Общество

НЕДОСКАЗАННОСТЬ О МЛАДШЕМ ЖУЗЕ

Западный Казахстан славен не только природными богатствами, но и своим историческим прошлым. Его история восходит к седой древности. Сохранились имена племен и народов, населявших этот регион в далеком и не столь отдаленном прошлом.
К сожалению, ни древняя, ни средневековая история Западного Казахстана, ни роль племен и родов казахов Младшего жуза в этногенезе казахского народа не получили в отечественной историографии сколь-нибудь систематизированного освещения. Эти вопросы не стали объектом внимания не только отдельных исследователей, но и авторов многотомных изданий «Истории Казахстана». Слабость изучения и в какой-то мере даже игнорирование истории этого края объясняются, на наш взгляд, не отсутствием источников, а устоявшимся концептуальным подходом казахстановедов к истории Золотой Орды, ее наследию. Этот подход неизбежно ведет к искусственному отрыву истории казахского народа от истории Золотой Орды, что явно проглядывает в не всегда обоснованном подчеркивании независимости Синей Орды и Белой Орды, возникших как уделы-улусы сыновей Джучи хана. Известно, что при образовании Золотой Орды улус Джучи был разделен между его 14 сыновьями в виде наследственных владений, а не как независимые государства. По верному замечанию казахстанского востоковеда В.П. Юдина, первоначально Белая Орда (ставка Бату) и ставка Орда-Эжена — Синяя Орда — не были официальными названиями государств, а имели переносное, метафорическое значение. Различные политические образования внутри Золотой Орды, появившиеся в XIV — начале XV веков (Ак Орда, государство кочевых узбеков и др.) с различной степенью самостоятельности и независимости, не смогли поколебать территориальную целостность улуса Джучи, который фактически распадается на две части: западную и восточную — лишь в 20-30-х годах XV века границей между восточными и западными улусами была река Волга.
Как территория Золотой Орды, так и состав населения ее убедительно свидетельствуют об органической связи ее с будущим казахским народом и его государственным образованием. Так, арабский путешественник аль-Омари (XIV в.) приводит названия известных городов и провинций Золотой Орды: Хорезм, Сыганак, Яркенд (вероятно, следует читать Янгикент), Дженд, Сайрам, Сарай, Сибирь и Ибирь, Башкырд и Чулыман (река в Сибири). Сыганак, Янгикент, Дженд, Сайрам, как известно, присырдарьинские города — опорные пункты Казахского ханства. Золотая Орда охватывала гигантскую территорию от Иртыша до Дуная, включая практически всю территорию Казахстана (за исключением Семиречья и Восточного Казахстана).
Население Золотой Орды в основном состояло из кыпчаков и канглы, составивших впоследствии ядро казахского народа. Не случайно, что русские, арабские и другие источники зачастую вместо Золотой Орды употребляли понятие «Кыпчакское царство». Католические монахи П. Карпини и В. Рубрук, совершившие в середине XIV века путешествия в столицу Монголии г. Каракорум и путь которых проходил через казахские земли, отмечали, что к востоку от Волги обитают команы (кыпчаки), называемые кангиты или кангле, какие-то родственники команов.
Разделение Золотой Орды на западный и восточный улусы фактически означало ее распад на составные части на этнической основе. Так, на западе вскоре появились самостоятельные Казанское, Крымское, Астраханское ханства и Большая (Ногайская) Орда. На востоке после ожесточенной феодальной усобицы возникает т.н. государство кочевых узбеков во главе с шейбанидом Абулхаир ханом (1429 г.), на базе которого позже образовались Сибирское, Казахское ханства и Ногайская Орда. Из трех государственных образований изначально слабым было Сибирское ханство, которое к тому же впоследствии стало объектом российской экспансии, что и привело в конечном счете к его поглощению Россией в конце XVI в. В этих условиях решающую роль в становлении и укреплении Казахского ханства в XV — XVI веков играют казахско-ногайские отношения.
В отдельных случаях это признают и авторы «Истории Казахстана», которые однако приходят к довольно неожиданному и, на наш взгляд, не убедительному выводу, когда пишут: «Казахское ханство уже в самом начале было основано на союзе казахов двух жузов» (Старшего и Среднего). Вывод, как видим, совершенно не учитывает вклад Младшего жуза, находившегося постоянно в эпицентре неоднозначных казахско-ногайских отношений. Чтобы объективно оценить роль и значение Младшего жуза в создании и упрочении казахской государственности, следует хотя бы вкратце остановиться на истории Ногайской орды, ее этнической структуры, поскольку ногайцы сыграли важную роль и в этногенезе казахского народа.
