Общество

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ — БОГАТСТВО НАРОДА

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА КАЗАХОВ ВОБРАЛА В СЕБЯ ВСЕ ЛУЧШЕЕ, ЧТО СМОГЛИ СОЗДАТЬ НАРОДНЫЕ УМЕЛЬЦЫ НА ПРОТЯЖЕНИИ ДОЛГИХ ВЕКОВ. В НЕЙ НАШЛИ ОТРАЖЕНИЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ НАРОДА, И РОД ЗАНЯТИЙ, И ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС. В ЭЛЕМЕНТАХ ОДЕЖДЫ ОТЧЕТЛИВО ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ ВЛИЯНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ. НА ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ КАЗАХОВ БОЛЬШОЕ ВЛИЯНИЕ ОКАЗАЛ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, КОЧЕВОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. НАРОДНЫЕ МАСТЕРА В РАЗНЫЕ ВРЕМЕНА СОЗДАВАЛИ ОДЕЖДУ ТАКОЙ, ЧТОБЫ ОНА БЫЛА УДОБНА ДЛЯ ЕЗДЫ НА КОНЕ, СОГРЕВАЛА В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ ГОДА И ЗАЩИЩАЛА ОТ ЖАРЫ ЛЕТОМ. БОЛЬШОЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ КАЗАХСКОГО КОСТЮМА ТАКЖЕ ОКАЗАЛИ СОСЕДНИЕ НАРОДЫ, С КОТОРЫМИ КАЗАХИ НАХОДИЛИСЬ В ТЕСНОЙ ВЗАИМОСВЯЗИ. В КАЗАХСКИХ КОСТЮМАХ МОЖНО НАЙТИ ЧЕРТЫ, ПРИСУЩИЕ, К ПРИМЕРУ, НАЦИОНАЛЬНОЙ ОДЕЖДЕ ТУРКМЕН, УЗБЕКОВ, РУССКИХ, ТАТАР, КАРАКАЛПАКОВ, АЛТАЙЦЕВ И КИРГИЗ. МЫ ПОПРОСИЛИ НАУЧНОГО СОТРУДНИКА ОБЛАСТНОГО ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ МАКПУЗУ ГАЙНЕЛКЫЗЫ ПОДРОБНО РАССКАЗАТЬ О НАЦИОНАЛЬНОЙ ОДЕЖДЕ КАЗАХСКОГО НАРОДА.
— Одежда изначально появилась в жизни человека как средство защиты от природных явлений. Затем ее использовали для того, чтобы подчеркнуть социальный статус и эстетический вкус. Одежда во все времена выступала мерилом народной культуры. Казахская национальная одежда имеет многовековую историю, отражает национальный опыт трудовой деятельности. На протяжении веков казахская национальная одежда отличалась простотой и рациональностью, — рассказывает Макпуза Гайнелкызы, — для одежды казахов всегда были характерны общность форм для всех слоев населения, но с определенной социальной и возрастной регламентацией. Красоту одежде придавали отделка мехом, вышивкой, украшениями. Традиционными материалами для нее были кожа, мех, тонкий войлок, сукно, которые казахи изготовляли сами. Одежду шили и из привозных материалов – шелка, парчи, бархата, являвшихся своеобразным мерилом обеспеченности ее обладателей. Широко использовались также и хлопчатобумажные ткани. Особенность и в то же время закономерность казахской одежды была в том, что она видоизменялась в зависимости от образа жизни и рода занятия казахов. Она всегда соответствовала времени года и создавалась с учетом степной цивилизации.
