АБАТ КЫДЫРШАЕВ: «НА МОИХ ЗАНЯТИЯХ НИКТО НЕ ЗЕВАЕТ»
Цитата небезызвестного французского императора Наполеона Бонапарта «Кто не умеет говорить, карьеры не сделает» актуальна и в наши дни. Можно получить три высших образования, прочитать сотни книг, но так и не научиться грамотно выражать свои мысли. Культурой речи и чистотой языка казахстанской молодежи обеспокоен ученый-лингвист, доктор педагогических наук, член Российского риторического сообщества, автор научных работ по искусству риторики Абат Кыдыршаев. Эта интереснейшая личность стала гостем нашей редакции.
В современном мире монологам остается все меньше места, зато растет популярность виртуального общения. В наши дни мало кто заботится о чистоте речи. Большой проблемой остается сквернословие, нецензурные выражения, которые с небывалой скоростью проникают даже в литературу и в кино. Мы привыкли к незамысловатому молодежному жаргону, таким словам-паразитам — «по любому», «оттянулись», «короче», «типа», «прикинь» и тому подобным, которые так и сыплются сегодня из уст молодых людей. Вроде и не уголовная лексика, но и нормальным языком тоже не назовешь. Наш собеседник Абат Сатыбаевич — не только замечательный ученый-лингвист, но и педагог, профессор Западно-Казахстанского государственного университета, доктор педагогических наук, академик Академии педагогических наук Казахстана. В нефтяную столицу приехал по приглашению КГКП «Региональный центр переподготовки, повышения квалификации и обучения языкам государственных служащих» для проведения лекций по ораторству. Наш собеседник считает, что уровень общей культуры человека во многом можно определить по культуре его речи. Ораторство — сегодня необходимое условие эффективной работы практически во всех сферах деятельности. Будь то бизнесмен, религиозный наставник, учитель, юрист, социальный работник, госслужащий и даже продавец — они должны в той или иной степени уметь правильно выражать свои мысли. По словам ученого, многие люди ошибочно считают, что для того, чтобы стать интеллигентным, культурным и образованным, достаточно иметь в кармане диплом о высшем образовании. Притом, что сами и двух слов связать не могут. Просторечие и жаргон характеризуют скудость кругозора, неразвитость мышления. Неграмотная речь свидетельствует и о недостатках воспитания.
— Великие люди говорили: «Поэтами рождаются, а ораторами становятся». Например, мы не сможем научиться плавать и нырять, если будем только наблюдать за пловцами с берега. Точно так же без постоянных упражнений невозможно овладеть ораторскими навыками. Вспомните Демосфена, который был косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, привычку подергивать плечом и т.д, но благодаря своей настойчивости и энергии он победил все эти недостатки. В итоге в результате длительных речевых упражнений, набирая в рот черепки и камешки, произнося речи на берегу моря, при шуме волн, заменявших в данном случае шум толпы, он научился ясно, четко произносить слова. Изучая образцы красноречия, Демосфен неделями не выходил из комнаты, обрив себе половину головы, во избежание соблазна. Конечно, его первые попытки выступать публично не имели успеха, но он много работал над собой, в итоге стал знаменитым оратором древнего мира.
Абат Сатыбаевич является автором некоторых публикаций, в частности, это учебники, пособия и книги, посвященные ораторскому искусству. Свое видение мощного коммуникативного потенциала казахского языка, а именно ораторского искусства, он апробировал на многочисленных научных конференциях различного масштаба. Сам стал идейным вдохновителем и организатором многочисленных научных конференций, посвященных различным аспектам теории и методики преподавания языка и риторики. И особое место в научной деятельности ученого занимают его исследования по теории и методике преподавания риторики, ораторского искусства. Его многочисленные труды, посвященные этой великой науке — яркое тому доказательство: «Шешендіктану», «Шешен-лектор профессиограммасы», «Шешендік тағылымы», «Іскерлік шешендіктану қағидалары» и другие.
Обладая глубокими знаниями психологии человеческой натуры, широким кругозором, обширными академическими знаниями, этот человек может часами говорить о своей деятельности, рассуждать о своих наблюдениях. Его завораживающая речь, простота в общении, выразительный взгляд, четкая жестикуляция способны привлечь и заинтересовать даже самого ленивого слушателя. Время рядом с ним летит незаметно. Он очень чутко ощущает настроение собеседника и умело может расположить его к себе. Ораторское мастерство, умение ясно доносить свою мысль, отстаивать точку зрения необходимы практически любому человеку. Поэтому в числе его слушателей самые разные группы: от студентов до госслужащих, для которых он читает лекции об ораторском искусстве предков и перспективах развития языка праматери — «Ана тілі». Его выступления на самые разные темы каждый раз получаются интересными, поэтому они привлекают внимание большого количества слушателей.
— На моих занятиях никто никогда не зевает, — с улыбкой говорит Абат Сатыбаевич. — Я не позволяю человеку сделать это, так как в ходе тренингов мы часто обмениваемся мнениями, обсуждаем тот или иной вопрос, публично беседуем, выступаем перед аудиторией. — Во-первых, это дружеская атмосфера, в которой легко раскрыться и легко обучаться. Во-вторых, много практики, что позволяет уже с первых занятий почувствовать рост своего ораторского мастерства. И, в-третьих, хорошо продуманная программа, когда каждое следующее упражнение дополняет предыдущее, и в результате знания складываются в единую, цельную систему.
Наш герой признается, что часто слышит слова признательности от слушателей. Одним его лекции помогли побороть внутренний страх перед выступлением, другим — избавиться от комплексов. Третьим — в личностном росте, в раскрытии внутреннего потенциала. Ученый утверждает, что в древнем Риме, древней Греции, на арабской, индийской, китайской земле риторика считалась одним из главных учебных предметов. Еще с тех давних времен люди понимали, что качественное образование напрямую связано с культурой речи. И сегодня нам нужны не разовые отчетные мероприятия, а комплексные меры, опирающиеся на мировые научные методики. Поэтому Абат Кыдыршаев уверен, что настала пора ввести ораторское искусство в качестве предмета в программы высших и средних учебных заведений, где готовят будущих специалистов.
— Человек не рождается говорящим. Этот навык он постепенно развивает в себе в повседневном общении, и совершенно очевидно, что это доступно любому нормальному человеку. А если он занимается по продуманной методике, используя системный подход, то также совершенно очевидно, что его прогресс в овладении ораторским искусством будет гораздо значительней, — отмечает он. — В настоящее время люди начинают осознавать теснейшую связь между экономикой, воспитанием, отношением к труду и культурой человека. Актуальная проблема сегодня — нравственный облик, культура личности, так как в решении экономических и других вопросов важны усилия не только общества, но и каждого человека.
Абат Сатыбаевич видит причину растущей популярности виртуального общения, которым увлечено все человечество, в дефиците общения. Поэтому отмечает, что к решению этой проблемы нужно подойти со всей ответственностью. В заключение наш собеседник привел слова Антона Павловича Чехова, который говорил: «Дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать…». И с этим нельзя не согласиться. Поэтому слова-паразиты и нецензурные выражения, которые уродуют нашу речь, влияют на психику человека, следует вовсе исключить из своего лексикона. Ведь речь должна ласкать слух.
Динара КАНБЕТОВА