А что нарисует ваш ребёнок?

1630481428 15 papik pro p semya risunok 15 Общество

Семейная пара, которая уже не живет вместе, борется за то, чтобы дочь, которую они любят, жила либо с папой, либо с мамой…

А вот что хочет сама девочка? С кем она желает остаться? В кабинете педагога-психолога высшей категории Ляззат Тулеповой вместе с родителями находится 13-летняя Айслу М. Каждый из родителей тянет дочь в свою сторону, и чтобы учесть желание самого ребенка и услышать выводы специалиста о его психологическом состоянии, суд при определении места проживания 13-летнего подростка счел нужным обратиться к психологу. На первый взгляд, Айслу показалась очень спокойной, довольно общительной девочкой. На контакт с незнакомым человеком пошла свободно, больше того, она оказалась неплохой собеседницей. Но, несмотря на внешне уравновешенный эмоциональный фон, ощущалось, что она легко ранима: ситуация с разводом родителей ее очень напрягала. Педагог-психолог Ляззат Тулепова, которая занималась и с родителями, и с ребенком, после проведения всех тестов поделилась своими выводами:

— Для Айсулу очень важен комфорт – как внутренний, так и внешний. Ей нелегко адаптироваться в новой обстановке, она боится перемен, долго привыкает к новому, и ей трудно избавиться от устоявшихся привычек, уклада жизни. В связи с этим у девочки сильно занижена самооценка и нет чувства уверенности. Любой разрыв отношений она воспринимает крайне болезненно, хотя открыто это не проявляет. Айслу болезненно воспринимает грубость и злость, неблагоприятная атмосфера в доме может сделать ее нерешительным, робким и замкнутым человеком, – делает выводы специалист.

— На всех психологических тестах, которые определяют внутрисемейные отношения, Айслу изображает свое место рядом с отцом. Из родственников она нарисовала дедушку, ақ мама и сестру Дарину. На своем рисунке за пустым круглым столом она изобразила себя между папой и сестрой. Маму как родителя на рисунках она не указала. Это говорит о том, что ребенок испытывает чувство обиды по отношению к маме, – продолжает делать выводы психолог.

— В «невинном» детском рисунке «Моя семья» можно увидеть не только психологическое состояние девочки, но неосознанные или скрытые проблемы, ее отношение к каждому члену семьи и восприятие семьи в целом. К сожалению, Айслу с неохотой взялась рисовать свою семью. Прежде всего, в глаза бросается порядок изображения членов семьи. Вот, посмотрите, первым она нарисовала самого важного члена семьи – папу, что говорит о значимости отца для ребенка. Затем девочка, нарисовав себя посередине, между отцом и сестрой, рядом с ними пририсовала сердечко, тем самым показывая свою любовь и психоэмоциональную близость. И только потом, отдельно от всех, изобразила маму. Рисуя в последнюю очередь, казалось бы, самого главного и близкого человека, она демонстрирует заниженный статус матери в семье, – расшифровывает психологические тесты Ляззат Жылкышиевна.

Позже, в ходе беседы, на вопрос: почему на ее рисунках нет мамы, Айслу стала очень сильно нервничать, от волнения у нее тряслись руки, а потом она заплакала и сказала: «Я обижена на маму. Она пьет водку и зовет мужиков. У нее есть Бауыржан ага, он приходил ночью, когда мы жили отдельно от папы. Я хочу жить с папой. Мне жалко мою сестренку, я хочу с ней видеться, но мама не разрешает. После елки мама забрала сестру и не вернула. Я не хотела кушать без нее. Мы ее искали. На следующий день мы с папой пошли туда, где она живет, но мама не открывала дверь. Когда я была в школе, мама приходила и хотела, чтобы я пошла жить к ней навсегда», – сказала Айслу.