Существовала большая разница между одеждой женщин и мужчин. Если одежда мужчин-кочевников, к примеру, в основном не менялась, то наряды девушек, молодых женщин со временем подвергались некоторым изменениям. Отличалась друг от друга девичья и женская одежда. Приведем несколько видов национальной одежды, которые носили женщины казахского народа в прошлом. Одна из них — это койлек (рубашка-платье), древнейший вид нательной женской одежды. Позднее под койлек начали носить нижние рубашки без рукавов (иш койлек), которые шили из легкой белой ткани без рукавов, с узкими плечами и широким вырезом горловины, реже с маленьким вырезом под горло и разрезом спереди, который завязывался тесемками. Рубашку-платье шили из разных тканей: для повседневной носки — из дешевых, праздничную – из дорогих. Платье выполнялось из цельного куска ткани сложенного пополам. От подмышек до линии низа оно сшивалось по боковым срезам. Иногда в них вшивали треугольные клинья. Рукава также выполнялись из прямоугольного куска ткани, сложенного пополам. Их делали прямыми, широкими. Платье имело глухой ворот, отложной или стоячий воротник и прямой разрез спереди, закрывающийся к рукавам, и к низу пришивали два-три ряда оборок. К концу XIX века возник новый покрой этого платья, постепенно вытеснивший старый. Платье стали делать отрезным по линии талии. Лиф шили по-прежнему туникообразным, в ширину одного полотнища, и к нему пришивали прямую, очень широкую юбку, собранную в сборку или заложенную в складки. Горловина оформлялась стоячим воротником с разрезом, который иногда обшивали планкой и делали застежку на три-четыре пуговицы с прорезными петлями. В начале ХХ века в покрое платьев казашек появились новшества, характерные и для остальных видов одежды: скошенное плечо, выкроиная пройма, манжет, на который собирался низ рукава, выточки или складки на спине и плечах, делавшие лиф более облегающим фигуру, юбка из косых расширяющихся клиньев. Очень красиво и гармонично с платьем сочетался камзол, легкая распашная одежда, сшитая по фигуре с расширяющимися книзу полами. Камзолом иногда называли безрукавную одежду, а с рукавами – бешметом. Известны и другие названия. Камзолы шили из бархата и других ярких тканей, на одинарной подкладке из ткани или шерсти. Молодые девушки носили камзолы более ярких цветов, чем женщины среднего или пожилого возраста. Праздничные камзолы отличались украшением, богатой вышивкой, позументом. От проймы в боковые швы вшивали треугольные клинья, сильно расширявшие низ изделия. Очень популярен был во все времена у женщин шапан. Это старинная верхняя одежда женщины наподобие современного широкого халата с длинными рукавами. Для теплого времени года его шили легким, а для холодного – с шерстяной подкладкой, простеганной вместе с верхом. Старинные халаты имели открытый ворот, а более поздние — отложной воротник. Праздничный шапан шили, как правило, из дорогой ткани, иногда украшали тесьмой золотистого цвета, вышивкой и полосками из меха. Нарядные, богато украшенные шапаны сохранялись как обрядовая свадебная одежда. Головные уборы казашек, как и женщин многих народов, помимо прямого назначения являлись еще своего рода указателем их семейного положения. Девушки носили головные уборы двух типов: тюбетейку (такыя) и теплую шапку с меховой опушкой (борик), отделанную по околышу мехом выдры, лисицы, бобра. Такыя, как правило, украшалась: к макушке обычно пришивался пучок перьев филина, игравший роль оберега. Позднее для украшения использовались позумент, кисти из ткани и серебряные монеты. У богатых девушек бытовали оригинальные тюбетейки из яркого бархата, расшитые орнаментом. К их верхушке пришивался широкий кусок той же ткани, который закрывал всю верхушку и спускался шлейфом. Особое внимание заслуживает головной убор казахской невесты — саукеле, представляющий высокую конусовидную шапку. Оказывается, он являлся обязательной частью приданого и готовился задолго до замужества девушки. Саукеле надевали невесте во время свадебного обряда, затем некоторое время после замужества молодая женщина носила его по праздникам. Женский головной убор состоял из двух частей: нижней – кимешек, надеваемой на голову, и верхней – в виде тюрбана, наматываемой поверх нижней части убора. Обе части убора выполнялись обязательно из белой ткани.
