек не обращает внимания на всевозможные мелочи, привычно обвиняя коммунальные или другие службы во всех бедах: и город у нас грязный, и автобусы плохие, и цены высокие. Но если посмотреть правде в глаза, то мы и за собой-то не особо следим. К примеру, будучи на своей «новой работе», отметила одну деталь: пассажиры оставляют за собой горы мусора: пустые пластиковые бутылки, пакеты, обертки от конфет. И почему-то никто за это не несет ответственности, никого не штрафуют. Набравшись терпения, я отправилась убирать за нашими «культурными» горожанами.
Удивительно, но для людей, которые работают по 14-15 часов в день, никаких условий нет. Даже элементарных удобств для водителей и контролеров не предусмотрено. Из-за неудобного графика иногда даже приходится пропускать обеденный перерыв.
В тот день на линию вышло только 6 пассажирских микроавтобусов. За 8 минут отдыха на конечной остановке сотрудники должны были успеть пообедать, сходить в уборную и убраться в салоне до следующего рейса. Мне еще повезло, что я «работала» в летнее время, не представляю, как они умудряются пережить суровые атырауские зимы…
Повторюсь, работать в таких условиях очень и очень сложно. Однако оставить свой тяжелый бизнес владельцы автобусов не могут, поскольку на эти средства они кормят свои семьи.
— У меня двое детей учатся в высших учебных заведениях, а младший переходит во второй класс. Надо оплачивать учебу, кормить их, покупать все необходимое. Приходится терпеть неудобства из-за денег, — сетует хозяйка, которая при этом является и кондуктором одного из маршрутных автобусов.
В утренний час пик и под вечер приходилось набирать в салон большое количество пассажиров из-за недостатка машин. Как говорят сами водители, оставить спешащего на работу или домой жалко. А из-за таких форс-мажорных обстоятельств транспортные средства приходится часто ремонтировать. На сон и отдых ежедневно отводится 9 часов, затем — снова в путь.
…К вечеру я вернулась домой совершенно изнеможденная. После 14-часовой работы устало пересчитывала заработанные деньги. К счастью, план я сдала. Хозяин маршрута даже выдал мне мою маленькую зарплату. Один позитивный момент за весь день.
Ляззат САЛИМОВА,
фото Ануара АБИЛГАЗИЕВА