СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ В РАЗВИТИИ

В Послании Президента народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация — главный вектор развития Казахстана» обозначены главные цели развития страны на ближайшее десятилетие по десяти направлениям. Это: занятость казахстанцев, доступное жилье, развитие регионов, повышение качества государственных услуг населению, подготовка квалифицированного политического класса управленцев. А также модернизация судебной и правоохранительной систем, качественный рост человеческого капитала в Казахстане, индустриально-инновационные проекты, развитие сельского хозяйства, совершенствование пенсионной системы.

От уровня развития социальной сферы, занятости населения зависит не только благосостояние человека, но и его настрой, социальное самочувствие. Поэтому политика занятости тесно увязана с другими направлениями экономического и социального развития страны. Об этом мы беседуем с начальником управления накопительной пенсионной системы и социального страхования Министерства труда и социальной защиты населения Гулзадой Султановой во время встреч с жителями Атырау.

— Гулзада Сабыровна, расскажите, пожалуйста, о результатах первого пилотного года реализации «Программы занятости-2020».

— В этом году мы приступаем к масштабной реализации этой важной программы, которая призвана увеличить численность и повысить качество трудовых ресурсов, увеличить доходы населения, поддержать социально уязвимые категории населения, не имеющие возможности обеспечить себя самостоятельно. Результаты предпринятых мер в ходе пилотной реализации Программы занятости-2020  прослеживаются в динамике основных показателей рынка труда. По сравнению с последним предкризисным годом (2007 г.) численность экономически активного населения увеличилась с 8,2 млн. человек до 8,9 млн. человек. Занятого населения — с 7,6 млн. человек до 8,4 млн. человек. Уровень безработицы снизился с 7,3% до 5,4 % в 4 квартале 2011 года. По состоянию на 1 января 2012 года общее число лиц, обратившихся для участия в Программе, составило 84147 человек, из которых 58,6 тыс. изъявили желание участвовать в программе и подписали социальный контракт. Профессиональным обучением охвачено 69,3 тыс. человек, из них завершили обучение 31 тыс. человек и 16 тыс. трудоустроены на постоянные рабочие места, на социальные рабочие места — 16,2 тыс. человек. Всего в рамках Программы нашли новую работу более 38 тысяч человек, 1435 участников программы получили микрокредиты в среднем 1 млн. 862 тысяч тенге. В десяти регионах республики в целях содействия мобильности трудовых ресурсов построено 212 индивидуальных жилых домов и 13 многоквартирных жилых домов для переселенцев.

— Что Вы можете сказать о ходе реализации «Программы занятость-2020» в Атырауской области?

— Сразу скажу, что благодаря этой программе удалось снизить уровень безработицы в регионе с 5,4% на начало до 4,9% на конец 2011 года. За 2011 год в органы занятости обратились 19169 безработных, из них 6134 человека стали участниками Программы занятость-2020. Из числа обратившихся трудоустроены 10717 человек, уровень занятости составил 82,2%. На общественные работы были направлены 7147 безработных, из которых 2330 — из числа малообеспеченных семей. На социальные рабочие места из числа целевых групп трудоустроены 1292 человека, на молодежную практику направлено 648 молодых выпускников. Акиматом области все принятые обязательства выполнены, освоение выделенных средств составило 99,6%.

По первому направлению Программы на профессиональное обучение направлены 6101, в том числе на профподготовку 600, на курсы переподготовки и повышения квалификации – 5501, нуждаются в трудоустройстве 3724 человека. По области подписаны договора намерения со 117 работодателями по трудоустройству 1750 участников, 640 человек будут трудоустроены на социальные рабочие места. Ведутся переговоры с компанией «Аджип ККО» по трудоустройству на новом проекте — строительстве железнодорожной ветки, на котором будет создано свыше 3000 рабочих мест. Предварительное начало строительных работ — в мае текущего года.

По второму направлению программы 107 участников получили микрокредиты, а по третьему направлению 22 семьи села Пешной переселены в областной центр в новый микрорайон «Нурсая».

В 2012 году в Атырауской области Программой занятости-2020 планируется охватить 4500 человек, в том числе на профессиональное обучение направить 2030 человек, трудоустроить на социальные рабочие места — 640, на молодежную практику — 550 человек из числа выпускников организаций образования. В рамках второго направления Программы в течение года микрокредитованием будут охвачены 218 человек, в третьем направлении Программы «Повышение мобильности трудовых ресурсов» планируется задействовать 300 человек из числа жителей области.

— Расскажите, пожалуйста, о предполагаемых изменениях в реализации Программы.

