хан посланник прошлого копия

АБЫЛАЙ ХАН — ПОСЛАННИК ПРОШЛОГО

Хан Абылай является одним из великих правителей, оставшихся в памяти казахского народа как энергичный государственный деятель, смелый полководец и талантливый дипломат. Его имя стало символом независимости и боевым кличем для потомков.

Сведения о дате рождения хана противоречивы. Однако, по мнению ряда казахстанских историков, родословная хана Абылая восходит к хану Джучи, а также основоположнику казахского ханства Аз-Джанибеку, от него — к Енсегей бойлы хану Есиму, далее — к Салкам Джангиру. Абылай же был пятым в этой генеалогической линии. Если говорить подробнее, у хана Джангира были сыновья Уалибакы и Тауке; после смерти отца последний стал ханом. Уалибакы обиделся на то, что вопреки закону старшинства не он стал наследником отца, и отправился в Ургенч к своему деду по матери хану Каипу.

Позже сын Уалибакы Абылай «прославился своей храбростью, заслужив грозное и почетное имя «?анішер Абылай» (Кровожадный Абылай) (Ш. Уалиханов)». Его линию продолжили Коркем Уали и его сын Абулмансур, который в кровопролитные годы джунгарских нашествий остался сиротой и жил у Толе бия. В те годы сирота Абулмансур ходил в лохмотьях и за свой неприглядный вид был прозван «Сабалаком» (оборвышем), пас верблюдов Толе бия, лошадей Абильмамбета торе. В то время будущему хану было около 13 лет.

Жизнь у Толе бия, воспитание, полученное у общественного деятеля, оказали огромное влияние на Абылая, сформировали его как личность, как будущего хана, объединившего всех казахов и добившегося их независимости. Бий — олицетворение многовековой мудрости казахской степи, грамотный оратор, который мог управлять массами, сразиться в бою и в случае необходимости применять хитрость, стал примером для подражания для молодого человека. Юный Абылай перенимал опыт пожилого бия, взрослея не по дням, а по часам. К тому же, знаменитые жырау Бухар и Умбетей также способствовали его раннему взрослению и росту популярности правителя среди народа. Таким образом, к 16-17 годам Абылай являл собой умного и расчетливого человека, понимающего принципы защиты интересов народа, управления страной и армией. Согласно историческим данным, Абылай до 20 лет участвовал в походах и набегах в отряде батыра Богенбая, особенно в 1730-1731 годах, и таким образом набрался боевого опыта. Однако вершиной славы Абылая стал поединок с зятем грозного джунгарского правителя Галдан-Церена Шарышем. Убив его, Абылай стал пользоваться неоспоримым авторитетом. Это событие увековечил в своих стихотворных строках Бухар жырау:

«Как достиг ты двадцати лет,

Взлетел на золотой трон как белый сокол»…

Если верить легенде, Абылай прославился следующим образом. Во время нападения джунгарских феодалов на казахов хан Абильмамбет посылает клич всем трем жузам, призывая народ к защите от врага. В это время Сабалак приходит к Толе бию и говорит о своем желании сражаться с джунгарами. Однако бий то ли учитывает его молодость, то ли в насмешку над его лохмотьями, возражает: «Не лучше ли тебе спокойно пасти лошадей, чем пропасть ни за что в битве?» Обиженный Сабалак отвечает: «Чем оставаться джигиту в стороне от битвы, уклоняться от защиты родной земли — лучше умереть». Услышав это, Толе бий благословляет его на сражение, говоря: «Вижу, что ты джигит с честью и достоинством, да пребудет с тобой удача».

Казахские и джунгарские   войска бились ожесточенно. И тут в одном из замерших уголков сражения на поле битвы вылетел Сабалак с боевым кличем: «Абылай!» — и вызвал на поединок батыра Шарыша. Гарцуя на скакуне, Сабалак вонзил в соперника копье и убил его. Лишившиеся своего вождя джунгары бежали с поля битвы. Казахские воины кинулись в погоню и перебили их поодиночке. Позже эту победу Абылая Умбетей Тлеуулы воспел в следующих строках:

«…В двадцать лет ты храбрым был, первый трон заполучил,

Шарыша батыра победил, джунгар в бегство обратил,

Их войска вождя лишил…».

После того как казахское войско победило, хан Абильмамбет разбил шатер. У входа был поставлен казан. Хан усадил Сабалака рядом с собой и спросил:

— Дитя мое, я не понял, почему в бою ты выбрал клич «Абылай»? Кто ты такой и кем тебе приходится Абылай?