Образование Ногайской Орды было связано с именем знаменитого полководца Золотой Орды Едыге, погибшего в 1420 г. в междоусобной войне. Вначале Ногайская Орда просто называлась улусом Едыге или Мангытским юртом — по названию господствующего племени мангытов. Лишь в XVI веке Мангытский юрт получает наименование Ногайской Орды. Сам народ по-прежнему называл себя мангытами. Первоначально Мангытский юрт располагался между Эмбой и Яиком. В конце XV — первой половине XVI веков мангыты (ногайцы) населяют территорию между средним и нижним течениями Волги и Яика, но уже во II половине XVI века ногайцы кочевали в низовье Сырдарьи, у берегов Аральского моря и северо-восточного берега Каспийского моря.
В 50-е годы XVI века на территории Казахстана возникла еще одна орда ногайцев — Алтыулская или Джембойлукская (между Эмбой и Сырдарьей). Создателями орды были шесть сыновей великого бия Большой (Ногайской) Орды Ших-Мамая во главе с Косаем. Хотя Мангытский юрт или Ногайская Орда возникает как прообраз самостоятельного политического образования раньше других частей Золотой Орды, однако Ногайская Орда окончательно сформировалась в самостоятельное государство лишь в 40-е годы XVI века.
Из сказанного о Ногайской Орде два момента представляют наибольший интерес для казахской истории: первый — полное совпадение ареала расселения ногайцев с территорией Западного Казахстана, т.е. районом кочевания казахов Младшего жуза; во-вторых, более позднее оформление государственной независимости Ногайской Орды, чем Казахского ханства. Основываясь на данных достоверных источников, можно даже говорить о территориальном совпадении на определенном этапе Казахского ханства и Ногайской Орды.

Казахские земли — продолжение рая
Фазлаллах ибн Рузбихан в своем сочинении «Михман наме-ий Бухара» («Записки бухарского гостя») описывает казахские земли следующим образом: «…бог пожаловал им (казахам) летние и зимние становища, пространства равнинной земли в 600 фарсахов (1 ф. = 6-8 км). Это пространство называют Дешт-и-Кипчак. Что за Дешт-и-Кипчак! Он продолжение рая! Эта обширная степь является летним пастбищем узбеков (казахов)… Они из пределов (Кыпчакской) степи и области реки Итиль (Волга), ежедневно кочуя в таком великолепии и богатстве в течение двух или более месяцев… прибывают на зимние стойбища. Местом их зимовья является побережье реки Сейхун, которую называют рекой Сыр(дарья)… Когда они достигают берегов Сейхуна, то оказываются вблизи областей Туркестана, потому что Туркестан тоже доходит до берега Сейхуна».
Из контекста рассказа Рузбихана ясно, что территория расселения казахов — это Западный и Центральный Казахстан, иначе говоря район обитания племен и родов Младшего и Среднего жузов.

Единство — это у нас от предков
Согласно данным «Книги Большому чертежу» (подробное описание карты всей России и соседних государств XVI-XVII веков) (1627 г.), а также своду географических сведений, территория Казахского ханства простирается на 600 верст к северо-востоку и юго-востоку от Аральского моря, где ориентирами выступают реки Сырдарья, Сарысу, Кендерлик, Зеленчик, горы Каратау и Улутау и г. Сыганак. По результатам некоторых исследований, территория Казахского ханства к концу XVI в. ограничивалась степями и горами Жетысу и включала земли современного Кыргызстана. Как видим, в разные периоды своей истории территория Казахского государства то увеличивалась, то сокращалась в зависимости не только от силы, могущества государства, но и позиции, отношения ближайших соседей и всей международной обстановки в Центральной Азии. Менялись не только размеры земель, занимаемых казахами, но и географические регионы средоточения Казахского ханства. Но в одном казахский народ был упорен и последователен: в стремлении к восстановлению единства народа и территории страны.
Может показаться, на первый взгляд, довольно необычным, что в отличие от общего процесса становления и упрочения государств, когда они постепенно набирают силу и мощь, расширяют свою территорию, пик могущества Казахского ханства приходится на его начальный период, когда «происходит расширение государственной территории до почти полного совпадения с этнической границей расселения казахов». И вся последующая история Казахского ханства — это история борьбы за восстановление исторических пределов своих государственных границ. В этот начальный период решающую роль в судьбе Казахского ханства играют два фактора: позиция родов и племен Младшего жуза и дружба, союз казахов и мангытов.
