По данным департамента по контролю в сфере образования по Атырауской области, в прошлом году был зафиксирован один случай конфликта учителя с учеником. Учительница городской школы им. Сатпаева ударила ученика 5-го класса. По жалобе родителя педагога привлекли к административной ответственности. В целом, департамент в 2016-2017 учебном году рассмотрел 154 жалобы, подавляющая часть из них касается пропуска уроков детьми.
– В первую очередь, педагог должен вести себя достойно, так, чтобы ученики его уважали. Дети – это такие маленькие психологи. И если вы заметили, к разным учителям они относятся по-разному: кого-то уважают, кого-то боятся, кого-то игнорируют. Поэтому педагогу лучше не показывать им свои слабые стороны. Впрочем, будущих учителей быть терпеливыми, ни в коем случае не проявлять агрессию учат еще в вузах. Мы, в свою очередь, тоже наставляем молодые кадры, в первые годы, пока они не набрали опыта и не установили контакт с педколлективом, школьниками, не даем руководить классом, – делится мнением директор средней школы №10 им. Муканова Темирбек Ашен.
Дочь одной моей знакомой учительница при всем классе обозвала обидным словом «неряха». Посчитав, что педагог оскорбила ее дочь, родительница пошла разбираться в школу. В итоге, обе стороны вместе с психологом школы обсудили ситуацию и помирились. Знакомая передумала «добиваться того, чтобы учительницу уволили».
Отца семерых детей Нургали Бакбергенова, наоборот, возмущает поведение родителей. Он рассказывает, что его самого, когда-то, еще при советской системе образования, учителя били за невыполнение домашнего задания, плохие поступки. Но он и не думал жаловаться родителям на них, потому что знал, что те за него не заступятся.
– Я и к своим детям применяю тот же метод. Если кто-то из них сказал, что его обидел учитель, то я, возможно, выясню ситуацию, но никогда не буду идти на поводу у ребенка. От того, что дети избегают наказания за свои проступки, ничего хорошего не выйдет, – считает он.
Итак, родители бывают разные, и каждый из них на ту или иную ситуацию реагирует по-своему, в зависимости от воспитания, интеллекта и мировоззрения. Но каким, в таком случае, должен быть педагог?
– Педагог в любом случае должен стоять выше этого и уметь взять себя в руки, – говорит директор Атырауского филиала НЦПК «Өрлеу» Маржан Галымжанова. – Мы обучаем педагогов, психологов, воспитателей работе с детьми. Непослушные дети бывают во всех классах и группах. Я преднамеренно не хочу употреблять термин «трудный ребенок», потому что это – вопрос воспитания. В том, что ученик не подчиняется, протестует, возможно, есть и вина учителя. В таких случаях сначала педагог должен покопаться в себе, подумать, где он мог ошибиться, допустить промах, должен поговорить с ребенком, выяснить причину. А причина может быть разная: в доме напряженная обстановка, с одноклассниками отношения не ладятся и т.д. К сожалению, когда две ответственные стороны – учителя и родители конфликтуют, мнение ребенка обычно не учитывается. Мы на практике часто видим детей, умоляющих мам и пап не устраивать сцены в школе, не ругаться с учителем, но их как будто никто не слышит.
Тем временем, случаи, когда школьники обзывали или поднимали руку на учителя, тоже встречаются. По словам руководителя отдела департамента по контролю в сфере образования по Атырауской области Аманбая Хусинова, права, обязанности и ответственность педагогов, родителей и других опекунов несовершеннолетних четко указаны в Законе «Об образовании» РК. Согласно статье 51 указанного Закона за нарушение своих обязанностей и норм этики на педагога будет наложен штраф в размере 10 МРП. Аналогичное наказание применяется для родителей нерадивых чад по статье 49 Закона РК «Об образовании». Но в связи с этим хотелось бы сказать, что однозначно, непослушание, насмешки и рукоприкладство со стороны ученика подрывают авторитет не только учителя, но и всей школы. Поэтому несколько лет назад в России в Госдуме предлагали «приравнять публичное оскорбление учителя при исполнении профессиональных обязанностей или применения насилия к нему к анологичным действиям по отношению к представителю власти». К слову, предложение не поддержали.
Впрочем, и директор Атырауского филиала НЦПК «Өрлеу» Маржан Галымжанова не считает необходимым принятие подобного закона даже для поднятия статуса педработников. Учитель должен ежедневно работать над собой и тоже, как и ученики, работать над своими ошибками. В конце концов, чтобы достичь желаемого результата, порядка и дисциплины, в классе есть множество педагогических приемов и методов.
А как думаете вы, уважаемые читатели?
Куралай КУАТОВА