«Древние законы казахского народа: традиции и преемственность»

На современном этапе развития современного казахстанского общества последние десять лет при поддержке Президента Казахстана Н.А. Назарабаева изучение необходимости возобновления древних правовых обычаев и традиций казахского народа и правовые реформы хана Тауке представляют собой разнонаправленную сферу хозяйственной деятельности кочевого общества казахов в дореволюционный период. Основным видом хозяйственной деятельности казахов было животноводство и связанные с ним претензии или спорные отношения в сфере пастбищ, водопоя, споры за землю, споры, подпадающие под гражданско-правовые и уголовные коллизии, а также юридические обычаи, регулировавшие за тысячу лет до образования Казахского ханства и продлившиеся до конца XIX века.

Данная научная статья посвящена изучению юридического быта казахов. В исследуемой теме рассматриваются основные аспекты обычно-правовой системы казахского права. Уникальность казахского обычного права была неписаным правом. Оно построено на ряде основных нормативных институтов и на множестве кратких, легко запоминающихся и в то же время выразительных изречений, содержащих основополагающие материальные и процессуальные правовые нормативы. Правовые нормы казахов, как правило, являются отправным началом для выведения конкретных норм путем логического вычленения, толкования, адекватных конкретным жизненным случаям.

В 1680 году хан Тауке был возведен на трон, внешнее и внутреннее положение казахского общества было крайне тяжелым. Соперничество и разногласия между феодалами усиливались, каждый из казахских султанов стремился отделиться и самостоятельно управлять принадлежавшими ему улусами. Взаимосвязь между жузами прерывается, они все дальше отдаляются друг от друга. Каждый из трех жузов стал независимым, на словах они по-прежнему были подвластны великому казахскому хану, на самом деле каждый единолично правил подвластными владениями. Все это привело к разобщению казахского народа, к трудностям противостоять внешним врагам.

Законодательные нормы обычного права и этические правила казахского народа в период правления хана Тауке — это копившиеся столетиями неписаные законы, уклад жизни казахов нуждался в переработке и принятии новых правовых норм в обществе казахов. В любой стране на законы, обряды и традиции влияют духовное сознание, географическое расположение, экономическое, социальное положение, развитие науки и искусства, духовные верования и менталитет. Вследствие этого возникает правовое мировоззрение, которое призвано защищать интересы общества, сохранять единство народа, соблюдать правопорядок. Это влияет на законодательные функции государства. Такие особенности казахского народа находят выражение в их национальных обычаях и традициях.

Обычаи и традиции в свою очередь оказывают влияние на законотворчество. Обряды и законы древнего казахского народа считались простыми и удобными для общества, и все, независимо от положения и возраста, преклонялись перед ними. За их выполнением следили ханы и старейшины родов, бии. В то время биев никто не избирал. К тому, чтобы стать бием, готовились с малолетства. Для этого им приходилось много заниматься, совершенствоваться. Бии все споры решали справедливо.

Тот, кто не мог прямо, открыто, не боясь ничего, рассуждать, не знал все тонкости обычаев своего народа, не служил во имя единства народа, тот не был настоящим, истинным бием.

По дошедшим до нас сведениям, еще не приняв ислам, казахское общество, учитывая социальное и политико-экономическое положение, сформировало и стало придерживаться степных законов «жар?ы». Одним из важных источников казахского обычного права является «ереже» — малые кодексы обычно-правовых норм.

Очень сложно говорить об основах и истоках самого понятия «Жеті Жарғы». Но их следует искать в положениях, которых придерживались наши тюркоязычные предки в незапамятные времена. Многие ученые ищут их в «Жаса» или «Ясса» уложениях Чингисхана. По-нашему мнению, «Жеті Жарғы» — это результат обычного права наших предков степного края и родственного тюркоязычного народа, позже обогащался теми новшествами и изменениями, которые присущи каждому историческому периоду, в особенности, оказали влияние «Правила аксакалов», «Решение биев», «Правила и Положения», а также ориентировался на основные законы «Жаса» Чингисхана, «Уложения Касым хана», «Есим хана».

«Жар?ы» на казахском языке означает «справедливость, решение». Корень означал разрубить, разделить точно и справедливо. О справедливых, честных биях в народе говорили: «?ара?ылды ?а?жар?ан» — «разрубивший пополам волосок». В то время говорили правду, чего бы это ни стоило.
В свое время были внесены крупные изменения в законы обычаев и традиции Урыс ханом, Касым ханом, Xакназар ханом, Есим ханом. Но эти изменения дошли до нас не полностью.