Как известно, Казахское ханство возникло как вассальное государственное образование за пределами Дешт-и-Кипчака в западном Жетысу в 60-е годы XV века, т.е. на территории Моголистана. После смерти хана Абулхаира (1468 г.) казахи возвращаются в свои родные степи, где одерживают верх над сторонниками шейбанидов, которые во главе с Мухамадом Шайбани вынуждены покинуть Дешт-и-Кипчак и искать счастья и удачи в Средней Азии, что им в конечном счете и удается.
Узбеки-шейбаниды в конце XV века создают Узбекское ханство. Соперничество, стремление установить свою гегемонию в регионе, а главное, борьба за присырдарьинские города, имевшие стратегическое значение, определяют характер отношений Узбекского и Казахского ханств. Эти города становятся опорными пунктами Казахского ханства. Одновременно идет расширение пределов государства и за счет земель Моголистана. В первые два десятилетия XVI века Жетысу и Восточный Казахстан становятся составными частями молодого Казахского государства.

Сарайшык — центр казахской  государственности
В этот период центром казахской государственности становится Западный Казахстан. При Бурундук хане и Касым хане власть их распространяется до Урала и даже до Волги (1519 г). Своей столицей они сделали город Сарайшык на Яике. Касым хан поддерживал не просто мирные отношения с ногайцами, он пользовался их поддержкой, ногайцы составляли даже часть его войска. Талантливый полководец, отважный воин, мудрый государь Касым хан знал цену дружбы народов, единства своего народа и его Уложение «Столбовая дорога Касым хана» осталось в памяти народа как вечный призыв к единству Казахского государства и народа. Пришедшие к власти после его смерти ханы (Тахир, Буйдаш), нарушив заповедь Касыма, порвали дружественную связь с ногайцами, да и не ладили с собственным народом. Они допустили создание антиказахской коалиции в составе узбеков, моголов и мангытов. Казахское ханство оказалось на грани гибели, а кое-кто поспешил и сообщить об этом.
Дружба, союз Казахского ханства и Ногайской Орды основывались на кровнородственной связи двух народов, на единстве происхождения и общей территории, вероятно, можно даже говорить об общей истории на начальном этапе развития казахов и ногайцев. В XVI веке в состав Ногайской Орды входили племена: мангыты, найманы, кунграты, кытаи, кипчаки, кыяты, тангучины, колчины, алчины, чублаки, канлыки, киреиты, байчуры, тайджуиты, боргамсы, турхмены, аскы, кенегесы. Абсолютное большинство этих племен представляли составную часть казахского народа. Более того, алшыны — собирательное название казахов Младшего жуза — составляли большинство населения Ногайской Орды. Присоединение алшынов в начале XVII в. к Казахскому ханству при Есим хане привело к резкому усилению могущества ханства — удвоению численности его населения. С другой стороны, уход алшынов, еще раньше каракалпаков (XVI век) из Ногайской Орды, а также переход к государству казахов значительной части ногайцев серьезно ослабили Ногайскую Орду накануне прихода калмыков в междуречье Волги и Яика. Перед угрозой вторжения калмыков она отступает к западу от Волги. Ногайская Орда, в отличие от практически этнически однородного Казахского ханства, была менее однородной и это обстоятельство не могло не сказаться на конечной судьбе этого политического объединения.
Формирование казахского народа не было просто результатом ассимиляции относительно малочисленного, но политически активного и господствующего народа (монголов) более многочисленными кипчаками, это был органический сплав двух народов, в результате которого появляется совершенно другой, новый народ, с новым психическим складом, языком (кипчако-огузским или кипчако-ногайским), своей идеологией (чингисизм), устоявшимся представлением о государственности, выработанным эпохой Золотой Орды. Эта новая этническая общность, сформировавшаяся на территории Золотой Орды — от Иртыша до Дуная — становится известной под именем «узбеки». Данное название прочно закрепляется за насельниками Восточного Дешт-и-Кипчака. Термин «узбек» употребляется во всех письменных источниках (восточных) и он стал надолго книжной традицией, что нашло отражение и в сочинении первого казахского историка Кадыргали бия «Джами ат-таварих» (1602 г.). Между тем более правильное название общности, вероятно, было ногайлы, что засвидетельствовано в народных преданиях и казахов, и узбеков, и ногайцев, и каракалпаков, и киргизов и др.