Юноша ответил:

— Я — внук кровопийцы Абылая. Мой дед был удачлив в бою, и я выбрал его имя в качестве боевого клича.

Довольный Абильмамбет обнял его со словами:

— Дорогой мой, ты, оказывается, мой родич!

И обратился к своим войскам со словами:

— Слыхал я, что от хана Бакы (Уалибакы) остался единственный потомок, и сегодня я встретил его. Если вы не против, великое ханство по праву принадлежит ему.

Из трех жузов были выбраны 90 отрядов, получив благословение от деда Жанибека, Абильмансура избрали ханом. Отныне он взял себе имя Абылай (эти сведения взяты из «Родословной казахов» Шакарима Кудайбердиева).

Однако тут стоит уточнить один момент. А именно — дату восшествия Абылая на трон. Шакарим Кудайбердиев пишет в своей книге, что Абылай стал ханом в 1735 году. А Умбетей жырау утверждает, что Абылай сел на трон в 20-летнем возрасте, то есть в 1731 году. Однако, сопоставив эти данные с другими, мы можем обнаружить и иные версии. Несмотря на то, что в книге говорится, будто Абильмамбет отдал Абылаю ханство прямо на поле битвы, похоже на то, что его восшествие на трон произошло в более позднее время. К примеру, в стихах Бухара жырау говорится, что ханом он стал в 25 лет:

«Как достиг ты двадцати лет,

Взлетел на золотой трон как белый сокол.

Стал удачлив и могуч,

Желал себе добычи издалека.

Наточив о камни меч,

Врага упорно побеждал.

Все больших побед ты желал,

О дальних странах ты мечтал…

В двадцать пять, как и мечтал,

Трон себе завоевал,

Ханом всех трех жузов стал…»

В письме российского правительства Китайской империи, а также само китайское правительство называет Абылая ханом. Более того, в указе насчет Абылая сказано: «Он издавна был ханом, следует признать его ханский титул». Следовательно, Абылай стал ханом примерно в двадцать пять лет.

По словам казахского историка Шакарима, Абылай был великим ханом, объединившим все три жуза. До этого ханы трех жузов правили с территории Старшего жуза. Однако когда Абылай стал ханом, руководители Среднего жуза сказали: «Джунгарские захватчики представляют большую опасность для Среднего жуза. Поэтому великий хан должен править, находясь на территории Среднего жуза».

Прежний хан Абильмамбет, освободивший свое место на троне во избежание распрей из-за власти, стал править в причитающемся ему Среднем жузе. Об этом российский историк А.И. Левшин и наш соотечественник Ш. Уалиханов пишут: «До 1739 года в Среднем жузе правили два хана: Абильмамбет и Абылай», то есть они не боролись за власть, а продолжали мирно править вместе.

Историческая роль Абылая напрямую связана с победой в сражении с джунгарами. В боях с врагами он сумел проявить свои организаторские способности, отвагу и пре-дусмотрительность. В 1738-1741 годах казахские войска несколько раз давали отпор джунгарам. Однако война есть война, победы чередовались поражениями и предательствами. В одном из таких боев Абылай попадает в плен к джунгарам. Это опечалило казахов. Теперь стояла задача — освободить Абылая из рук врага. Однако это было нелегко. В этом отношении данные казахстанских и российских историков расходятся: первые утверждают, что уважаемые казахские аксакалы и бии попросили джунгар освободить Абылая, а вторые считают, что он был освобожден благодаря их вмешательству. По одной из версий, российский посол Мюллер отвозил джунгарскому правителю письмо генерала-губернатора Неплюева с просьбой освободить Абылая из плена. Однако оба источника по-своему правдивы. К примеру, Толе бий и Абулхаир хан писали письмо от имени казахских правителей в Оренбургскую администрацию, прося помощи. Сохранилась переписка между ханом Абулхаиром и генерал-губернатором Оренбурга Неплюевым. От всех трех жузов отправились послы во главе с Толе бием, которые в результате переговоров с джунгарами освободили Абылая, его батыров и нукеров — всего 35 человек.

В связи с этим, возникает мысль, не пишет ли Неплюев в письме в Коллегию иностранных дел о том, что он «выпросил» свободу для Абылая из опасения, что, объединившись, казахи и джунгары могут быть опасны для России? Как бы там ни было, с этих пор Абылай сближает казахов с Россией. Он сумел сохранить казахскую землю от джунгар, вместе с ханом Среднего жуза Абильмамбетом и 120 старшинами отправляется в Оренбург, где признает верховенство России, желая обрести в лице империи защиту, и в то же время он сумел не испортить отношения с Китаем. Во время случившейся в те времена размолвки между двумя великими империями он направляет послов и в Россию, и в Китай, использует размолвку в свою пользу. Вместе с тем, после смерти Галдан-Церена (1745 г.) во время распрей из-за трона среди джунгарских правителей и войны джунгар с китайцами он сумел вернуть и часть захваченных джунгарами земель. Охраняя независимость своего ханства, он ликвидирует все угрожающие ему обстоятельства.