По своему содержанию правовое «Уложение Касым хана» основано на древней военной демократии. В конце XV — начале XVI вв. бухарские иман-казы, распространяя религию, призывали народ придерживаться исламской религии и отречься от правовых догм, диктуемых самим народом и временем. Но народ не принимал всерьез эти увещевания и долгое время не соблюдал законы шариата, потому что основным видом деятельности их было скотоводство. Все свое время они уделяли своей деятельности, и поэтому соблюдение и выполнение правил и законов шариата вызывало у них определенные затруднения. К тому же правила предков не противоречили высоким целям благородности.

Касым хан, хорошо осведомленный этими обстоятельствами, в период обострения внутриполитической ситуации не стал идти против народа и биев, а просто поддержал, дополнил и улучшил старые законы, т.е. воспользовался лишь определенной частью законов шариата, усилил законы своего «Уложения», которые были близки и понятны народу. Народу полюбились внесенные новшества, и они прозвали эти законы «Праведный путь Касым хана» — «Касым ханны? каска жолы».
Таким образом, к старым законам добавили новые правила и положения:

1. Закон имущества или имущественные отношения (правила для решения тяжб переселения, земель, воды, скота, имущества).

2. Уголовные законы (убийство, нашествие, кража скота, воровство и меры наказания за это).

3. Военные законы (формирование войска, обязанности аламана, черный казан, стоимость скакуна, мужчины и др.).

4. Дипломатические традиции (красноречие, вежливость и манеры поведения в международных отношениях, манера разговора).

5. Народные законы (обычай раздавать бесплатно шулен (еда), праздники, поминки, правила поведения на собраниях и праздниках, добровольная помощь (жылу), взаимовыручка (асар) и др.).
Существует единое мнение, что на Уложения Тауке хана «Жеті Жарғы» не повлияли исламская религия и шариат, однако это требует изучения, потому что в это время появилось много поэтов, акынов-жырау, пропагандировавших ислам. Для казахов ходжа был святым, сказанное им выполнялось беспрекословно. Влияние религии было, но и древние обычаи нашли свое отражение в законах. Об этом свидетельствуют появившиеся в тот период произведения поэзии, эпические поэмы, изречения. Причину совпадения казахских «жар?ы» с законами шариата следует искать в кочевых традициях тюрков и казахов. Обряды двух народов не совсем далеки друг от друга. К тому же, как известно, Коран руководствуется лучшими стремлениями человечества. Однако казахи в то время не выполняли главные догмы (заповеди) ислама: пять раз в день читать намаз, держать оразу.

Это было обусловлено их постоянным занятием — скотоводством и кочевкой. А важные законы и этические правила казахского народа, касающиеся воровства, преступлений, общественных взаимоотношений, не отличались от отношения к ним арабов.

Одним из переломных для казахов является Уложение «Законы Есим хана». Эти законы были приняты во времена самого Есим хана, сына Шигай хана, внука Жадик хана. Есим хан большую часть времени провел в походах против ойратов, поэтому он не сильно изменил «Уложение Касым хана». По дошедшим до нас сведениям, ??н (стоимость) мужчины Есим хан определил в 100 лошадей и 6 верблюдов. Это относилось ко всем мужчинам, независимо от их происхождения, т.е. будь он бедным, богатым, султаном или простолюдином. К тому же были внесены дополнительно стоимость искусства, стоимость кости. Если убитый был певцом, поэтом, бием, то за его искусство взималась дополнительная плата. Если останки умершего не доставались его родичам, становились добычей животных и птиц, то за его кости взималась различная плата. ??н женщины определялся калымом. Нормативно-правовой акт Есим хана отвечал социально-экономическому укладу, воззрениям, психологии, быту народа и соответствующей им политической структуре общества.