Народные легенды как источники для нашей истории
К сожалению, исследователи, за редким исключением, принимают на веру любое известие письменного источника и не обращают внимания или просто игнорируют данные устные народные сказания. Важное методологическое положение для исследования истории кочевых народов, не имеющих своей письменности, письменных памятников, в частности, казахского народа, обосновал еще в середине прошлого века Ч. Валиханов, чей талант, проницательность и глубокое историческое чутье, интуиция не перестают поражать и сегодня. «Главным источником для истории народов кочевых и вообще племен, не имеющих письменности, были и будут полубаснословные их легенды и отрывки известий из летописей цивилизованных народов, с которыми они имели столкновения… Предания киргизов занимают почетное место по своей чрезвычайной простоте, ясности и по отсутствию сверъестественного и баснословного и во многом подтверждаются известиями Абулгази и особенно «Джами ат-тавариха».
Основываясь на народных преданиях, Ч. Валиханов подчеркивает, что «ногай» было общее название степных кочевых татар. «Время управления Джанибека (одного из основателей Казахского ханства), когда две родные орды ногаев и казаков жили вместе, воспевается в киргизских поэмах как золотой век». Этническая общность «узбек» состояла из трех племен или народов и это засвидетельствовано также в источниках: письменных и устных. Придворный историк Мухаммад Шейбани Фазлаллах ибн Рузбихан пишет по этому поводу: «Три племени относят к узбекам, кои суть славнейшие во владениях Чингисхана. Ныне одно из них — шибаниты и его ханское величество был и есть их повелитель. Второе племя — казахи, которые славны во всем мире силою и неустрашимостью, и третье племя — мангыты, а из них цари астраханские». О близкородственных связях казахов и узбеков сохранились многочисленные пословицы и поговорки, предания и легенды у казахов. До сих пор казахи говорят: «Узбек — это мой старший брат». Из трех народов, имевших общее происхождение, наиболее близкими были казахи и ногайцы — «две родные орды». В то время как эти два народа продолжали жить на одной и той же территории, судьба узбеков сложилась по-иному: они попали в совершенно другую среду. Средняя Азия, где узбеки основали свое государство, имела оседлое тюркское и таджикское население. Метисация узбеков с местным населением, образование узбекской нации растянулось на столетия. Более того, есть серьезные основания утверждать, что переименование такой этнической общности как сарты в узбеков произошло случайно и даже искусственно. Так, по данным Всероссийской переписи 1897 г., в русском Туркестане, т.е. исключая Хивинское и Бухарское ханства, проживало почти 1 млн. сартов, а по итогам сельскохозяйственной переписи 1917 г. сартов — всего 73 тыс. человек. Сохранившие себя как этнос в течение четырех веков сарты исчезают как народ ровно за 20 лет. Возможно ли подобное? Разумеется, нет. Просто в инструкции по переписи 1917 г. было предписано сартов записывать как узбеков, поскольку, мол, «сартов как особого народа не существует». По переписи (уже Всесоюзной) 1926 г. как этносы или этнические группы исключаются тюрки, курама, также как и сарты. Все они записываются узбеками.
Особая близость казахов и ногайцев проявляется в сходстве и даже тождестве их устных преданий, героического эпоса, легенд. Так, общими были дастаны (былины) об Едыге, Тохтамыше, Ер-Кокше, Ер Косае, Ер-Таргыне, Кобланды батыре, Камбар батыре, Шора батыре и др. В основе этих героических сказаний были деяния вполне реальных исторических личностей. Национальным героем казахского народа провозглашается Едыге. В одноименной поэме о нем устами знаменитого жырау (певец-сказитель) XIV века Сыпыра говорится: «Среди всех казахских героев прошлого первым и последним является Едыге». Следует помнить, что после войны поэма об Едыге была предана партийной анафеме как произведение, прославляющее реакционное прошлое, и имя Едыге на долгие годы было предано забвению. Но что интересно, Едыге, погибший на берегу Яика, был похоронен на горе Улутау в Центральном Казахстане — символе единства всех казахских родов и племен.
