На пульсе времени
Как известно, 10 марта Глава государства Нурсултан Назарбаев подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан». Конституционные реформы в жизни государства — это всегда новый этап его эволюционного развития, сопряженный с множеством новаций и вопросов. Об этом сегодня в эксклюзивном интервью «ПК» рассказывает депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан, доктор наук, профессор Бейбит Мамраев.
Полномочия расширяются,
ответственность усиливается
— Бейбит Баймагамбетович, в специальном январском выступлении Глава государства отметил, что мы идем на этот шаг — повышение роли Парламента вообще и Мажилиса Парламента в особенности, для того, чтобы все ветви власти работали эффективно и ответственно, чтобы создать между ними соответствующие балансы и противовесы. Теперь, с принятием поправок в Конституцию, надо ждать от всех ветвей власти усиленной работы?
— Президентская форма правления исторически оправдывает себя: Казахстан за четверть века своей истории достиг признания как независимое государство, с которым считаются мировые державы. В политическую лексику прочно вошли понятия «Назарбаевская модель управления, казахстанская модель развития». Президент способствует углублению демократизации, которая направляет сильную государственную власть исключительно на служение интересам народа. Поэтому инициатива Президента о конституционной реформе есть политическая инновация.
Предложенные изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан направлены на совершенствование системы государственной власти и управления.
Поправки в Конституцию, при сохранении президентской формы правления, в значительной мере расширяют полномочия, и в то же время усиливают ответственность исполнительной и законодательной ветвей власти. Этот шаг в данных исторических условиях должен укрепить политический строй и обеспечить стратегическую стабильность всей системы государственной власти. Поэтому логично, что ветви власти просто обязаны усилить свою работу, т.е. ее результативность.
Поставят ли «плюс» работе Парламента?
Сегодня мы видим стремительное развитие политических процессов и изменение привычных устоев. Это стало возможным благодаря, прежде всего, стремительному росту технологий и социальных сетей.
Неизмеримо возросла роль общественности. Население выходит за рамки традиционных институтов и форм выражений мнения. На смену отдельным лидерам партий либо союзов приходит мнение большинства, подхватываемое и разносимое моментально. Простым доказательством этого тезиса является тот факт, что резонансные видео почти одновременно приходят пользователям социальных сетей и мессенджеров вне зависимости от их социального положения, статуса и вида деятельности. Это — новый тренд.
Что это значит для Парламента в свете перераспределения полномочий между ветвями власти, внесенных Главой государства на всеобщее обсуждение?
Вырастает роль законодательной ветви в согласовании экономической политики страны, а значит и ответственность за ее реализацию. По сути, есть лишь две важные функции Парламента — принимать законы и утверждать бюджет страны.
Особо следует отметить поправку, в соответствии с которой Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательную власть. Прежняя редакция статьи не отличалась такой четкой формулировкой.
Усилению роли Парламента будет способствовать также и то, что теперь Премьер-министр докладывает не только Президенту, но и Парламенту об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях.
Важным для системной работы ветвей власти является и сложение Правительством своих полномочий перед вновь избранным Мажилисом Парламента. Полагаем, что это необходимо для синхронизации работы вновь избранного Мажилиса и нового состава Правительства.
Полномочия по утверждению государственных программ республики и по утверждению единой системы финансирования и оплаты труда работников для всех органов, содержащихся за счет республиканского бюджета республики, передаются Правительству.
Данная поправка, несомненно, будет способствовать усилению ответственности Правительства в этих вопросах.
Также мы поддерживаем поправки, касающиеся деятельности Конституционного Совета, Верховного Суда, прокуратуры, маслихата, акимов административно-территориальных единиц Республики Казахстан.
В целом, внесенные изменения делают политическую систему Казахстана динамичной и более открытой к обновлению и развитию.
Правильным маршрутом следуем
— В новой редакции Конституции закреплена ценность межэтнического согласия. Вам, открывшему в АГУ имени Досмухамедова Институт АНК, эта поправка, наверняка, особо близка. Почему надо было в Основном Законе закреплять эту ценность?
— Конституционная поправка по межэтническому и межконфессиональному согласию, можно сказать, одно из основных условий повседневной жизни человека.
Вызовы последних десятилетий показали, что происходит с государствами, проигнорировавшими важность сохранения стабильности в вопросе стабильности межрелигиозных и межэтнических отношений. Не одно государство исчезло с политической карты мира. Наша страна, скорее, исключение, и только благодаря постоянному мониторингу, предпринимаемым Президентом и государством действиям мы не только сохраняем мир и согласие, но и являемся образцом для многих.
Выбор Казахстана в Совет Безопасности ООН, Астана как площадка для переговоров по Сирии — убедительное доказательство правильности нашего маршрута во внешней политике.
— Изучался ли опыт других стран, когда вносились такие существенные поправки в Конституцию?
— Любое зрелое государство, по мере продвижения к своим целям, обязательно корректирует законодательную базу. Они вносятся в той или иной форме; это могут быть как изменения, так и поправки, отдельные билли и т.п.
К примеру, конституция США имеет достаточное количество поправок; не избежали их конституции Франции, Великобритании. Согласитесь, меняются политические реалии мира, условия существования государств.
И только та страна, что держит руку на пульсе перемен, может рассчитывать на стабильность и успешность, как во внутренней, так и во внешней политике.
Надежда ШИЛЬМАН