Сохраним традиции, традиции сохранят нас
На днях на очередном заседании мажилисмены Парламента РК озвучили актуальную проблему общества — массовый уход граждан регионов в радикальные течения ислама. Среди них был назван и Атырау. Они же признали, что это результат того, что религиозная ситуация долгие годы была пущена на самотек, и пора серьезно заняться этим вопросом.
На самом деле, в нашем городе положение сложное. Помню, в начале года теологи отмечали, что у нас молодежь в массовом порядке уходит в радикальные течения. Год идет к завершению, и ничего не изменилось. Все чаще мы встречаем молодых женщин, полностью покрытых в темные одеяния, мужчин со специфической бородой, в коротких штанах.
Сегодня вместо молодой девушки, радующей прохожих своей молодостью и красотой, наши взгляды на улицах города наталкиваются на женщин в бесформенных темных одеяниях с прорезями для глаз. Это очень печально видеть, ведь казахские женщины никогда не закрывались, не прятали лицо. Это наша особенность. Если в мире радикального ислама женщина приравнена к живому предмету, то наши девушки были не только хранительницами очага, но при необходимости становились искусными воинами. Тому множество примеров: жена Кабанбай батыра воительница Гаухар, их дочь Назым, сестра КенесарыБопай. Добавим к этому наших Хиуаз, Алию, Маншук – девушек, уникальных для мусульманского мира, которые не только встали на защиту Родины рядом с мужчинами, но показали чудеса героизма, удивив весь мир. Три девушки с Востока, и все – казашки. Это лишний раз убеждает, что казахи не в пример другим народам, исповедующим ислам, давали и дают возможности женщинам самостоятельно принимать решения. Оттого и отличаются наши девушки более независимым характером. Есть в истории казахов и примеры, когда родом после смерти мужа правили старшие жены — байбише. То есть у казахской женщины было довольно высокое место в обществе.
К девочке с детства относились как к гостье, все лучшее и вкусное доставалось ей. Также было убеждение, что дочь – это құт-береке, то есть талисман благополучия и богатства семьи. Поэтому ее баловали, она была свободна и открыта миру. Девушку не прятали, наоборот, по возможности ярко одевали, о ее приближении сообщали звенящие шолпы и т.д. Ни в своей семье, ни в семье мужа ее не ущемляли, она могла участвовать в принятии важных решений и т.д.
Сегодня сторонники экстремистских течений оправдывают себя тем, что наши предки исповедовали ислам, это наша религия. Да, это так, но тогда не было сегодняшней радикализации веры. Расскажу о своем ата. В детстве он был обучен арабской грамоте, читал Коран в оригинале. Сколько его помню, он совершал пятикратный намаз, по пятницам ездил в мечеть Куспан муллы на молитву. И с детства слышала, что каждый будет держать ответ за себя перед богом. Ата никого не принуждал к религии, в этом вопросе ему не было дела до других. Помню, к нему приходил его друг, и они разговаривали на интересные темы, о казахских батырах и т.д. Старожилы, проживающие ныне в Авангарде, помнят его. Как-то раз за дастарханом пожилая соседка поделилась воспоминанием: «В конце 1970 годов я всегда видела эту картину. На возвышении перед пятиэтажкой, где находились газгольдеры, на маленькой табуретке сидел светлый старик в белом одеянии «әулиесияқты». В руке у него неизменно был Коран, который он читал». В те годы коммунистических идеалов, когда мусульман хоронили в гробах с музыкой, мой ата открыто читал Коран. И ему не нужны были внешние атрибуты – короткие штаны, борода лопатой, он просто старался жить праведно, согласно божьим законам. А сегодняшние псевдомусульмане каждый день вербуют в свои ряды неокрепших умом молодых людей, внушая им, что только они знают истину. Причем привлекают их, где только возможно: на рынке, в магазине и т.д. Гуляющей с ребенком в коляске снохе моей коллеги подошла покрытая женщина и стала ее «просвещать». И так их ряды пополняются с каждым днем. Между тем настоящий мусульманин должен «копать свой огород», становиться лучше, побеждая проявление своего эго, то есть заниматься своей жизнью. А задача сегодняшних псевдомусульман — набрать побольше последователей, пугая адом в загробной жизни.