Тем не менее, значительная часть казахских земель все еще оставалась у джунгар. В связи с этим, Абылай, помимо борьбы с иноземными захватчиками в 40-х годах, позже, в 50-х годах, продолжил борьбу. Он использовал в сражениях до 15-20 тысяч воинов, иногда (в декабре 1753 года) до 5 тысяч и менее воинов, и постепенно вернул казахские земли. В 1754 году на берегу реки Каратал Абылай проявляет беспримерное мужество, выйдя в бой с 10 000 джунгарами всего с 1700 воинами. В 1757 году Абылай сразился с 40 000 китайских воинов, когда у него было лишь 6000 человек, и принудил китайцев просить о перемирии. Постепенно все это ослабляет былую мощь давних врагов казахов — джунгар. Наконец в 1771 году Абылай сражается с ойратами на берегу Мойынты и завоевывает особенно важную победу.

Абылай стремится восстановить владения казахов, завоеванные джунгарами во времена ханов Керея и Жанибека, Енсегей бойлы ер Есима. К примеру, в 1754-1755 и 1764 годах киргизы захватили немалую часть сел Жетысу, истребив наших соотечественников на берегах Аксу, Коксу и Чу. В связи с этим, Абылай в 1755-1765 годах вышел в поход против киргизов и отвоевал землю вдоль берегов Иле и Чу. Говоря иначе, укрепил нынешние границы от Нарынколя до Кордая.

В последние 15 лет жизни Абылай выступал против среднеазиатских ханств, сразился с кокандским ханом Ерденбеком и вернул казахам древние города Туркестан, Сайрам и Шымкент. Теперь Ташкент должен был выплачивать казахам дань.

В 1738-1781 годах он укрепил и защитил границы Кызылжара, Кокшетау, Кереку, Зайсана, Семипалатинска и Усть-Каменогорска.

Нельзя забывать, что в этот же период Абылай ставит точку в освободительных сражениях казахов с джунгарами. В 1771 году теснимые со всех сторон приволжские калмыки численностью 180 тысяч человек прошли через казахские земли на джунгарские земли. В это время хан Нуралы в первый раз сразился с ними на берегу Эмбы, а у Балхаша   войска Абылая окружили калмыков. Оказавшись в безвыходном положении, калмыки попросили перемирия и приняли подданство. Абылай, заботясь о спокойствии своего народа и сохранении добрососедских отношений, дал калмыкам возможность благополучно вернуться на родину. Освобожденные от джунгар восточные земли были возвращены казахам.

Абылай хан прославился и как талантливый полководец. В военное время он поддерживал строгую дисциплину в войсках и при управлении ханством. Самое главное — он пробудил в соотечественниках стремление при необходимости отдать жизнь во имя свободы родной земли. От своих воинов он требовал после самых тяжелых сражений и долгих походов оставаться готовыми к сражению и стремиться к победе. Настроенные на победу воины не боялись вступать в сражение даже при численном перевесе врага, одерживали победу, даже будучи в меньшинстве. Объединив силы ханства, Абылай сделал его сильным с военной точки зрения государством.

Как уже отмечалось выше, он стал ханом не только Среднего жуза, но и всех трех жузов со ставкой в Туркестане. Однако, несмотря на то, что Китайская империя, Джунгария и среднеазиатские государства признавали его в качестве хана трех жузов, российская царица Екатерина II боялась его растущего влияния и признавала его лишь как хана Среднего жуза. В связи с этим, следует вспомнить слова Неплюева о том, что «мало того, что нам его ханство над всеми киргизами не будет полезно, оно еще и может быть вредно».

В советское время значение правления Абылая практически не обсуждалось, и это понятно. Только в годы независимости казахские специалисты смогли подробно исследовать и оценить его роль в истории. Однако одним из первых верную оценку правлению Абылая дал Шокан Уалиханов. Ученый в своих записках отмечал, что до Абылая не было личностей, пользовавшихся подобными полномочиями ханов, что на совете руководителей родов и султанов он централизовал власть.