Остановимся на этимологии уложения Тауке хана «Жеті Жарғы». До сих пор этот вопрос остается невыясненным до конца, потому что в этом вопросе нет единого мнения. Каждый исследователь по-своему растолковывает этимологию слова «Жеті Жарғы». В юридической литературе «Жеті Жар?ы» — это произведение семи биев, т.е. законы, созданные семью биями. Среди исследователей много тех, кто одобряет это утверждение. Например, Н.И. Гродеков пишет: «При Тауке хане было семь биев, семь жаргыны или семь жаргы, семь производителей дел». Л.А. Словохотов пишет: «В Культобе Тауке хан собрал семь биев». Некоторые наши исследователи поддерживают это мнение. А.П. Чулошников пишет: «Жеті Жарғы» — «объявление семерых». Иногда «Жеті Жарғы» связывают с «Жеті жорға»: «У Тауке хана было семь биев, как скакун (жор?а), одинаково наступающий на четыре ноги, все семеро были ораторами, и потому народ прозвал их «Жеті жорға Тауке хана» — семь скакунов Тауке хана».
Современные исследователи считают, что «Жеті Жарғы» было принято на «Совете биев», проходившем в урочище Куль-Тобе (Сырдарьинская область).

Имеется сообщение потомка Жанибек батыра (главного батыра Тауке хана) о том, что «Жеті Жарғы» принят на «Совете биев» в 1680 г. в сентябре месяце. Эта дата, несомненно, подлежит еще уточнению. Этот совет созывался вблизи местечка Ханабад в Куль-Тобе, на берегу реки Ангрен (нынешний Узбекистан). Возможно, не случайно, что эта местность вошла в историю и сохранилась в народной памяти. В народе до сих пор говорят: «Култебені? басында күнде жиын, күнде кенес», т.е. «в Куль-Тобе каждый день собрание, каждый день совет». Это выражение, очевидно, появилось в связи с длительным обсуждением «Жеті Жарғы».

Принятое с большим трудом в результате многоразовых представительных совещаний, при активном участии знаменитых в то время биев из трех жузов, «Жеті Жарғы» явилось результатом согласованной деятельности Совета биев. Дело в том, что на Совете биев, устраиваемом Тауке ханом, присутствовали представители — бии из всех казахских родов, число которых достигало восьмидесяти, не считая подродов.

Правовое уложение «Жеті Жарғы» устанавливало и разрешало споры, обеспечивало законность в семи сферах общественной жизни: земельные тяжбы, споры из-за вдовы, споры из-за куна, воспитание детей и брачные отношения, ответственность за преступления, межродовые споры, обеспечение национальной безопасности.

Обычно-правовой сборник, или уложения «Жеті Жарғы», современные ученые называют первой степной Конституцией казахского общества, составленный самим Тауке ханом при активном участии знаменитых в то время биев, был принят в один из самых сложных и трудных периодов в истории страны, когда нужно было объединить силы народа для организации отпора вторгшимся вглубь казахской степи полчищам джунгар.

Это уникальное обычно-правовое уложение. Оно было создано с объединительной целью, предусматривало более суровые наказания для тех, кто разжигал межродовую рознь, выступал против своих правителей, биев и батыров, занимался воровством и хищением скота, в особенности лошадей, и своими действиями, называемые в народе барымтой, прямо или косвенно, усугублял без того тяжелое и бедственное положение народных масс.

Таким образом, в основе законов Тауке хана лежали нормы казахского обычного права. По своему составу и структуре обычное право казахов не знало деления противоправных действий на гражданские деликты и преступления. В уложении Тауке хана было немало правовых норм, поощряющих коллективизм, общность прав в некоторых областях хозяйственных, внутриаульных и бытовых отношений. Казахское обычное право построено на ряде основных нормативных институтов, по современным представлениям, правовые нормы — это установленные государством, его компетентными органами правила поведения.

По содержанию «Жеті Жарғы» состоит из трех пластов-частей: первая часть — древнее казахское обычное право — «қасым ханның қасқа жолы» (законы Касым хана); вторая — «Есім ханның ескі жолы» (законы Есим хана); третья — законы, введенные в период правления Тауке хана, отвечающие его политике.

Рассмотрим теперь природу и структуру норм «Жеті Жар?ы». Хан Тауке во всей своей деятельности пытался опереться на ислам и на нормы обычного права. В правовом отношении он приравнивал ходжей к султанскому сословию, расширил сферы распространения норм шариата. Высшее духовенство привлекалось ханом для совета по важным делам. Оно активно вмешивалось в политические дела, ратуя за укрепление ханской власти. Согласно законам Тауке, за обиду султана или ходжи словами виновный наказывался штрафом в 9 скотин, а за побои их должен был выплачивать 27 скотин . Ходжи, как представители духовного звания, освобождались от податей.