Когда Ч. Валиханов писал о «двух родных ордах казахов и ногаев», он естественно, имел в виду обобщенный образ казахского народа. Тесная этническая, историческая, духовная и территориальная связь казахов и ногайцев выражается, главным образом, через Младший жуз. Значительная часть ногайцев, практически вся Алтыулская Орда, растворилась среди казахов и ногайские кочевья оказались территорией Младшего жуза. Не случайно поэтому народное название казахов «алаш» (Ч. Валиханов) и сам этноним «казах» (Ч. Валиханов, историк М. Тынышпаев) они связывают с историей Младшего жуза. Ч. Валиханов полагал, что Младший жуз получил свое название по древнему монголо-тюркскому праву сохранять отцовский юрт младшему сыну, ибо здесь, на западе первоначально возник казахский союз, т.е. государственность. Он пишет: «Собственно прямыми потомками первых казачествующих батыров, давших первичную самобытную жизнь союзу их, почитают Младшую Орду». Если вспомнить, что ханы Бурундук, Касым имели своей столицей г. Сарайшык, основанный, вероятно, самим Бату ханом, представлявшим в период Золотой Орды крупный торговый центр на Великом Шелковом пути, то гипотеза Валиханова приобретает особую значимость. Он же заметил одну особенность насельников этого региона — «потомки батыров». Действительно, именно Младшему жузу народные предания приписывают, не без основания, смелость и отвагу. Широко известно изречение: «Дай копье Младшему жузу и поставь его против врага». О выдающейся роли Младшего жуза в борьбе против джунгарских захватчиков писал историк М. Тынышпаев.
Нельзя также забывать о том, что Младший жуз сыграл решающую роль как в сохранении целостности, так и расширении, вернее, восстановлении исторических пределов казахской государственности: именно батыры Младшего жуза во главе с Абулхаир ханом не позволили соединиться силам джунгар и калмыков; при Букей хане (1801 г.) казахи сумели вернуть (с согласия царского правительства) землю предков — «Атамекен» — междуречье Волги и Урала, образовав там самостоятельное ханство, просуществовавшее до 1845 г.
До начала XX в. Младший жуз остается многочисленным по количеству населения. Так, к концу XVIII века в Старшем жузе было 133 тыс. семейств, Среднем — 159 тыс. и в Младшем — 165 700 юрт. Расчет по принятой в научной литературе методике, когда кочевая семья имеет в своем составе 4-6 человек, а в среднем — 5 человек, даст следующие данные о численности казахских жузов: Старший — 665 тыс., Средний — 795 тыс., Младший — 828,5 тыс. человек. По расчетам Ч. Валиханова, к середине XIX века при общей численности казахского населения в 1 млн. 450 тыс. — 1,5 млн. человек, население Младшего жуза насчитывает 800 тыс. и Букеевской Орды — 150 тыс. Если даже учесть, что численность населения Старшего жуза явно занижена, поскольку Россия еще не полностью присоединила его, то все же численное превосходство Младшего жуза не вызывает сомнения. Лидеры Младшего жуза всегда сознавали силу и мощь своего союза. Так, бий Младшего жуза Айтеке мог позволить себе сказать: «Из 29 родов состоящий Младший жуз, превосходящий всех своей численностью, храбростью, славен своей независимостью…».
Внимательное изучение истории Золотой Орды позволяет правильно понять отечественную историю, уяснить значение такого феномена, как появление именно в Западном Казахстане идей целостности, единства народа, оформления впервые общественно-политической и философской мысли. Действительно, именно здесь берет свое начало казахский героический эпос, в котором прославляются деяния не родовых или жузовских батыров, а национальных героев, носителей идей объединения родной земли, ее защитников. И, конечно, далеко не случайно, что в Западном Казахстане появились первый казахский мыслитель Асан кайгы, замечательные поэты-жырау Казтуган, Доспамбет, Шалкииз (XV — первая половина XVI веков). Они родились и выросли на берегах Волги и Урала. Как киргизы Старшей Орды совсем не знали Золотой Орды, а в Средней Орде о ней кое-что знали только кыпчаки и аргыны, все предания и былины алшынов говорят только о былой жизни Золотой Орды и ногаев. Не намного расширили с тех пор историки народный кругозор.
Разные части Казахстана вместе составляют нашу единую страну, обретшую сегодня самостоятельность и независимость. История ее разных частей — это как грань алмаза, расцвечивающая отечественную историю, которая учит, если учиться у нее, и проучивает, если пренебрегать ею или пытаться манипулировать историей.

Б. ИРМУХАНОВ,
доктор исторических наук,  г. Алматы,
А. ЕРМАГАМБЕТОВА,
кандидат исторических наук,Атырауский государственный университет им. Х. Досмухамедова

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button