ВЗГЛЯНУТЬ НА ШИРЬ КАЗАХСКОЙ СТЕПИ
Казахстан с его богатой культурой и историей привлекает внимание ученых-историков как ближнего, так и дальнего зарубежья. Вот и XIII Международная конференция Европейского общества центральноазиатских исследований (ESCAS) «От степи до пашни: симбиоз кочевой и оседлой цивилизаций», прошедшая в Назарбаев Университете, собрала порядка 200 участников из 16 стран. Президент ESCAS, профессор Университета Ливерпуля (Великобритания) Александр МОРРИСОН дал высокую оценку форуму и поделился мнением по поводу популяризации исторической науки.
— Профессор, каков круг ваших профессиональных интересов и как вы пришли к исследованиям по Центральной Азии?
— Я окончил Оксфорд, а сейчас читаю курс имперской истории в Университете Ливерпуля. В сфере моих интересов — история Индии эпохи колониализма. Но поскольку в детстве я жил в Москве, отец работал там журналистом, то в школе изучал русский язык. И мне однажды захотелось использовать знание языка: выбрал для кандидатской работы тему русского колониального управления в Самарканде в XIX веке — проблематика в общем схожая с индийской. Сейчас пишу книгу по истории завоевания Средней Азии с начала XIX по начало XX века и уже коснулся темы Южного Казахстана и Семиречья. Собираюсь через несколько лет писать историю дореволюционного Алматы, то есть Верного. Много работал в Государственном архиве Казахстана с дореволюционными фондами. В Казахстан приезжаю последние 10 лет.
— Как вы оценили бы уровень нынешней конференции?
— Предыдущая проходила в Кембридже в 2011 году, и там было 120 делегатов. А на нынешнюю приехало около 200 ученых, мало того, «кочующий» по странам форум впервые прошел в Центральной Азии. Рад тому, что только по истории было 13 панелей, среди них и те, что касались истории степи XIX века, что близко моей теме. Кроме того, впечатлило то, что съехалось много ученых, представляющих самые разные области научных исследований — этнографию, археологию, социологию, искусство, религиоведение и другие. И это правильно, потому что историю нельзя изучать в отрыве от других дисциплин.
Еще с удовлетворением заметил, что среди участников много молодых ученых, владеющих английским, который является официальным языком конференции. Думаю, в том, что казахстанская наука «заговорила» на английском языке, есть несомненная заслуга президентской программы «Болашак».
— Безусловно, нельзя написать универсальный учебник истории той или иной страны. Но на что-то фундаментальное они все же должны ориентироваться в своей работе?
— История как общественная наука никогда не стоит на месте, потому что открываются новые факты, у людей меняется восприятие окружающего мира. В любой стране существует официальный, базовый, курс по истории. Но в то же время должно быть место и большому плюрализму. Какого историка мы вырастим, если студент будет изучать науку по одной книге? Мало того, мы учим его работать самостоятельно, а значит, искать информацию в самых разных источниках, где любой факт и событие могут быть по-разному интерпретированы. Мы учим студента думать: хотя история и зиждется на фактах, все-таки она, как живая наука, требует серьезного осмысления.
В архиве, к примеру, я читаю документ XIX века, который написан рукой имперского чиновника. Он пишет о казахах со своей позиции, и, может быть, это единственный источник по тому или иному событию. Я могу использовать этот документ, он дает какую-то основу для моего исследования, но невозможно воспринимать его как самый правдивый, точный. И задача историка — докопаться до истины, а потом изложить свою версию произошедшего.
— Каким минимумом знаний по истории должен обладать обычный человек?
— Важно знать историю своей страны, малой родины, иметь какое-то понятие о важных в судьбе государства событиях, не только политических, но и экономических. Необходимо иметь представление об образе жизни простых людей из прошлого: допустим, тот факт, что из Ташкента в Оренбург караваны шли два-три месяца, дает совсем другой взгляд на простор казахской степи. Если не знаем, откуда пришли, кто мы, мы не можем обсуждать нашу ситуацию сейчас и, тем более, заглядывать далеко в будущее.
Нужно знать и мировую историю, потому что мы живем в глобальном мире, в котором все взаимосвязано.
— Есть ли у вас в Казахстане любимые места?
— Мне нравится Алматы. Красивый город. Поразил Сайрам в Южно-Казахстанской области — святое место. Я работал в Сырдарьинском районе, был в Аральске, в Раиме — это маленький аул между Аральском и Казалинском, где раньше была большая крепость и где служил в 40-х годах XIX века Тарас Шевченко. Оттуда с коллегами мы проехали в Кармакчи, Кызылорду, Туркестан. В этих поездках я много говорил с людьми. Очень важно видеть места исторических событий, контактировать с местным населением, поскольку необходимо понять, насколько сохранится наследие в народной памяти, сравнить увиденное, услышанное с тем, что найдено в архивах.
Думаю, теперь и Астана станет большим предметом для изучения — с января будущего года я буду читать лекции по истории Казахстана XIX века и Индии после обретения независимости. У меня даже есть планы сделать исторический фильм о казахской степи 30-40-х годов позапрошлого века, о Тарасе Шевченко, Кенесары Касымове. Но это, повторюсь, пока планы.
— Для того чтобы рассказывать о трудах ученых широкой публике, нужно для начала наладить диалог между учеными и СМИ. Тема настолько серьезная и важная, что ей в рамках конференции даже было посвящено заседание «круглого стола». Что может помочь взаимопониманию ученых и журналистов?
— По собственному опыту знаю, как нелегко найти взаимопонимание. Даже мой отец-журналист сказал мне, что моя проблема в том, что я использую 6 слов тогда, когда нужно сказать только одно. Ученых, к сожалению, редко учат говорить просто и коротко о сложных вещах, а журналистам, в свою очередь, непросто подать мнения экспертов. К тому же работники СМИ часто ограничены во времени, ведь быстрота выброса информации в мир для них чуть ли не первое условие.
Потому существует большая проблема с представлением Центральной Азии в медиа: зарубежные журналисты мало знают об этом регионе, и если у них есть контакты, то чаще не с учеными. Поэтому и создана общественная организация «Центральная Евразия: ученые и СМИ» (ЦЕУС). Она имеет свой интернет-сайт, обеспечивает быстрый доступ к комментариям компетентных ученых, публикует материалы на различные научные темы. Иначе говоря, работает как платформа, стремящаяся объединить профессионалов в области СМИ, которым нужна поддержка со стороны ученых и исследователей, также нуждающихся в медиа-пространстве для донесения своих идей до широкой публики. Такое сотрудничество только на пользу, и организация, официально зарегистрированная в 2012 году, имеет успех у обеих сторон.
Марина ПАРХОМЕНКО,