Большое место в «Жеті Жар?ы» занимал вопрос об урегулировании землепользования, из-за нерешенности которого в казахском обществе шла постоянная борьба. Борьба за землю для рядового скотовода или группы семей скотоводов была борьбой за существование. Ее острота зависела от размеров пастбищного пространства и объема скотоводческого хозяйства. В казахском обществе одним из основных средств общественного производства была земля, экономическая роль которой определялась тем, что она использовалась как пастбища для скота.

Сезонные перекочевки были давней и устоявшейся традицией, закрепленной нормами обычного права. Однако, в связи с джунгарскими нашествиями и вызванной этим увеличением плотности населения на свободных территориях, традиция эта стала периодически нарушаться. Споры из-за обладания пастбищами приобретали широкий и острый характер. Регламентация земельных отношений в новых условиях явилась одной из актуальных задач в казахском обществе.

Тауке хан при содействии Совета биев заново закрепил районы кочевий между отдельными родами. Уложением предусматривалось закрепление определенных пастбищных участков за отдельными предводителями родов. Обширные, лучшие угодья перешли во владение влиятельных и крупных родовых коллективов. Хан сохранил за собой право распоряжаться пастбищным пространством ханства.

Одно из важных мест в «Жеті Жар?ы» занимает «Жесір дауы — Спор за права женшин-вдов». Похищение женщины порождало распри, длительные споры и острые столкновения. Обычное право различало ответственность за похищение непросватанной и просватанной девушки или замужней женщины. По требованиям «Жеті Жар?ы» за насилие над женщинами и девушками применялась смертная казнь. Считались одинаково тяжкими преступления и убийство человека, и насилие над женщиной. Если у женщины не было мужа, а родственники были согласны простить обидчика, он выплачивал выкуп, положенный в таких случаях, и освобождался от смертной казни. Но если надругательство было совершено над девушкой, то обидчик должен был жениться на девушке, уплатив установленный калым и один тогуз (9 раз) за бесчестие, чтобы избежать смертной казни. Наряду с этим, похитивший чужую жену мог избежать смертной казни, выпросить прощение и заплатить соответствующий выкуп (??н — как за убийство).

Согласно установлениям «??н», за убийство предусматривалась, как правило, смертная казнь. С согласия родственников убитого допускалась замена смертной казни выкупом (??н). Для тех, кто не в состоянии был уплатить ??н, разрешалась замена смертной казни выдачей виновного или его родственников в рабство. Размер выкупа по «Жеті Жар?ы» за убитого простого мужчину — 1000 баранов, за женщину — 500. Размеры выкупа носили сословный характер. Так, по «Жеті Жар?ы», за убийство султана или ходжи взыскивалось 7000 баранов, за убийство рабов отвечали только перед Всевышним.

За похищение скота предусматривались различные меры наказания — от выплаты аипа (возмещения вреда) в размере трех тогузов (9*3=27) его действительной стоимости до смертной казни. Вводя особо строгие меры за нарушение права собственности на скот, уложение Тауке хана, безусловно, обеспечивает защиту частной собственности, сосредоточенной в руках знати.

Грабеж в казахском обществе носил характер межродовых распри, совершался большими группами людей и переплетался с барымтой, т.е. с самовольным осуществлением потерпевшей стороной права мести над обидчиками. Грабежом, как и барымтой, занимались те, кто располагал достаточной силой и средствами. С целью прекращения грабежа и барымты Тауке хан назначил для каждого рода тамгу — утвержденный Курултаем знак становления символом рода. Каждый владелец собственности имел свой личный знак — метку, которая наносилась на ухо скотине. Если там?а — клеймо означало принадлежность племени, роду, наличие метки означало принадлежность собственности отдельному человеку.

Согласно архивным источникам в «Жеті Жар?ы», сохранились архаистические нормы, например: кровная месть (?анды кек), барымта, предоставление преступнику убежища, изгнание из общины, самосуд, аменгерство, калым, многоженство, жылу, асар, аманат, тамырство и т.д.
Систему карательных мер, предусмотренных «Жеті Жар?ы», можно условно разделить на две основные категории: к первой, имевшей обозначение «басымен тартатын жаза (личная ответственность) относились такие меры, как смертная казнь, изгнание преступника из общины. Вторую можно назвать «малымен тартатын жаза» (откуп скотом); «??н» (выкуп); «айып» (штраф).
Государственная власть Тауке не была еще достаточно сильной для того, чтобы обеспечить принудительное осуществление судебных решений. Поэтому когда сородичи (которые несли коллективную ответственность) отказывались выполнять постановления суда, не возвращали похищенное имущество или не платили ??н (выкуп), то потерпевший, один, при содействии своих сородичей, имел право захватить скот ответчика и его родственников.