Абылай отлично владел ситуацией, интересовался положением соседних государств, их политическим курсом. Особенно точны были его прогнозы по поводу планов Китайской и Российской империй. Когда китайские войска уничтожили джунгар и начали постепенно подбираться к казахской территории и Средней Азии, Абылай постарался объединить всех мусульман и организовал переговоры с афганским шахом Ахмадом Дуррани. Хан хотел установить дружеские отношения и с Османской империей. Таким образом, он смог укрепить отношения с Китаем, отказаться от российского подданства и не отзывался на обманчивые приглашения.

Постепенно хану перестали безоговорочно доверять российские начальники. Одним из доказательств тому может служить секретное письмо Оренбургского и сибирского губернатора от 20 января 1760 года Омскому Бригадиру Фонфрауендорфу, полковнику Лестоку со следующими поручениями разведать:

— где разместились и в каком составе тайные казахские     войска, насколько они далеки от России;

— есть ли стабильные войска у Абылая? Если есть, где, в каком количестве, кто их возглавляет?

— кто руководит Абылаем в политике и дает ему советы: на мое письмо он не ответил. Нужно узнать, к кому он попал в подчинение;

— есть ли у него мысль напасть на Россию. Если есть, с какой целью, определить состав войск;

— есть ли поддерживающие казахов народы, к примеру, китайцы, их состав;

— намерения казахов, связи с соседними странами, есть ли представляющие угрозу районы?

— каковы их отношения с Бухарой, Кашгаром, Жаркентом, Ташкентом, Туркестаном, дружат ли они между собой? Могут ли они примириться в ближайшем будущем?

— летом Абылай намерен откочевать в Кокчетав. Где он собирается остановиться, не думает ли отправиться дальше?

— Нужно следить за батырами, что это за люди?

— Каблан султан притеснил присланного из Оренбурга переводчика Гуляева. Почему? Нужно узнать его замыслы. Кто следит за их хитростями? Нужно внимательно следить за Абылаем, Кулсары батыром и другими.

Из содержания данного письма можно понять, что между Абылаем и оренбургскими чиновниками была связь. Во время пугачевского бунта Абылай с тремя тысячами воинов совершал набеги на русские укрепления. Таким образом, он не проявлял особой теплоты в отношении к России. Одно из доказательств тому — 22 октября 1778 года российский царь призывал Абылая прибыть к границе Оренбурга, Троицка или Сибири и получить письмо с заверением признания ханства Абылая, а также предназначенные для хана шубу, корону и военный меч и тому подобные официальные подарки и поклясться в верности России. Абылай отказался. Российское правительство предлагает Абылаю встретить их в своей ставке и дать клятву перед российским посольством, но Абылай не принял и это предложение, то есть он не возражал против торговых и культурно-бытовых отношений с Россией, но не хотел сближаться с ней в политическом плане. Он предпочитал быть хоть немного, но на дистанции, обмениваясь любезностями издали. Однако в защите государства он все же больше опирался на Россию. При этом он все же подстраховывался, не разрывая дипломатических отношений с Джунгарией, Китаем, и умел сохранить свою землю. Он сохранил и веру, и язык казахов. Развивал культуру и искусство. Защищал развивающееся государство, подрастающее поколение. Воспитывал сильных духом, гордых и стремящихся к независимости потомков. Поэтому его имя дорого для каждого казаха.

Однако великий хан Казахской орды многого не сумел достичь. Абылай признавался с горечью: «Я стремился объединить три жуза, но не смог. Мечтал построить город, но не сумел. Хотел создать целостное казахское государство, но и это оказалось выше моих сил». Поскольку во времена правления Абылая существовала сложная политическая ситуация, когда казахи лишились единства и власти, люди стали недоверчивы, враждовали из-за земель, силы государства подтачивали с одной стороны джунгары, с другой — киргизы, Россия — со стороны Бухары, экономика и социальное развитие страны утратили прежнюю стабильность. Во время нескончаемых войн народ вместо того, чтобы объединиться, продолжал заботиться лишь о своем имуществе и жил настоящим. Таким образом, Абылай не смог достичь успехов прежних ханов, расширявших и укреплявших владения казахов. Об этом и напоминал Абылаю Бухар жырау, говоря: «Ты не стоишь и мизинца Есим хана».

Тем не менее, потомок прежних славных ханов Абылай сумел вывести страну из многочисленных испытаний с минимальными потерями, предотвратить ее дальнейшее разрушение и разделение, возродил в казахах стремление к независимости. Именно за это его почитают и восхваляют в народе. Его называли великим ханом, посланником прошлого.

 

Отепберген Алимгереев,

фото из открытых источников