— С учетом первых результатов реализации Программы предусматривается определенная коррекция действий. Как и ожидалось, наиболее эффективными мерами в плане дальнейшего трудоустройства на имеющиеся вакансии по заявкам работодателей оказались меры по переподготовке и повышению квалификации. Для повышения эффективности работы и подчинения обучения реальным потребностям производства предполагается внесение изменений. Расширение контингента лиц, охваченных переподготовкой и повышением квалификации за счет наемных работников без отрыва от производства. Таким образом, реализуется принцип «образование в течение всей жизни», который будет способствовать развитию и повышению конкурентоспособности трудовых ресурсов страны. Все виды государственной поддержки обучающихся — стипендии, расход за проезд и проживание будут объединены в единый социальный пакет, предоставляемый участникам в обязательном порядке.

Начиная с 2013 года функции по организации всего процесса переподготовки кадров и повышения квалификации участников Программы планируется передать Центрам занятости населения. То есть органы занятости в рамках Программы будут заниматься полностью краткосрочным обучением в соответствии с запросами работодателей. А обеспечение прогнозируемого спроса будет осуществляться за счет обучения в организациях  технического и профессионального образования.

В целях оказания дополнительной поддержки развитию сельского предпринимательства упрощается и меняется процедура, связанная с залоговым обеспечением кредитов. В связи с возникшими проблемами по компоненту господдержки в доведении недостающей инфраструктуры для участников Программы, предлагается заменить данную меру введением нового компонента — реализацией проектов по ремонту (строительству) социальной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры на селе по аналогии с Дорожной картой 2009-2010 годов. При этом предлагается осуществлять финансирование проектов по развитию инфраструктуры и благоустройству в тех сельских населенных пунктах, где отмечается наибольший спрос на микрокредиты по Программе занятости.

Коснутся изменения и третьего направления Программы и связаны они с процессами интеграции и обустройства оралманов. В связи с завершением  Программы «Нурлы кош» решение вопросов содействия занятости и обеспечения этнических мигрантов жильем переводится в формат Программы занятости-2020. Включение оралманов в число участников Программы предлагается осуществить на следующих условиях: на них не распространяется требование обязательного проживания в населенном пункте с низким экономическим потенциалом. Право на арендное жилье предоставляется этническим мигрантам, прибывшим и получившим гражданство в последние три года.

— В связи с растущим спросом на квалифицированную рабочую силу в условиях индустриально-инновационного развития, какие меры предполагается включить по увеличению и повышению качества трудовых ресурсов?

— В целях сбережения и развития потенциала занятого населения в 2011 году разработаны и приняты поправки в Трудовой Кодекс, заключено Генеральное соглашение между Правительством Республики Казахстан, республиканскими объединениями работников и работодателей на 2012-2014 годы. Расширяется охват предприятий системой коллективно-договорных отношений, принимаются меры по снижению производственного травматизма, ужесточаются требования к проведению аттестации рабочих мест, совершенствуется система страхования работников от несчастных случаев, на основе экономической заинтересованности работодателей в постоянном улучшении условий труда работников. В текущем году в пилотном режиме будет проведена апробация добровольного декларирования работодателями соответствия условий труда на рабочем месте государственным нормативным требованиям охраны труда. Будет проводиться мониторинг социальной удовлетворенности в трудовых коллективах и развитие конструктивных взаимоотношений между представителями органов исполнительной власти, работодателей и профсоюзов.

— Что Вы можете сказать о повышении уровня доходов населения? Ведь все меры, планируемые в рамках новой стратегии занятости, должны этому способствовать.

— Ситуация в оплате труда характеризуется стабильным ростом среднемесячной номинальной заработной платы, которая увеличилась за пять лет с 53 тысяч тенге до 87 тысяч тенге. На 1 декабря 2011 года реальная зарплата увеличилась на 106,1% к соответствующему периоду прошлого года. В соответствии с Посланиями Президента 2005, 2008 годов заработная плата работникам бюджетной сферы повышена в два раза по отношению к 2007 году. Принимаются меры по обеспечению своевременной выплаты заработной платы в частном секторе. Во всех регионах работают антикризисные штабы. По результатам принятых мер сумма задолженности по заработной плате по республике снизилась более чем в два раза.

Еще один источник доходов населения — это выплаты из системы социального обеспечения и социального страхования. В соответствии с поручением Главы государства, начиная с 2009 года, трижды повышались размеры государственных пенсионных выплат. В итоге средние размеры пенсий по сравнению с 2007 годом увеличились в 2,6 раза. С 1 января 2012 года размеры солидарных пенсий для всех получателей пенсионных выплат повысились на 9%. На сегодня средний размер пенсии составляет 39120 тенге.

Одним из основных результатов роста доходов явилось снижение уровня бедности. По данным Агентства по статистике, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в третьем квартале 2011 года составила 5,0% и уменьшилась в сравнении с аналогичным периодом 2010 года на 1,9%.

Таким образом, экономический рост последних лет и активная социальная политика привели к значительному улучшению жизненного уровня населения. Для сохранения этой тенденции и социальной стабильности, решения поставленных Главой государства задач нам предстоит большая работа.

Наталия УРАЗГАЛИЕВА