Тем временем им невдомек, что бог – это прежде всего любовь. Человек с иманом в сердце способен принимать людей такими, какие они есть, не осуждая их поступки.
Остаться казахом
В связи со всем вышесказанным сегодня перед обществом появилась новая задача – остаться казахом, сохранить свою национальную идентичность.
Появившийся на свет человек принадлежит к определенной нации, она становится основой его развития. С каждым годом ребенок растет и познает мир, получает знания в образовательных учреждениях, также узнает о религии, возможно, обучается в медресе и т.д. Соответственно, первична нация, остальное — приобретенное, второстепенное. Именно поэтому мы должны на первое место ставить свою национальную принадлежность, а не религиозную. На самом деле религия – это инструмент управления человеком. Любая религия в основе своей ведет к очищению, но находятся люди, которые перетолковывают ее основы в определенных, только им нужных целях, и порождают радикализм.
И до ислама казахи знали и верили во Всевышнего, живя в гармонии
с природой. Они знали законы мироздания. И соблюдали их неукоснительно. Все они отражены в традициях народа. Сохраним свои традиции, и традиции сохранят нас.
Обычаи и традиции казахов-кочевников
Кочевник всегда зависел от капризов природы, да и образ жизни принуждал его жить внутри природы, взаимодействовать и сотрудничать с ней. Все обычаи и традиции казахов связаны с кочевым образом жизни. На протяжении десятков тысячелетий они накопили богатый жизненный опыт. Соответственно, кочевник никогда и ничего не делал просто так. Многочисленные пословицы, поговорки, обычаи и традиции, приметы и запреты создавались веками, тысячелетиями. Они носят практический характер и появились из наблюдений за природными явлениями, повадками животных, птиц и даже насекомых ещё с самой древности. Поэтому каждый разумный человек не пренебрегает ими, а соблюдает их, считается с ними. Все обычаи и традиции народа вызваны определёнными условиями, верованием.
К примеру, казах уважительно относился к старшему поколению. При кочевом строе было принято иметь большую патриархальную семью, которая объединяла ата и аже, родителей, сыновей с их жёнами, детьми. Все они вели единое хозяйство, управлял семьёй самый старший мужчина, дед или отец. Все важные решения принимались им. К мнению стариков прислушивался весь аул. Когда говорил аксакал, никто не смел его перебивать, тем более перечить ему. Аксакал пользовался почётом и уважением, в любой юрте он занимал самое почётное место. Старики никогда не выходили из себя, не сквернословили. Молодые, собираясь в путь, обязательно просили бата — благословение. Как правило, по достижении возраста 63 лет, т.е. возраста пророка Мухаммеда, причислялся в разряд благочестивых людей. Считалось, что пожилой человек многое видел, многое пережил, и он не будет говорить впустую. У него нет корыстных интересов, поэтому с ними обсуждали любую проблему для принятия оптимального решения.
Эти же традиции диктуют, что женщины, встречая пожилого человека, никогда не пересекают ему дорогу. А аксакал уважительно относится к женщине – дочери, снохе и т.д., сочувственно – к сиротам. Казахи говорят: если погладить по голове сироту, то откроются двери у семи ворот рая – «жұмак». В большой патриархальной семье после ухода из жизни главы семьи управление в руки брала старшая жена — бәйбіше.
Когда ветка рода включала семь поколений («жетіатағатолды»), по казахскому обычаю аксакалы родовой ветви обращались к старейшинам рода с просьбой выделить их в отдельный род (говоря современным языком, признать «юридическим лицом»).
Старейшины рода в этой ситуации спрашивали у тех, кто желал отделиться, есть ли собственные баи, батыры и бии, т.е. люди, способные обеспечить материально, защитить от нападения и представлять на судейских тяжбах членов рода? Если бай, батыр и бий наличествовали, то выделение нового казахского рода с его наследием — енші происходило в торжественной обстановке с участием представителей всех трёх казахских жузов, т.к. появление нового рода было событием общеказахского значения, народ Алаша пополнялся новым членом.