Уложение хана Тауке — это свод обычно-правовых норм, регулирующих наиболее важные общественные отношения с точки зрения внутренней и внешней политики государства, интересов его укрепления обществом. Подтверждая древнее обычное право, «Жеті Жар?ы» было направлено на известное ослабление тяжести междоусобиц и усиление правопорядка в обществе, обеспечение защиты от общественно-опасных посягательств тех социальных сил, которые занимали господствующее положение в системе экономики и политической власти. Этот законодательный акт способствовал определенной консолидации казахского общества, объединению его усилий для организации отпора внешнему нашествию.

Казахская патриархально-феодальная знать и ханская власть предприняла ряд отчаянных и важнейших мер по объединению военных и экономических усилий трех казахских жузов, улучшению управления ими, ослаблению полицентристских и сепаратистских тенденций в казахском обществе. В этой обстановке было принято уложение Тауке хана «Жеті Жарғы».

Тауке хан предпринял реформы, усиливающие ханскую власть. Он вел свою политику, опираясь на представителей степной аристократии — биев, батыров. Создал Народный совет и Совет биев, возвысил роль биев в обществе, создал Совет биев, который был исполнительной властью. Ежегодно в одно и то же время проводил собрание трех жузов.

Тауке хан стремился ослабить власть тех феодалов и султанов, которые противостояли единству народа, старался усилить феодальный строй. Споры между жузами и улусами разрешались на Совете биев. Участвовали в них такие уважаемые и авторитетные бии своего времени, как Толе би, Казыбек би, Айтеке би и другие известные в истории личности.

Тауке хан взял власть в свои руки. Проявил себя как дальновидный политик. В его руках были сконцентрированы такие полномочия, как дележ и перераспределение земли, обозначение места кочевья, поборы, судебное дело, вооруженная сила и многие другие. Он постоянно держал под контролем внешнюю ситуацию, совершеннолетних обязал носить с собой пять разновидностей оружия.

Таким образом, опираясь на черную кость (простой народ), Тауке хан во многом был в выигрышном положении, потому что Совет биев установил тесное взаимоотношение между родами, укрепил единство народа. На Народном совете обсуждались волнующие вопросы: кочевка, внутреннее спокойствие и стабильность, защита от внешних врагов и другие проблемы. В итоге Совет биев стал основным советником хана, он решал все узловые вопросы внутренней и внешней политики ханства, т.е. имел огромное политическое значение.

Следовательно, результатом одной из крупных реформ этого периода стал свод законов «Жеті Жар?ы», созданный на основе народных традиций и народной мудрости. Опираясь на эти законы, казахские бии решали споры и конфликты общества. В результате в обществе стала налаживаться спокойная мирная жизнь, воцарилось согласие. Ханская власть укрепилась. С внешними врагами переговоры велись на равных правах. Нападений извне стало реже. Однако джунгары все еще оставались грозными врагами. В то время они и не подозревали, что именно казахи покончат с этим народом навсегда. Многие правила «Жеті Жарғы» до начала XX века были относительны родоплеменным отношениям.

Подтверждая древнее обычное право и укрепляя господствующую роль феодально-родовой знати, «Жеті Жарғы» было направлено на известное ослабление тяжести междоусобиц и усиление феодального правопорядка. Безусловно, в большинстве нормы «Жеті Жар?ы» обеспечивали защиту от общественно-опасных посягательств, экономических и политических интересов господствующего класса.

Историческое значение «Жеті Жарғы» состоит в том, что этот законодательный акт способствовал определенной консолидации казахского общества, объединению его усилий для организации отпора внешнему нашествию.

«Не зная прошлого, истории, трудно знать настоящее время, предположить будущее, без осмысления пройденного пути невозможно поступательно двигаться вперед». Эта цитата была сказана великим философом человечества, вторым учителем мира Абу Наср аль-Фараби.

Мурат ГУБАЙДУЛЛИН,
старший преподаватель кафедры
«Гражданско-правовые дисциплины»
АГУ им. Х. Досмухамедова