По мнению психолога, возможно, девочка получала недостаточно внимания от мамы, которая больше времени уделяла младшей дочери. Вот и сейчас она забрала к себе сестренку, а не ее. Возможно, живя с отцом, она слышит негативные высказывания взрослых в адрес мамы, которые могли повлиять на ее отношение к ней. Для 13-летней девочки это болезненно и обидно. Она, несомненно, скучает по маме, своей сестре, которые живут отдельно от нее, но и папу она тоже любит, жалеет и боится его огорчить, девочка растеряна. Картину, что видела Айслу, где мама за столом употребляет спиртное с незнакомым мужчиной, конечно, сильно ее огорчила. Но нам неизвестно, видела она это только один раз или несколько. Возможно, к женщине в гости приходил знакомый, приятель либо коллега. Однозначно сказать, что мама ведет аморальный образ жизни, нельзя. И то, что женщина тайком увела младшую дочь с новогоднего утренника, приходила в школу повидать дочь и не открыла дверь отцу, когда они приходили к ней домой, говорит о запрете со стороны родителей видеть своих детей, и боязнь, что один из них может их отобрать силой.

Психологическая интерпретация родителей, которые тоже прошли тестирование, говорит о том, что женщина получала стресс, вызванный нежелательными ограничениями или запретами. Она чувствует себя растерянной и несчастной из-за испытываемых трудностей в стремлении достигнуть сотрудничества и гармонии, следовать своим собственным убеждениям и принципам, пытается завоевать уважение как независимая личность. Хочет сама распоряжаться своей судьбой и как мать борется за своих детей.

Отец же в этой семье имеет превалирующую роль, который занимает или хочет занять положение, наделенное властью, чтобы контролировать и влиять на ход событий. Он эгоцентричен, поэтому и обидчив, бывает раздражительным, эмоциональным, возможно, позволяет себе говорить о маме плохо. Но очень привязан к своим дочерям, оберегает их и любит.

Написав исковое заявление в суд об определении места жительства несовершеннолетней дочери, отец тоже хочет отвоевать свое родительское право, чтобы старшая дочь осталась с ним.

Также педагог отметила, что на рисунке девочки отсутствует человек с большой головой, что в представлении ребенка означает наиболее умного члена семьи. Глаза у всех членов семьи изображены в виде точек – это говорит о внутреннем беспокойстве, рты у персонажей нарисованы в виде черточки – ребенок считает, что члены семьи скрывают свои чувства, не могут их выразить или влиять на других. Также люди на рисунке изображены без ушей. По интерпретации психологических тестов человек, нарисованный без ушей, – признак того, что он «не слышит» ребенка или вообще никого в семье.

Фигуры на листке бумаги изображены маленькими, в нижней части. Это тоже признак тревоги, подавленности, низкой самооценки. Вся семья на рисунке у Айслу нарисована в один ряд, и между ними есть расстояние, что свидетельствует об их эмоциональной отдаленности. Рисунок девочки говорит о том, что никто из взрослых не хочет понять чувства Айслу, не разговаривает и не объясняет ей сложившуюся ситуацию. Сейчас каждый из родителей, как это зачастую и бывает, тянет одеяло на себя. Конечно, самым идеальным решением для 13-летнего ребенка было бы, чтобы родители полюбовно, без претензий друг к другу, договорились между собой, учитывая желание дочери, выводы психолога, с кем будет жить дочь.

Мы не знаем, дойдет ли это дело до суда, но «Михалыч», рассказывая эту историю, хочет посоветовать родителям, которые решили расстаться, не манипулировать детьми, тем самым самоутверждаясь друг перед другом, забывая об интересах детей. Помните, что для ребенка каждый из родителей должен оставаться самым хорошим, лучшим и дорогим человеком. Если вы любите своих детей, то разводящиеся супруги должны помочь им пережить эту непростую ситуацию и ни в коем случае не ограничивать общение с родителем, не говорить о нем плохих слов. Только тогда они вырастут полноценными и счастливыми людьми.

«ПК» продолжает рубрику «Жилетка Михалыча». Если у вас есть истории, которыми вы хотите поделиться, присылайте их на эл. почту: Lee.a65@mail.ru или на WhatsApp: 8 701 463 53 45.

Рубрику ведет Анжелика КИМ

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна