ОбществоСпециальный репортаж

ЗА ПРОЕЗД ПЕРЕДАЕМ…

Журналистика, как никакая другая профессия, дает человеку много удивительных возможностей. И одна из них позволила мне стать кондуктором маршрутного автобуса, не только хорошо войти в эту роль, но и окунуться в эту сложную специфическую работу.

 

Нелегкая миссия

В шесть утра водитель маршрутки 30 «А», который является хозяином автобуса, забрал меня из дома. Диспетчеру, ждавшему нас на конечной остановке, в обязанности которого входит проверка маршрутов и учет рейсов, водитель представил меня как нового кондуктора. Все частные микроавтобусы расположились в порядке очереди. Нам посчастливилось ехать третьими.

До отправки автобуса я привела салон в порядок и успела познакомиться с кондукторами других автобусов. «Коллеги» снабдили меня множеством полезных советов, которые действительно пригодились мне в течение рабочего дня.

— Иногда бывают клиенты, которые придираются ко всяким мелочам, в такой ситуации старайся обойтись без скандалов, — поделилась одна из кондукторов.

В 7.30 наш автобус отправился в путь. Мы попали в час пик, когда горожане торопятся вовремя попасть на работу. Уже во время первого рейса я пришла к выводу, что у кондуктора очень ответственная работа. Необходимо было быстро ориентироваться, собирая деньги за проезд и выдавая сдачу, при этом не ошибиться, правильно и громко объявлять следующую остановку.  Среди пассажиров встречались и любители прокатиться бесплатно, и забывчивые граждане. В таких ситуациях приходилось вежливо, но твердо требовать оплатить проезд.

Летний период водители автобусов называют «мертвым сезоном». Причина простая: все студенты (основная часть денег поступает именно от них) на каникулах, а большинство работающих — в отпусках. Поэтому в некоторые дни план не удается выполнить. Действительно, во второй половине дня пассажиров стало меньше. К некоторым остановкам наш автобус прибывал пустым. Чтобы освоить план на 100 процентов, мне приходилось зазывать людей, на этой работе поневоле становишься шустрым. Впрочем, смена профессии и обстановки повлияла на мое настроение, даже появился азарт.

А как же без конфликтов?

Пассажиры в мою смену попадались разные, в основном, недовольные, ворчливые. Во время работы не раз столкнулась с конфликтными ситуациями. Чтобы избавиться от тяжелых монет, приходилось давать сдачу в виде мелочи, из-за чего выслушивала жалобы клиентов.

— Куда я эти копейки положу? У вас вечно так, — громко кричала пожилая женщина.

Некоторые клиенты придирались к тому, что я путалась и неправильно произносила названия остановок.

— Выучи сначала названия, прежде чем выходить на работу, — грозно заявил мужчина около 40 лет.

Пришлось вспомнить советы «коллег» и промолчать, хотя иногда мне не удавалось удержаться от едкого ответа.

Во время рейса приходилось вежливо просить молодых ребят с наушниками или тех, кто специально, а, может, и нет, смотрели в окно, спали, игнорируя пассажиров, уступить место старшим. Любопытно, что иногда мне удавалось даже выявить и пресечь действия воров, ездивших в автобусе. Вот так!

В будничной суете человек не обращает внимания на всевозможные мелочи, привычно обвиняя коммунальные или другие службы во всех бедах: и город у нас грязный, и автобусы плохие, и цены высокие. Но если посмотреть правде в глаза, то мы и за собой-то не особо следим. К примеру, будучи на своей «новой работе», отметила одну деталь: пассажиры оставляют за собой горы мусора: пустые пластиковые бутылки, пакеты, обертки от конфет. И почему-то никто за это не несет ответственности, никого не штрафуют. Набравшись терпения, я отправилась убирать за нашими «культурными» горожанами.

Удивительно, но для людей, которые работают по 14-15 часов в день, никаких условий нет. Даже элементарных удобств для водителей и контролеров не предусмотрено. Из-за неудобного графика иногда даже приходится пропускать обеденный перерыв.

В тот день на линию вышло только 6 пассажирских микроавтобусов. За 8 минут отдыха на конечной остановке сотрудники должны были успеть пообедать, сходить в уборную и убраться в салоне до следующего рейса. Мне еще повезло, что я «работала» в летнее время, не представляю, как они умудряются пережить суровые атырауские зимы…

Повторюсь, работать в таких условиях очень и очень сложно. Однако оставить свой тяжелый бизнес владельцы автобусов не могут, поскольку на эти средства они кормят свои семьи.

— У меня двое детей учатся в высших учебных заведениях, а младший переходит во второй класс. Надо оплачивать учебу, кормить их, покупать все необходимое. Приходится терпеть неудобства из-за денег, — сетует хозяйка, которая при этом является и кондуктором одного из маршрутных автобусов.

В утренний час пик и под вечер приходилось набирать в салон большое количество пассажиров из-за недостатка машин. Как говорят сами водители, оставить спешащего на работу или домой жалко. А из-за таких форс-мажорных обстоятельств транспортные средства приходится часто ремонтировать. На сон и отдых ежедневно отводится 9 часов, затем — снова в путь.

…К вечеру я вернулась домой совершенно изнеможденная. После 14-часовой работы устало пересчитывала заработанные деньги. К счастью, план я сдала. Хозяин маршрута даже выдал мне мою маленькую зарплату. Один позитивный момент за весь день.

 

Ляззат САЛИМОВА,

фото Ануара АБИЛГАЗИЕВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button