Дорога, дорога, ты знаешь так много
В областном маслихате прошло совещание с участием депутатского корпуса, местных исполнительных и правоохранительных органов, квазигосударственного сектора и предпринимателей, на котором обсуждалась жалоба жителей сел Жарсуат и Бодене Индерского района касательно состояния автодороги «Атырау — Индер».
НЕПРОСТАЯ СУДЬБИНУШКА ИНДЕРСКОЙ ТРАССЫ
Открывая это совещание, председатель Атырауского областного маслихата Муса Хайруллиев отметил, что будут заслушаны представители различных сторон для рассмотрения этой жалобы и поиска путей решения назревшей проблематики. Выступиший депутат Жанай Амантурлин рассказал об ее сути.
«Дело в том, что эти села Индерского района находятся вдоль трассы областного значения «Атырау — Индер» общей протяженностью 170 километров. С 2016 года и сегодня эта дорога интенсивно, можно сказать, нещадно эксплуатируется самосвалами-грузовиками, которые перевозят строительные сыпучие материалы с карьеров в Индерском районе. Грузовики же, загруженные сверх заданных порогов, перевозят стройматериалы, особенно в ночное время. Это значит, что они приводят к разрушению дорожного покрытия. Свидетельством тому являются образовавшиеся в настоящее время на дорожном покрытии ямы, колдобины и трещины между населенными пунктами Жарсуат и Индербор. С другой стороны, они же являются основной причиной увеличения количества дорожно-транспортных происшествий, в результате которых люди получают травмы и увечья, порой несовместимые с жизнью. Плюс ко всему недовольство селян вызывают грузовики, вытаптывающие пастбища и луга для выпаса скота, не соблюдая правила проезда по таким местам. Проезжая рядом и внутри сел, они поднимают пыль. Возникают вопросы: «А каковы условия, прописанные в договорах на недропользование при эксплуатации этих карьеров, в том числе заключенные с «СПК «Атырау»? Почему в них не предусмотрены специальные весы для грузовиков и объездные дороги, которые должны проложить предприниматели, взявшие в пользование эти карьеры? А если такие условия имеются, то почему они не соблюдаются и не контролируются? Может, назрела пора пересмотреть эти договоры на недропользование, заключенные ранее? Все поднимаемые населением вопросы вызывают недовольство, а вернее, то, что вовремя не решаются», – сказал депутат Амантурлин.
В ходе этого был продемонстрирован видеофильм, где были показаны кадры, как большегрузные автомобили, груженные сыпучими материалами, ездят по дороге «Атырау — Индер», в какое неприглядное и фактически негодное техническое состояние пришла эта автодорога, введенная поэтапно в эксплуатацию с 2014-2015 годов после капитального ремонта. Показаны карьеры ПГС (инертных материалов) и лежащий вокруг карьеров мусор.
ОДНА НАДЕЖДА — НА ДЕПУТАТОВ
В этом видеофильме один из жителей, в частности, сказал, что дорога, расположенная на левом берегу Урала, в азиатской части района, ранее была в прекрасном состоянии. Однако оно стало резко ухудшаться из-за того, что большегрузные автомобили, в том числе и нашумевшие китайские самосвалы «Шахман», непрерывным потоком вывозят сыпучие стройматериалы с карьеров. Жители с. Жарсуат жалуются на это чуть ли не с 2018 года. Писали и ходили к акимам области Нурлану Ногаеву, Жолдаскали Досмухамбетову, а теперь вот обратились к Серику Шапкенову, обращались и в различные инстанции. Выходили жители даже на митинг, но, увы, все тщетно. А воз и ныне там. Разочаровавшись во всем, селяне обратились к вновь избранным депутатам Мажилиса и местных маслихатов в надежде на то, что, может, у них получится найти правду, и они могут поспособствовать наведению порядка.
С учетом вышеуказанной информации, житель от имени всех односельчан попросил, чтобы транспортную инспекцию области оснастили еще одним автомобилем, обрудованным специально для взвешивания грузовиков, и чтобы он на постоянной основе курсировал на этой дороге. Дело в том, что часто грузовики во время проведения совместных спецрейдов транспортной инспекции и полиции «прячутся» или «залегают на дно», по всей видимости, их кто-то предупреждает. А иные грузовики становятся подозрительно законопослушными, выезжая на правый берег на трассу «Атырау — Уральск». Этот житель также призвал депутатов создать комиссию, провести мониторинг карьеров, изучить их состояние и насколько они соответствуют договорным обязательствам, заключенным с частными недропользователями. В части того, оснащены ли они весами, имеют ли водовозы, чтобы поливать дороги от запыления и т.д. Надо сказать, что уже настало время проведения капитального или среднего ремонта автомобильной дороги «Атырау — Индер» согласно нормативам, а также введения ограничения на проезд иностранных и местных большегрузных автомобилей. Потому как по классу она отнесена к дорогам местного значения, не предназначенным для интенсивного автопотока и перевозки по ней особо тяжелых и тяжелых грузов, для чего предназначены дороги 1 и 2 классов как трассы республиканского значения. Дорога «Атырау — Индер» рассчитана на весовую нагрузку до 8 тонн на одну ось. Она долгие годы была мечтой для народа, живущего вдоль нее. Помнится, чтобы добраться из города в Индер, приходилось трястись в дороге по 4-5 часов, но, похоже, эти дни могут спокойно вернуться обратно. Сейчас день ото дня состояние дороги ухудшается из-за слабого контроля и фактического бездействия властей. В настоящее время подавляющее большинство дорог на территории области предназначено для легкового транспорта. А когда грузовой автомобиль, который сам весит 15-20 тонн, а с грузом он достигает 30 тонн, и добавьте к нему еще прицеп, то, естественно, никакая дорога не выдержит такой нагрузки. Кроме того, в период межсезонья или осенне-весенних осадков, в жаркие летние дни для грузовиков должны вводиться ограничения и уменьшаться нагрузки на ось. Так как и в дождь, и в жару свойства дороги и без того подвергаются воздействиям природного характера. А теперь представьте себе, как по нагретому от высокой температуры асфальту, немного размякшему, несутся один за другим груженые самосвалы. Но ограничения на проезд большегрузов в большинстве случаев не соблюдаются. Из-за чего долгожданные дороги, отремонтированные сравнительно недавно, за короткое время приходят в негодность. В результате средства налогоплательщиков, милллиарды тенге неразумно разлетаются по ветру, что приводит к разумной обиде жителей. Ведь, по правде говоря, в накладе остаются прежде всего обычные жители, так как акимат рапортует о строительстве дорог, подрядчики-дорожники, грузовики и владельцы карьеров зарабатывают положенное. А народ не может пользоваться нормальными дорогами.
Между тем, поврежденные дороги представляют особую опасность для водителей и их пассажиров. Более того, в течение всего лета жители сел вынуждены дышать пылью, поднимающейся с колес машин, которая не развевается ни днем, ни ночью. Зачастую песчаные карьеры находятся недалеко от сел и пастбищ. В соответствии с установленными требованиями нельзя допускать периодического подъема пыли и нужно разбрызгивать воду на выходы из карьеров. При этом все карьеры должны быть оборудованы приборами для взвешивания загруженного песка, а также объездными путями и маршрутами. В карьере возле села Жарсуат нет измерительного прибора.
На заседании состоялся открытый диалог, тщательно и всесторонне обсужден данный вопрос, заслушаны доклады руководителей государственных органов, заместителя акима Индерского района Асета Уразгалиева, руководителя областного управления автодорог и пассажирского транспорта Самата Айткалиева, председателя правления АО «Социально-предпринимательская корпорация «Атырау» Данияра Таханова и других должностных лиц. Депутаты задали массу вопросов, на которые отвечали представители соответствующих государственных органов по поводу складывающейся проблемной ситуации, и в свою очередь они тоже высказали свои предложения по решению этого вопроса. Под конец заседания депутаты облмаслихата сами решили создать комиссию, как того рекомендовали жарсуатцы, да и проверить прямо на месте, как работают и чем оснащены карьеры, кто там возит грузы с перегрузом и т.д. Но главное, чтобы водителей самосвалов никто не предупредил, и они «не залегли на дно». В противном случае «охота» за грузовиками будет похожа на ловлю зайцев в поле.
Тимур КАЗИЕВ