Пока вы читаете эти строки, атырауские байкеры на своих железных конях, прикрепив один из главных символов страны — Государственный флаг — минуют Шымкент.
Это участники ставшего уже традиционным мотопробега «Менiң елiм», маршрут которого ранее охватывал крупные города. На этот раз новшество – мотоциклисты заедут как в областные центры, так и в аулы, побывают в исторических местах и возьмут с собой в путь любого казахстанца, пожелавшего следовать за ними.
Впрочем, давайте обо всем по порядку: перед отправкой в патриотическое «турне» в гостях у «ПК» побывал лидер мотоклуба «Wheels Brothers MC», основатель проекта «Менiң елiм» Олег ШМАЛЬ.
Желание переросло в проект
— Олег, вы отправляетесь в мотопробег «Менiң елiм» вот уже восьмой раз подряд! Это всегда мощно, красиво, торжественно. Припомните, пожалуйста, в каком из пробегов, в каком году к вам присоединилось больше всего участников?
— Вначале я хотел бы сказать, что нам всем, кто участвовал в пробеге или встречал его участников, каждому, кто хоть чуть-чуть прикоснулся к его реализации,– удалось создать очень интересный и перспективный проект. Проект, который призван объединять увлеченных мототемой людей, давать возможность проехать по стране в организованной команде; проект, который позволяет иметь возможность увидеть разные уголки нашей Родины и, конечно, найти новых друзей. Возможно, количество участников важно, если рассматривать наш проект с позиции сухого официального отчета. Но он много больше и многограннее статистических выкладок. Важно, что по прохождению маршрута к нам присоединялись друзья, пусть и на определенный отрезок пути; нас встречали, и это тоже есть участие в нашем проекте! И таких вовлеченных людей сотни, а тех, кто узнал о проекте из печатных или интернет СМИ, и загорелся сам — тысячи.
— С чего возникла идея – на мотоциклах по Казахстану?
— Просто появилось огромное желание проехать от Атырау до Алматы. Нам показалось скучным ехать одним, и мы решили предложить нашим друзьям из других городов присоединиться к нам. Показалось неинтересным возвращаться по дороге, по которой приехали, решили продолжить маршрут через Астану и вернуться по северу. Ну а раз получилось кольцо, то это уже интересный проект, и мы решили дать ему название.
Однако «Менiң елiм – Моя страна» – это не просто патриотичные слова. Это ведь еще и первая строка нашего Гимна, и наиболее емкое словосочетание по смыслу, который мы вкладывали в проект на стадии его планирования. Но на том этапе не планировалось, что проект станет ежегодным и приобретет статус национального, это был план одного мероприятия. Идея возникла в 2012 году, и она попала в цель, но нам понадобилось два года до запуска проекта.
Первый пробег состоялся в 2014 году, и впечатлений было столько, что нам захотелось повторить! Со временем пришло понимание, что проект уникальный, и не планируя изначально, нам удалось создать интересный и единственный в Казахстане, в своем роде, мотопроект, который объединяет.
К слову, в этом году в мотопробеге нам удалось объединить два прикаспийских города — в Актау открылся филиал нашего клуба. И у нас появилась возможность организовать официальный старт пробега на берегу Каспийского моря, нашей гордости и крайней западной точки Казахстана.
Улыбки от заправщиков и ухабы в пути
— На протяжении всего маршрута наверняка были приятные моменты, когда люди выражали свои эмоции — всё-таки, вы «везете» Государственный флаг.
— А всегда эмоции, с самого первого километра пути до завершающего путешествие шага в дом! Заправщики на заправочных станциях, кассиры в магазинах, люди на улицах сел и городов – от них всегда получаешь улыбки, вопросы «откуда?», «куда?», «зачем?», «жарко ли вам?», «проходите, посидите в прохладе», «угощайтесь». И каждая встреча – это огромный заряд позитива и уверенности в правильности выбранного направления нашего проекта.
— А неприятные моменты были?
— Правильная организация, продуманный план поездки, серьезные и ответственные руководители в пути — залог приятного и безопасного путешествия. Мы вообще проделали большую работу по снижению факторов риска для участников проекта. На сегодня это более 70000 километров и 120 дней в пути без инцидентов.
Пожалуй, единственный негатив, который возникал у нас, участников проекта, это качество дорог либо их отсутствие. Но со временем перестаешь обращать внимание на это и каждый день, выезжая в путь, принимаешь все условия, которые подготовила тебе судьба, имею в виду и погоду, и дороги…
— Вы ведь намеренно устраиваете мотопробег ко Дню госсимволов? Это просто очень здорово и интересно! А как вы, Олег, сами относитесь к патриотическим акциям и проявлениям патриотических чувств обычных граждан? Например, авто, разрисованное под колор Госфлага, маникюр с элементами флага и даже носки с тем же колором?
— В начале проекта мы приурочивали старт к какому-то событию либо дате, чтобы придать дополнительных красок проекту. Позже поняли, что национальный мотопробег — это лучшая идея с неисчерпаемым потенциалом. Главный лозунг проекта – «Мы — казахстанцы! Мы живем в многонациональной стране, уважая традиции и обычаи друг друга! Мы любим свою Родину и желаем ей процветания!». Все просто и понятно. Флаги на мотоциклах, хорошее настроение, дружная команда и кольцевой маршрут по границе страны. В этом году еще связали мотопробег с 30-летием независимости страны.
Такие проекты положительно сказываются на формировании патриотического духа молодежи, воспитании её в любви к своей стране через познание её природы, людей, истории.
Моё субъективное мнение, что госсимволы — не герб, а именно флаг, как более узнаваемый госсимвол страны, его цвета и символы должны быть доступны к использованию в любой форме. Возможность самовыражения людей, не в последнюю очередь с помощью идентификации себя как гражданина, должна быть полностью свободной. Чем чаще граждане обращаются к символам страны для подчеркивания собственной принадлежности, тем больше патриотических чувств они испытывают.
Это хорошо прослеживается в США, где цвета флага используются очень широко. В том числе и благодаря этому чувства патриотизма и гордости граждан от принадлежности к «американской нации» у них на самом высоком уровне.
Но нельзя забывать, что патриотизм приобретается благодаря правильной и слаженной работе правительства на благо гражданина. Когда гражданин доверяет государству, а государство, в свою очередь, обеспечивает верховенство закона, справедливость суда, высокий уровень жизни, образования и здравоохранения.
— А когда был самый маленький и самый большой маршрут мотопробега «Менiң елiм»?
— Первый маршрут 2014 года, пожалуй, был самым коротким — 7500 километров. А самый длинный оказался в 2016-м, когда мы начали пробег и вернулись в Актау, общий километраж в тот год составил 12500 километров и 24 дня! В этом году мотопробег планируем «уместить» в три недели.
Маршрут мотопробега-2021: Актау – Атырау – Актобе – Уральск – Шымкент – Алматы — Усть-Каменогорск — Нур-Султан. Из столицы байкеры поедут в Кокшетау, далее – Петропавловск – Костанай — Актобе — Уральск — Атырау, и финишируют мотоциклисты 7 июня в Актау.