Мужской одежде, в отличие от женской, были присущи практичность и простота покроя. Макпуза Гайнелкызы рассказывает, что мужская одежда состояла из нескольких частей: распашной нательной рубашки (жейде), нижних штанов – из легкой ткани и верхних – из сукна, замши, овчины или плотных хлопчатобумажных тканей. Более зажиточные изготавливали верхние штаны из замши или бархата с вышивкой. Как и в женской одежде, легкой верхней одеждой были камзолы с рукавами или без них, чаще с закрытым воротом и стоячим воротником. Основным видом верхней одежды был также шапан. Теплая мужская одежда была однотипна: тулуп или иначе тон из верблюжьей или овечьей шерсти обычно простегивались. Обязательной частью мужской одежды были пояса из кожи или ткани, а у более богатых – из бархата и шелка. Постоянным головным убором мужчин была тюбетейка, поверх которой надевали другие головные уборы, — продолжает свой рассказ Макпуза.
— Шили тюбетейки из различных тканей, плотных хлопчатобумажных и дорогих: бархата, шелка, сукна, одноцветных и полосатых. Делали их на матерчатой подкладке, простеганной вместе с верхом. Частая строчка придавала тюбетейке твердость. Тюбетейки издавна украшались вышивкой, узорными строчками. Верхние головные уборы у казахов были разнообразными. Летом они носили борик или легкую войлочную шляпу – калпак, зимой надевали шапки особого покроя – тымак из меха. В старину мужская и женская обувь практически не отличались друг от друга, главное их отличие было по сезонам. Очень распространенными были у женщин и у мужчин бескаблучные сапоги – ичиги, а иначе они назывались – мәсы. На них надевали кожаные калоши – кебис, которые снимали, как правило, при входе в дом.
Рассказывая об особенностях национальной одежды, Макпуза Гайнелкызы наглядно показывала на экспонатах их своеобразие и практичность. Надо сказать, что фонд областного историко-краеведческого музея на сегодняшний день насчитывает большое количество экспонатов, демонстрирующих национальную одежду, характеризующих особенности ношения нарядов женщинами и мужчинами. Некоторые из них выставлены на показ в смотровой зал. Один из них – это мужской головной убор айыр қалпақ, который сшила и передала в фонд музея член Союза художников Республики Казахстан, известная мастерица прикладного искусства казахов А.Абдибайтова. Айыр қалпақ является наглядным примером головного убора, который носили состоятельные мужчины, а иногда даже бии. Он сшит из зеленого панбархата, а его макушка расшита золотистыми нитями в виде растительного узора. В нижней части головного убора – обычно желтая полоса.
В музее выставлено несколько красивых женских национальных нарядов. Достойное место среди них занимает копия уникального наряда, который носила супруга знаменитого Жангир-хана Фатима-ханым. Копия была выполнена А.Абдибайтовой из красного панбархата с расшитыми на ней золотыми узорами. Воротник этого наряда вырезан в виде буквы V, подклад к нему сшит из нежнейшего шелка, рукава расшиты цветами золотистой нитью. По мнению Макпузы Гайнелкызы, этот наряд по праву можно назвать уникальным произведением казахского декоративно-прикладного искусства.
— Своеобразно выглядит женский камзол из насыщенного красного бархата с длинными рукавами. Он сохранился в доме жителя Кзылкогинского района Галимжана Шаликова. Оказалось, что этот красивый, расшитый множеством узоров камзол, надевала его бабушка в 1897 году, когда стала снохой. Камзол был передан в фонд музея в 2003 году в результате проведенной сотрудниками музея исследовательской работы в Кзылкогинском районе, — заметила наша собеседница.
Макпуза Гайнелкызы подчеркивает, что во все времена одежда была национальным богатством казахского народа. Сложные покрои и вышивка на одежде говорят о богатом воображении и таланте мастеров декоративно-прикладного искусства прошлых веков. По одежде можно узнать об обычаях, традициях, эстетических вкусах народа, о культурно-историческом развитии наших предков. У казахской национальной одежды – богатая история.

Айнур АБДЕШОВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button