Отныне члены нового рода имели общий скот и имущество, несли коллективную ответственность друг за друга. Например, бай был обязан обеспечить приданым девушку из бедной семьи, калымом – сородича, не имеющего возможности жениться из-за бедности. Каждый человек был готов, не задумываясь, пожертвовать собой за свой род и его честь.
Путник — гость от бога
У казахов в традиции заложено гостеприимство, путник мог зайти в любую юрту. Если у юрты никого не видно, то он громко произносит: «Кім бар, ау?». Услышав зов, хозяева выходят из юрты, помогают гостю сойти с лошади и заводят его в дом.
Не принято остановившегося путника направлять в другую юрту, скажем, из-за того, что хозяин юрты в отъезде. У казахов есть поговорка: «Қырықтыңбірі — қыдыр» («Каждый сороковой путник – божий странник»). Поэтому казах не может не впустить гостя в дом, иначе этим он отвернёт от себя своё счастье. У кочевников святыми считались порог юрты, её шанырак и очаг, где готовится пища. Если посторонние люди начинают хозяйничать в юрте, им пальцем указывают на шанырак, что значит «посмотри на шанырак и помни, где, у кого ты находишься». Как правило, гостя усаживают на самое почётное место (төр), а сам хозяин сядет с краю. Это знак уважения гостя.
Приветствие у кочевников начинается со слов «Мал-жанаманба?» («Благополучны ли люди и скот?»). Не случайно именно так начинается приветствие, так как вся жизнь его и благополучие держались благодаря наличию скота. Также казахи при встрече не спрашивали, куда встречный держит путь. Такой вопрос считался для казаха знаком неприличия. Поэтому любому едущему или идущему при встрече говорилось: «Жолболсын!» («Удачной дороги!»). Вежливость во взаимных отношениях у казахов стоит на первом месте.
Тепло очага
Казах, повстречав подростка, обязательно поинтересуется: «Кімніңбаласысын?» («Чей ты сын?»). Если мальчик оказывается учтивым, шустрым, то есть понравился, то делает вывод: «Хорош отец, воспитавший тебя», а если наоборот, то опять же в этом он винит отца мальчика. Всё это имело огромное воспитательное значение. Так как никому из детей не хочется, чтобы о его отце отзывались плохо, мальчишки старались не совершать проступков. Не случайно казахи воспитывали детей всем аулом, коллективно. Кроме того, когда приезжали в аул жырау, взрослые брали с собой своих детей, чтобы они слушали назидательные сказания о патриотизме, героизме батыров, нравственной чистоте и т.д. Всё это имело огромное идеологическое и психологическое воздействие при формировании человека. В семье кочевника огонь имел культовое значение, поэтому говорили «Ошағынныңотысөнбесін» («Пусть не гаснет огонь в твоём очаге»).
Хорошей считалась женщина, у которой всегда с очага шло тепло. Это значит, что она ложилась после всех, вставала раньше всех. Огонь служил средством очищения от многих болезней и злых духов. Казах почитал не только огонь, но и золу от огня, собирал ее в одну кучу, не разрешал детям наступать на неё, тем более разбрасывать (развеивать) её. Также плохим знаком считалось разлить на землю молоко. Всё это является отдалённым отражением в сознании людей древних верований.
Казахский народ и сегодня чтит унаследованные от предков обычаи и традиции. К примеру, есть традиции одаривания — сүйінші, байғазы, взаимопомощи — асар, белкөтерер, с рождением ребенка, с вступлением в брак и многое другое.
Мы часто говорим, что два с половиной века под Российской империей негативно повлияли на менталитет казахов, что народ растерял многие хорошие качества, поддавшись влиянию другой культуры, чуть не потерял свой язык. В определенной степени все это правда. Но отчего теперь в независимом государстве некоторая часть населения добровольно и осознанно стремится арабизироваться? Ведь вера в Бога не обязывает носить чуждую одежду, менять внешность, все это – атрибуты моды другого народа, которые формировались исходя из климатических условий той местности, в которой этот народ проживал, вызванные необходимостью выживания.
Алма ТУРГАНОВА